Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Песня о родной земле»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство дошкольников с Гимном Республики Бурятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_pesnya_o_rodnoy_zemle.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему:
«Песня о родной земле»
Автор:
Петрова Т.А.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник»
с. Бичура
Образовательная область-
«Художественно-эстетическое развитие» (раздел «Музыкальная деятельность»)
Вид образовательной деятельности-
организованная образовательная деятельность
Тип занятия - традиционное
Тема- «Песня о родной земле»
Форма организации - групповая
Возраст детей - дети старшего дошкольного возраста(6-7 лет)
Дата проведения- 18 октября 2023г
Интеграция о.о. –
художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
баян, проектор, экран, ноутбук, презентация к занятию, указка, картинки «Внимание!», «Микрофон», клавесы по количеству детей, наклейки.
Репертуар:
1 «Вместе весело шагать» В. Шаинский
2Приветственная песенка «Привет»
3 «Песня о родной земле» м. А. Андреева сл. Д. Жалсараева
4 песня «Часики» из м\ф «Фиксики»
5 распевка «Мама мими»
6 прощальная песенка
Цель:
Становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к отражению окружающей действительности в музыкальном произведении А. Андреева и Д. Жалсараева «Песня о родной земле»
Задачи:
Обучающие:
-продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки композитора А. Андреева.
-поощрять желание детей самостоятельно импровизировать мелодию на строки о малой Родине.
Развивающие:
-развивать у детей музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
-способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.
Воспитательные:
-приобщать детей к музыкальному наследию бурятских композиторов.
Используемые методы и приемы:
-Метод эмоциональной драматургии(Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдуллин)
(завязка, постановка проблемы, разработка, кульминация, завершение)
-метод музыкального обобщения(Э.Б.Абдуллин)
(активизация жизненного музыкального опыта детей, знакомство с новой темой с опорой на него, закрепление нового знания в разных видах муз.д-ти)
-метод создания композиций(Л.В.Горюнова)
(сочетание разных видов муз. деятельности при исполнении одного и того же муз. произведения)
-метод создания художественного контекста(Л.В.Горюнова)
(выход за пределы музыки-обращение к окружающей природе, жизни)
-метод сравнения (исполнение 1 произведения соло и хор, на инструменте и оркестром, с текстом песни и без пения, на разных языках)
-метод идентификации(узнавание произведения)
-метод перекодирования(представление содержания в другой системе.т.е пластике)
-наглядный метод(слуховая, зрительная и двигательная наглядность)
-практический метод (упражнение, импровизация, исполнение)
-словесный метод (беседа, рассказ, объяснение)
Ход:
Слайд1- смайлик с улыбкой.
Вводная часть
1 Звучит песня В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Дети, держась за руки входят в зал, м\р берет ведущего за руку и они вместе, делают круг, выполняют движения 1 куплета и припева. Под музыку садятся
М\р: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Андреевна. Сегодня мы с вами вместе проведем музыкальное занятие. И начнем мы с вот такой приветственной песенки:
2 Песня «Привет»+
По показу педагога(показ движений- верхняя нота помахать правой ладошкой наверху, нижняя нота помахать ладошкой внизу, движение правой ладошкой вниз по ступенькам и на последнем звуке соединить ладони внизу в сердечко).
А теперь давайте поздороваемся на бурятском языке. Кто знает как по-бурятски «Здравствуйте»?
3 Песня «Сайн байна»(«Привет»- без слов) или «Мэндээ, мэндээ, би дууга дулхам мэндээ»
М\р: Спасибо, замечательная песенка у нас получилась.
Основная часть
Создание проблемной ситуации:
Ребята, у нас в садике сегодня возникла сложная ситуация.К нам приехали гости. Слайд2(мать Бурятия)
Они хотят познакомиться с нашей Бурятией. Но они не простые туристы, они- музыканты и хотят послушать песню, в которой поется о красоте нашего родного края.
Беседа с детьми, активизация личного опыта:
Может быть, кто-нибудь из вас знает песню о Бурятии, чтобы спеть ее нашим гостям?
(Варианты ответов:
- Дети называют Гимн Бурятии ( прошу спеть, а хотите спеть как настоящие артисты-переход к клипу, тогда давайте подготовимся к выступлению- переход к вокально-хоровой работе).
- Дети слышали песню, но слов не знают.( Вопросы к детям: От кого узнали? Где слышали?-переход к клипу, предлагаю выучить слова-переход к к в\х работе)
- Дети не знают песни о Бурятии.)
М\р: Ну, что же, давайте искать выход вместе! А вы знаете, как сочиняется песня? (Ответы детей)
Поэт пишет стихи, а как называется профессия человека, который пишет музыку? Правильно, композитор. Давайте и мы с вами попробуем сочинять песню о том. как мы любим свою Бурятию, свой родной край, где мы родились и живем!
Я придумала вот такие строки «Люблю тебя, Бурятия моя!». А вы попробуйте придумать свою мелодию, чтобы получилась короткая песенка.
Если дети затрудняются, предлагаю следующие варианты:
Представьте, что вы всадник на коне, он несется по бескрайней степи вокруг него только бесконечное море из травы и цветов и он радостно поет «Люблю тебя, Бурятия моя!»(стаккато).
А вот сидит рыбак в лодке, вокруг него воды Байкала, чайки и рыбки, и он поет: «Люблю тебя, Бурятия моя!»(легато)
А вот человек насобирал в тайге много ягод, грибов и орехов и , радуясь громко поет: «Люблю тебя, Бурятия моя!»(форте).
Импровизация детей
М\р: Вот видите, как по-разному можно проявить любовь к своей Родине.
Слайд 3- карта Бурятии
А чтобы спеть о красоте родного края, нужно её увидеть. Давайте полетаем над нашей Бурятией на самолете. (Встаем возле стульчиков)
Прежде чем лететь. Нужно залить топливо в бак. Вот так! ( показ). Делаем короткий вдох через нос и три коротких выдоха через рот со звуком «ш-ш-ш»(руки на уровне живота, упражнение «насос»). Теперь заводим мотор: бр-р-р(+ движение рук «моталочка»).
А теперь представьте, что наш самолет летит с одного края Бурятии на другой, а за ним тянется звуковая дорожка у-у-у-у, чтобы она получилась нужно сделать медленный вдох через нос, не поднимая плеч, и постепенно выдыхать воздух через рот так. Чтобы его хватило с одного края до другого (показ).
Работа детей:
1 по образцу, слева направо и справа налево.
2снизу вверх
3 сверху вниз
Дети садятся.
М\р: Все ,что мы с вами увидели- сняли фильм. Давайте посмотрим фильм, но, внимание- задача!( Карточка –внимание). Во время фильма будет звучать песня на бурятском языке. Слышали ли вы её, где и как она называется? У нас правило: во время слушания музыки мы выключаем микрофон, т.е. не разговариваем, а когда будем беседовать включим микрофон(карточки). Итак, внимание на экран!
Карточка «Микрофон выключен»
4 Клип «Гимн Бурятии «(на бурятском языке)
Карточка «Микрофон включен»
М\р: Видите, как прекрасна наша Бурятия! И об этом поется в песне, которую исполняют артисты нашего театра оперы и балета.
Беседа:
Слышали ли вы это музыкальное произведение? О чем оно? Как оно называется?
Вариант 1-дети не знают
Вариант 2-знают, поговорить откуда знают, о чем оно, кто написал.
Слайд4- портреты Д.Жалсараев и А. Андреев
Слова этой песни написал бурятский поэт Дамба Жалсараев и назвал свое стихотворение «Песня о родной земле». А композитор А.Андреев сочинил к этим стихам красивую мелодию. Давайте послушаем небольшой фрагмент музыки и сыграю я его на инструменте, который называется баян.
Карточка «микрофон выключен»
Исполнение фрагмента мелодии на баяне м\р
Карточка «микрофон включен»
М\р: Какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку? Как звучала музыка? Давайте попробуем пропеть эту мелодию с закрытым ртом на звук «М». Вот так.
Повторное исполнение фрагмента мелодии на баяне м\р.
Скажите эта мелодия вам напоминает какой-либо звук в природе или какую-нибудь песню?(ответы детей)
А вот мне представляется, что это волны Байкала медленно накатываются на берег и отходят назад.
Слайд5- волны Байкала
Смотрите: показ рукой-волна на берег(крещендо), обратно – диминуэндо. Пропеваем на звук «М» показывая волны рукой.
Работа детей
А еще можно представить, это мать качает свое дитя на руках и поет ему ласковую колыбельную.
Слайд6 – колыбельная
Давайте попробуем.
Работа детей.
Слайд7-длинные и короткие звуки(палочки)
м\р: Но все –таки у этой музыки есть определенный ритм. Есть короткие и длинные звуки. Сейчас мы попробуем их сыграть на клавесах. А помогут нам наши стульчики. Поворачиваем стульчики спинкой и садимся., как всадники. Короткий звук мы играем так( скрестив палочки), а длинный ударяем двумя палочками о спинку стула. Давайте попробуем сыграть вместе.
Фонограмма 5 (гимн обрезка) и играем(прошу детей подпевать)
Прошу ребенка собрать клавесы.
М\р: А вы знаете, что « Песня о родной земле» поэта Жалсараева и композитора Андреева так понравилась жителям Бурятии, что эта песня стала Гимном нашей республики.
Слайд 8-символы Бурятии
Что такое Гимн? Эта самая главная песня, в которой рассказывается о нашей Родине. У нас есть гимн России- в которой рассказывается о стране, в которой мы живем и гимн Бурятии, нашей малой Родине. Теперь эта песня звучит на всех торжественных мероприятиях и её знают все жители нашей республики. Спросите бабушку или дедушку, родителей и они вам споют. А вы хотите выучить эту песню, чтобы спеть вместе с ними?
А для этого нужно выучить слова песни и помогут нам в этом наши руки. Давайте сделаем круг, большую юрту.
Слайд9- картина пейзаж Бурятии
Таежная, озерная, степная – так пишет поэт о нашей Родине.
В тайге растут высокие кедры и ели, показываем -1. Таеж-медленно руки вверх, ная- медленно руки вверх
2 озерная- делаем медленно круг руками перед собой на уровне груди
3степная- развернуть руки ладошками вверх и медленно развести их в стороны
Ты добрым светом - поднять лучики-руки вверх и пошевелить пальчиками
солнечным полна- медленно опустить руки вниз к туловищу
цветущая – фонарики обеими руками
от края – 2 фонарика справа от головы
и до края –отвести 1 руку влево в и.п.
Будь счастлива -
Руки сложить у груди «благопожелание»
Родная-руки вытянуть вперед, как будто держим пиалу
Сторона- развести чуть руки,как будто держим хадак и поклон
Работа с детей ( 1-без музыки, под пропевание слов, Фонограмма5 –песня «Гимн Бурятии» обрезка 2 – под песню)
М\р: Слова мы знаем, мелодию песни запомнили, осталось только спеть песню. Но чтобы песня получилась красивой, нужно подготовить наш голосок.
Сначала нужно сесть правильно:
Сел медведь на бревнышко- ссутулиться
Посмотрел на солнышко – посмотреть вверх
Покачался –вправо-влево
Потянулся – тянемся
Вправо-влево повернулся
Сел красиво
Улыбнулся
И сказал:»Хоть я медведь, но хочу красиво петь!»(погрозить пальчиком)
А сейчас сделаем зарядку для язычка, чтобы он стал мягким и гибким.
Ф-ма 6 «Часики»
Артикуляционная гимнастика для языка «Часики»(вправо-влево, вверх-вниз, цоканье)
Ну а теперь распоемся вот на такие слова: «Ми-ми-ми, мама ми-ми-ми»
фонограмма 7 Распевка «Мама мимими»
И прежде, чем мы начнем петь, посмотрите, какое выражение лица у нас с вами будет во время пения- злое, грустное или веселое.
Слайд- 10 смайлики с разным выражением лица
Фонограма «Гимн Бурятии»8-(1 к –пауза, затем 2 раз продолжить)
Пение детей:
1 помогая руками
2 с дирижером, под фонограмму
Как вы считаете, песня у нас получилась? Мы можем ее спеть нашим гостям? Давайте вспомним особенности исполнения песни:
-осанка
-улыбка
-вдох и пропеваем звуковую дорожку
Будем помогать руками?(ответ детей)
Может быть, кто-нибудь из вас представит нашу песню, как она называется и кто ее написал? ( вариант2 – я представляю песню гостям)
Исполнение песни детьми – фонограмма Гимн Бурятии»8 -
М\р: Уважаемые гости, вам понравилась наша песня? Может у вас есть к нам какие-нибудь пожелания?
Давайте споем вместе( с движениями). Становимся в круг, чередуя, взрослый-ребенок. фонограмма Гимн Бурятии»8 -
М\р Как вы думаете, ребята, мы справились с задачей? Помогли детскому саду встретить гостей? Огромное вам спасибо, мне тоже очень понравилось с вами работать. Я думаю, что вы всегда будете любить и заботиться о своей родной земле, чтобы она стала еще краше и лучше. На память о нашем занятии я дарю вам вот такие солнечные смайлики.Будьте всегда добрыми и веселыми. А сейчас прощальная песенка
Ф-ма «Пока» со словами фонограмма9+
«Баяртай» - фонограмма3
Всего вам доброго! До свидания!
Репертуар:
1 «Вместе весело шагать» В. Шаинский(
2Приветственная песенка «Привет»+
3Приветственная песенка «Привет»- (на бурятском)
4 клип «Гимн Бурятии»
5 живое исполнение ( на баяне)
6фонограмма+ «Гимн Бурятии»
7арт. Гимнастика «Часики»
8 распевка «Мама мими»
9фонограмма- «Гимн Бурятии»(4 раза)
10 прощальная песенка+
11 прощальная песенка-(на бурятском языке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5- 6 лет "Земля - наш общий дом"
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5- 6 лет "Земля - наш общий дом" Автор: Корнева Л.В....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе " Защитим нашу Землю".
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе экологической направленности, влючающий в себя интеграцию образовательных областей " Познавательное развитие", " Речевое развитие"...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Земля - наш общий дом" (Социально - коммуникативное развитие)
ООД предназначено для подготовительной к школе группе по социально- коммуникативному развитию. Цель ООД заключается в обобщении и систематизации знаний детей о природе, о бережном к ней отношении....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Вода и водные ресурсы Земли" по образовательной области "Познавательное развитие"
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Вода и водные ресурсы Земли» по образовательной области «Познавательное развитие»...
Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Знакомство с родным городом Тамбовом» для детей старшей группы с использованием современных технологий
Конспект формирует представления детей о символике города Тамбова – флаг, герб, гимн; поможет подвести детей к пониманию того...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Богатыри земли Русской» по программе «Социокультурные истоки» детей 5 -6 лет
Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Богатыри земли Русской»по программе «Социокультурные истоки»детей 5 -6 лет...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...» (подготовительная к школе группа)
Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема ООД: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»Цель: Создание усло...