Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яхонтова Галина Алексеевна

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема ООД: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»

Цель: Создание условий для расширения представлений и систематизации знаний детей об осени и деревьях осенью.

Задачи:

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе;

уточнять и расширять знания детей по теме «Деревья».

Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, память и связную речь;

продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

воспитывать активность и инициативность.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Предварительная работа: рассматривание картин и беседа о признаках осени.

Словарная работа: белоствольная, береста, хвоинки, хвойные, ельник.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения ООД: картинки с изображением деревьев, карточки с изображением частей дерева, разрезные картинки, аудиозапись «Звуки природы. Поздняя осень», картинки листочков с изображением примет осени, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_12.11.24.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности

по теме «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»
 (подготовительная к школе группа)

разработала: Яхонтова Галина Алексеевна,

воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

г. Рубцовск, 2024 год

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема ООД: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»

Цель: Создание условий для расширения представлений и систематизации знаний детей об осени и деревьях осенью.

Задачи:

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе;

уточнять и расширять знания детей по теме «Деревья».

Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, память и связную речь;

продолжать учить детей отвечать полными предложениями;

учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

воспитывать активность и инициативность.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Предварительная работа: рассматривание картин и беседа о признаках осени.

Словарная работа: белоствольная, береста, хвоинки, хвойные, ельник.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения ООД: картинки с изображением деревьев, карточки с изображением частей дерева, разрезные картинки, аудиозапись «Звуки природы. Поздняя осень», картинки листочков с изображением примет осени, мяч.

  1. Вводная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 Дети проходят в группу и становятся полукругом.

В стихотворении говорится об осени.

Ответы детей: наступила поздняя осень.

Осень наступает после лета.

После осени наступит зима.

Всего четыре времени года: зима, весна, лето, осень.

В каждом времени года три месяца. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос о каком времени года в нем говорится:

Опустел скворечник — Улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

- правильно! Вы молодцы.

Сегодня, по дороге в детский сад, я обратила внимание на то, что деревья вокруг стоят голые. Выпал первый снег, лужицы стали подмерзать. Все чаще небо затянуто темными тучами, солнце все реже появляется на небе. Какой период осени наступил?

-После какого времени года наступает осень?

- Какое время года наступит после осени?

- Сколько времён года вы знаете? Назовите их. Назовите по порядку, начиная с зимы.

- Сколько месяцев в каждом времени года? Как называются осенние месяцы?

Проводится игра с мячом.

Дети садятся на стульчики.

  1. Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Сентябрь, его называют ранней осенью. Солнце ярко светит. Листья на деревьях только начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. Дети одеты в легкую одежду.

Октябрь. Его называют золотой осенью. В октябре становится больше разноцветных листьев, желтый цвет похож на золотой).

Ноябрь — это время поздней осени.

Часто идут дожди, опадают последние листья, по утрам вместо росы бывает иней, на лужах появляется первый лед, выпадает снег.

Все сезоны года идут друг за другом: за летом – осень, за осенью идет зима, за зимой весна.

Дети определяют по звукам осенние явления природы. (Шум ветра, шуршание листвы, шум дождя, раскаты грома.)

Дети по очереди берут опавший лист и называют

признак осени и кладут листочки в корзинку:

- Осенью все деревья становятся разноцветные.

- Дует сильный холодный ветер.

- Солнце светит слабо и не греет.

- Часто идет холодный дождь.

- В лесу после дождя появляются грибы.

- Люди собирают урожай из овощей и фруктов.

- Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

- Животные готовятся к зиме.

- Дети надевают теплую одежду.

- Это береза.

- У березы белый ствол с черными отметинами.

- Белоствольной

- это Ель

- У этого дерева есть иголки.

-хвойные деревья

-Ельник – это еловый лес.

- это рябина. Листья рябины похожи на ладошки.

Дети парами проходят за столы, собирают части дерева. Затем выполняют взаимопроверку в парах за столами.

 Далее переворачивают части дерева и складывают разрезную картинку с изображением дерева одну на двоих.

- Ребята, перед вами на доске три картинки с разными периодами осени, расположите их по порядку. Хорошо, посмотрите пожалуйста, правильно ли вы сделали? Все согласны, что именно в таком порядке они расставлены?

- Назовите первый месяц осени, как называют этот период? Какие изменения происходят в природе ранней осенью?

Как называется второй месяц осени? Как можно назвать этот период осени? Какие еще изменения в природе мы наблюдаем золотой осенью?

Назовите последний месяц осени. Какой это период осени? Какие изменения в природе характерны для поздней осени?

 

- Правильно, ребята!

Недаром про осень говорят: «От осени к лету назад поворота нету».

- Как вы понимаете эту пословицу? Верно, все сезоны чередуются в определённой последовательности.

 Повторите, пожалуйста, пословицу.

Предлагаю вам послушать музыку и определить по звукам осенние явления природы.

Обратите внимание на разноцветные листья на доске.

Я вам предлагаю вам взять один опавший лист, и назвать признаки осени, которые на них изображены, а после, выставить лист на доску.

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Предлагаю вам, выйти к доске, и составить рассказ об осенних изменениях в природе, с помощью картинок.

Я предлагаю вам представить, что мы с вами отправились в осенний лес. Посмотрите какие в лесу растут красивые деревья, давайте внимательно их рассмотрим.

Ребята, обратите внимание на вот это дерево, как оно называется?

-  а как можно узнать березу? Если у неё белый ствол, то как её можно назвать?

Березу за ее кору называют белоствольной. Давайте все вместе произнесем и запомним это слово: белоствольная. Белую кору березы называют берестой. Давайте вместе повторим: береста. Береза- любимое дерево россиян, ее воспевают в песнях, посвящают стихи. Береза является символом нашей страны – России.

- Посмотрите на это дерево, как оно называется?

- Хорошо, ребята, а у ели есть листья?

По-другому иголочки называют – хвоя. А как называются деревья, у которых есть хвоя? Правильно, хвойные; повторим хором: хвойные. У ели хвоинки острые, короткие и растут по одной, но густо. Еловые ветви называют еловыми лапами. Ветки ели опущены вниз, они закрывают ствол и почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике, так называют еловый лес, не растет трава. Как вы поняли, что такое ельник? Давайте повторим это слово хором: ельник. Ребята, кто запомнил, что такое ельник? Земля под елью покрыта сухими иголками и шишками.

- А это дерево вы знаете, на нем красные ягоды, как оно называется? На что похожи листья рябины?

 Осенью у рябины есть свой праздник. Издавна на Руси осенью люди праздновали народный праздник «Сентябрь – рябинник», они славили рябину, любовались ею, собирали ягоды, пели песни, водили хороводы. В старину считали, что рябина защищает дом от плохих людей и вестей, она считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.

Ребята, предлагаю вам вернуться в детский сад и пройти за столы. Перед вами лежат карточки, вам нужно определить и подобрать к каждому дереву его части: плоды или семена, кору, листья. 

Все выполнили задание? А теперь, поменяйтесь, пожалуйста, схемами, и проверьте, правильно ли составил схему ваш сосед.

Проверили? Все сделали правильно? А теперь предлагаю вам, перевернуть картинки и вместе сложить одну разрезную картинку, и посмотреть, что у вас получилось, если вы всё сделали верно, то у вас получится картинка с изображением дерева.

Молодцы! Какие деревья у вас получились из разрезных картинок?

На мольберте представлены три картинки с разными периодами осени.

Один ребенок выходит к доске и выставляет картинки в правильном порядке.

Звучит аудиозапись «Звуки природы, осень».

(педагог уточняет, что раскаты грома характерны для ранней осени)

На доске прикреплены листья, на которых с обратной стороны изображены признаки осени.

(уточнить, что некоторые признаки осени характерны для разных периодов этого времени года: в лесу после дождя появляются грибы. Люди собирают урожай из овощей и фруктов – ранняя осень; Животные готовятся к зиме.

- Дети надевают теплую одежду – золотая осень.)

В группе стоит макет дерева, вокруг него расположены картинки с изображениями разных деревьев (Береза, ель, рябина)

Педагог обращает внимание детей на картинку с изображением ели.

Педагог обращает внимание детей на картинку с изображением Рябины.

На столах таблица с изображением дерева (береза, ель, рябина) в контейнерах лежат рисунки с изображением частей дерева (кора, семена, лист.)

На обратной стороне схемы находится разрезная картинка из 6 частей с изображением дерева

  1. Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, сидя на стульчиках, отвечают на вопросы:

- Поздней осенью

- Береза

- Береста

- Ель

- Ельник

- Рябина.

Вы сегодня хорошо поработали, предлагаю вам вспомнить, о чем мы сегодня разговаривали:

- В какой период осени на улице выпадает первый снег?

- Какое дерево является символом нашей страны?

- Как называется кора берёзы?

- В какой период осени листья только начинают меня окраску?

- Как называют деревья, у которых вместо листочков хвоинки?

- Как называется еловый лес?

- Какое дерево на Руси сажали рядом с домом, потому что считали, что оно защищает дом от плохих людей и вестей?

- Как называется период осени, когда люди собирают урожай?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации из бумаги "Мы ходили в зоопарк" с детьми подготовительной к школе группы.

Сценарий интегрированной организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, аппликация из бумаги с использованием презентации....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)

Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Военные учения в стенах Форта Боярд» в подготовительной к школе группе 6-7 лет

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Военные учения в стенах Форта Боярд» в подготовительной к школе группе6-7 лет Цель: Формирование у детей чувства...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Север - царство льда и снега» для детей подготовительной к школе группы

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на  Севере.Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, чт...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».

Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе всентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитыватьбережное отношение к окружающей природе....