Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Песня о родной земле»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Татьяна Андреевна

Знакомство дошкольников с Гимном Республики Бурятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pesnya_o_rodnoy_zemle.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

на тему:

«Песня о родной земле»

Автор:

Петрова Т.А.

музыкальный руководитель

МБДОУ «Подснежник»

с. Бичура

Образовательная область-

«Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Музыкальная деятельность»)

Вид образовательной деятельности-

 организованная образовательная деятельность

Тип занятия - традиционное

Тема- «Песня о родной земле»

Форма организации - групповая

Возраст детей - дети старшего дошкольного возраста(6-7 лет)

Дата проведения- 18 октября 2023г

Интеграция о.о. – 

художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

 баян, проектор, экран, ноутбук, презентация к занятию, указка, картинки «Внимание!», «Микрофон», клавесы по количеству детей, наклейки.

Репертуар:

1 «Вместе весело шагать» В. Шаинский

2Приветственная песенка «Привет»

3 «Песня о родной земле» м. А. Андреева сл. Д. Жалсараева

4 песня «Часики» из м\ф «Фиксики»

5 распевка «Мама мими»

6 прощальная песенка

Цель:

Становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей действительности в музыкальном произведении А. Андреева и Д. Жалсараева «Песня о родной земле»

Задачи:

Обучающие:         

-продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки композитора А. Андреева.

-поощрять желание детей самостоятельно импровизировать мелодию на строки о малой Родине.

Развивающие: 

-развивать у детей музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

-способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.

Воспитательные:

 -приобщать детей к музыкальному наследию бурятских композиторов.

Используемые методы и приемы:

-Метод эмоциональной драматургии(Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин)

(завязка, постановка проблемы, разработка, кульминация, завершение)

-метод музыкального обобщения(Э.Б.Абдуллин)

(активизация жизненного музыкального опыта детей, знакомство с новой темой с опорой на него, закрепление нового знания в разных видах муз.д-ти)

-метод создания композиций(Л.В.Горюнова)

(сочетание разных видов муз. деятельности  при исполнении одного и того же муз. произведения)

-метод создания художественного контекста(Л.В.Горюнова)

(выход за пределы музыки-обращение к окружающей природе, жизни)

-метод сравнения (исполнение 1 произведения соло и хор, на инструменте и оркестром, с текстом песни и без пения, на разных языках)

-метод идентификации(узнавание произведения)

-метод перекодирования(представление содержания в другой системе.т.е пластике)

-наглядный метод(слуховая, зрительная и двигательная наглядность)

-практический метод (упражнение, импровизация, исполнение)

-словесный метод (беседа, рассказ, объяснение)

Ход:

Слайд1- смайлик с улыбкой.

Вводная часть

 1 Звучит песня В. Шаинского «Вместе весело шагать».

 Дети, держась за руки входят в зал, м\р берет ведущего за руку и они вместе,  делают круг, выполняют движения 1 куплета и припева. Под музыку садятся

М\р: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Андреевна. Сегодня мы с вами вместе проведем музыкальное занятие. И начнем мы с вот такой приветственной песенки:

2 Песня «Привет»+

По показу педагога(показ движений- верхняя нота помахать правой ладошкой наверху, нижняя нота помахать ладошкой внизу, движение  правой ладошкой вниз по ступенькам и на последнем звуке соединить ладони внизу в сердечко).

А теперь давайте поздороваемся на бурятском языке. Кто знает как по-бурятски «Здравствуйте»?

3 Песня «Сайн байна»(«Привет»- без слов) или  «Мэндээ, мэндээ, би дууга дулхам мэндээ»

М\р: Спасибо, замечательная песенка  у нас  получилась.

Основная часть

Создание проблемной ситуации:

Ребята, у нас в садике сегодня возникла сложная ситуация.К нам приехали гости. Слайд2(мать Бурятия) 

Они хотят познакомиться с нашей Бурятией. Но они не простые туристы, они- музыканты и хотят послушать песню, в которой поется о красоте нашего родного края.

Беседа с детьми, активизация личного опыта:

Может быть, кто-нибудь из вас знает песню о Бурятии, чтобы спеть ее нашим гостям?

(Варианты ответов:

  1. Дети называют Гимн Бурятии ( прошу спеть, а хотите спеть как настоящие артисты-переход к клипу, тогда давайте подготовимся к выступлению- переход к вокально-хоровой работе).
  2.  Дети слышали песню, но слов не знают.( Вопросы к детям: От кого узнали? Где слышали?-переход к клипу, предлагаю выучить слова-переход к к в\х работе)
  3. Дети не знают песни о Бурятии.)

М\р: Ну, что же, давайте искать выход вместе! А вы знаете, как сочиняется песня? (Ответы детей)

Поэт пишет стихи, а как называется профессия человека, который пишет музыку? Правильно, композитор. Давайте и мы с вами попробуем сочинять песню о том. как мы любим свою Бурятию, свой родной край, где мы родились и  живем!

Я придумала  вот  такие строки «Люблю тебя, Бурятия моя!». А вы попробуйте придумать свою мелодию, чтобы получилась короткая песенка.

 Если дети затрудняются, предлагаю следующие варианты:

Представьте, что вы всадник на коне, он несется по бескрайней степи вокруг него только бесконечное море из травы и цветов и он радостно поет «Люблю тебя, Бурятия моя!»(стаккато).

А вот сидит рыбак в лодке, вокруг него воды Байкала, чайки и рыбки, и он поет: «Люблю тебя, Бурятия моя!»(легато)

А вот человек насобирал в тайге много ягод, грибов и орехов и , радуясь громко поет: «Люблю тебя, Бурятия моя!»(форте).

Импровизация детей

М\р: Вот видите, как по-разному можно проявить любовь к своей Родине.

Слайд 3- карта Бурятии

А чтобы спеть о красоте родного края, нужно её увидеть. Давайте полетаем над нашей Бурятией на самолете. (Встаем возле стульчиков)

Прежде чем лететь. Нужно залить топливо в бак. Вот так! ( показ). Делаем короткий вдох через нос и три коротких выдоха через рот со звуком «ш-ш-ш»(руки на уровне живота, упражнение «насос»). Теперь заводим мотор: бр-р-р(+ движение рук «моталочка»).

А теперь представьте, что наш самолет летит с одного края Бурятии на другой, а за ним тянется звуковая дорожка у-у-у-у, чтобы она получилась нужно сделать медленный вдох через нос, не поднимая плеч, и постепенно выдыхать воздух через рот так. Чтобы его хватило с одного края до другого (показ).

Работа детей:

1 по образцу, слева направо и справа налево.

2снизу вверх

3 сверху вниз

Дети садятся.

М\р: Все ,что мы с вами увидели- сняли фильм. Давайте посмотрим  фильм, но, внимание- задача!( Карточка –внимание). Во время фильма будет звучать песня на бурятском языке. Слышали ли вы её, где и как она называется? У нас правило: во время слушания музыки мы выключаем микрофон, т.е. не разговариваем, а когда будем беседовать включим микрофон(карточки). Итак, внимание на экран!

Карточка «Микрофон выключен»

4 Клип «Гимн Бурятии «(на бурятском языке)

Карточка «Микрофон включен»

М\р: Видите, как прекрасна наша Бурятия! И об этом поется в песне, которую исполняют артисты нашего театра оперы и балета.

Беседа:

Слышали ли вы это музыкальное произведение? О чем оно? Как оно называется?

Вариант 1-дети не знают

Вариант 2-знают, поговорить откуда знают, о чем оно, кто написал.

 Слайд4- портреты Д.Жалсараев и А. Андреев

Слова этой песни написал бурятский поэт Дамба Жалсараев и назвал свое стихотворение «Песня о родной земле». А композитор А.Андреев сочинил к этим стихам красивую мелодию. Давайте послушаем небольшой фрагмент музыки и сыграю я его на инструменте, который называется баян.

Карточка «микрофон выключен»

Исполнение  фрагмента мелодии на баяне м\р

Карточка «микрофон включен»

М\р: Какое настроение было у вас, когда вы слушали  музыку? Как звучала музыка? Давайте попробуем пропеть эту мелодию с закрытым ртом на звук «М». Вот так.

Повторное исполнение  фрагмента мелодии на баяне м\р.

Скажите эта мелодия вам напоминает какой-либо звук в природе или какую-нибудь песню?(ответы детей)

А вот мне представляется, что это волны Байкала медленно накатываются на берег и отходят назад.

Слайд5- волны Байкала

Смотрите: показ рукой-волна на берег(крещендо), обратно – диминуэндо. Пропеваем на звук «М» показывая волны рукой.

Работа детей

А еще можно представить, это мать качает свое дитя на руках и поет ему ласковую колыбельную.

Слайд6 – колыбельная

 Давайте попробуем.

Работа детей.

Слайд7-длинные и короткие звуки(палочки)

м\р: Но все –таки у этой музыки есть определенный ритм. Есть короткие и длинные звуки. Сейчас мы попробуем их сыграть на клавесах. А помогут нам  наши стульчики. Поворачиваем  стульчики спинкой и садимся., как всадники. Короткий звук мы играем так( скрестив палочки), а длинный ударяем двумя палочками о спинку стула. Давайте попробуем сыграть вместе.

Фонограмма 5 (гимн обрезка)   и играем(прошу  детей подпевать)

Прошу ребенка собрать клавесы.

М\р: А вы знаете, что « Песня о  родной земле» поэта Жалсараева и композитора Андреева так понравилась жителям Бурятии, что эта песня стала Гимном нашей республики.

Слайд 8-символы Бурятии

Что такое Гимн? Эта самая главная песня, в которой рассказывается о нашей Родине. У нас есть гимн России-  в которой рассказывается о стране, в которой мы живем и гимн Бурятии, нашей малой Родине. Теперь эта песня звучит на всех  торжественных мероприятиях и её знают все жители нашей республики. Спросите бабушку или дедушку, родителей и они вам  споют. А вы хотите выучить эту песню, чтобы спеть вместе с ними?

А для этого нужно выучить слова песни и помогут нам в этом наши руки. Давайте сделаем круг, большую юрту.

Слайд9- картина пейзаж Бурятии

Таежная, озерная, степная – так пишет поэт о нашей Родине.

В тайге растут высокие кедры и ели, показываем -1. Таеж-медленно руки вверх, ная- медленно руки вверх

2 озерная- делаем медленно круг руками перед собой на уровне груди

3степная- развернуть руки ладошками вверх и медленно развести  их в стороны

Ты добрым светом - поднять лучики-руки вверх и пошевелить пальчиками

солнечным полна- медленно опустить руки вниз к туловищу

цветущая – фонарики обеими руками

от края – 2 фонарика справа от головы

 и до края –отвести 1 руку влево в и.п.

Будь счастлива -

Руки сложить у груди «благопожелание»

Родная-руки вытянуть вперед, как будто держим пиалу

 Сторона- развести чуть руки,как будто держим хадак и поклон

Работа с детей ( 1-без музыки, под пропевание слов, Фонограмма5 –песня «Гимн Бурятии» обрезка 2 – под песню)

М\р: Слова мы знаем, мелодию песни запомнили, осталось только спеть песню. Но чтобы песня получилась красивой, нужно подготовить наш голосок.

Сначала нужно сесть правильно:

Сел медведь на бревнышко- ссутулиться

Посмотрел на солнышко – посмотреть вверх

Покачался –вправо-влево

Потянулся – тянемся

Вправо-влево повернулся

 Сел красиво

Улыбнулся

 И сказал:»Хоть я медведь, но хочу красиво петь!»(погрозить пальчиком)

А сейчас сделаем зарядку для язычка, чтобы он стал мягким и гибким.

 Ф-ма 6 «Часики»

 Артикуляционная гимнастика для языка «Часики»(вправо-влево, вверх-вниз, цоканье)

Ну а теперь распоемся вот на такие слова: «Ми-ми-ми, мама ми-ми-ми»

фонограмма 7  Распевка «Мама мимими»

И прежде, чем мы начнем петь, посмотрите, какое выражение лица у нас  с вами будет во время пения- злое, грустное или веселое.

Слайд- 10 смайлики с разным выражением лица

Фонограма «Гимн  Бурятии»8-(1 к –пауза, затем 2 раз продолжить)

Пение детей:

1 помогая руками

2 с дирижером, под фонограмму

Как вы считаете, песня у нас получилась? Мы можем ее спеть  нашим гостям? Давайте вспомним особенности исполнения песни:

-осанка

-улыбка

-вдох и пропеваем звуковую дорожку

Будем помогать  руками?(ответ детей)

Может быть, кто-нибудь из вас представит нашу песню, как она называется  и кто ее написал? ( вариант2 – я представляю песню гостям)

Исполнение песни детьми – фонограмма Гимн Бурятии»8 -

 М\р: Уважаемые гости, вам понравилась наша песня? Может у вас есть к нам какие-нибудь пожелания?

Давайте  споем вместе( с движениями). Становимся в круг, чередуя, взрослый-ребенок. фонограмма Гимн Бурятии»8 -

М\р Как вы думаете, ребята, мы справились с задачей? Помогли детскому саду встретить гостей? Огромное вам спасибо, мне тоже очень понравилось с вами работать. Я думаю, что вы всегда будете любить и заботиться о своей родной земле, чтобы она стала еще краше и лучше. На память о нашем занятии я дарю вам вот такие солнечные смайлики.Будьте всегда добрыми и веселыми. А сейчас прощальная песенка

Ф-ма «Пока» со словами  фонограмма9+

«Баяртай» - фонограмма3

Всего вам доброго! До свидания!

Репертуар:

1 «Вместе весело шагать» В. Шаинский(

2Приветственная песенка «Привет»+

3Приветственная песенка «Привет»- (на бурятском)

4 клип «Гимн Бурятии»

5 живое исполнение ( на баяне)

6фонограмма+ «Гимн Бурятии»

7арт. Гимнастика «Часики»

8 распевка «Мама мими»

9фонограмма- «Гимн Бурятии»(4 раза)

10 прощальная песенка+

11 прощальная песенка-(на бурятском языке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5- 6 лет "Земля - наш общий дом"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5- 6 лет "Земля - наш общий дом" Автор: Корнева Л.В....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе " Защитим нашу Землю".

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экологической направленности, влючающий в себя интеграцию образовательных областей " Познавательное развитие", " Речевое развитие"...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Земля - наш общий дом" (Социально - коммуникативное развитие)

ООД предназначено для подготовительной к школе группе по социально- коммуникативному развитию. Цель ООД заключается в обобщении и систематизации знаний детей о природе, о бережном к ней отношении....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Вода и водные ресурсы Земли" по образовательной области "Познавательное развитие"

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Вода и водные ресурсы Земли» по образовательной области «Познавательное развитие»...

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Знакомство с родным городом Тамбовом» для детей старшей группы с использованием современных технологий

Конспект    формирует  представления детей о символике города Тамбова – флаг, герб, гимн; поможет          подвести детей к пониманию того...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Богатыри земли Русской» по программе «Социокультурные истоки» детей 5 -6 лет

Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Богатыри земли Русской»по программе «Социокультурные истоки»детей 5 -6 лет...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема ООД: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»Цель: Создание усло...