Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Богатыри земли Русской» по программе «Социокультурные истоки» детей 5 -6 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Мамаева Саида Рашитовна

Конспект 

организованной образовательной деятельности

на тему: «Богатыри земли Русской»

по программе «Социокультурные истоки»

детей 5 -6 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_istoki.docx60.86 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\HOME\Desktop\ЛОГО.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад  общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Конспект

организованной образовательной деятельности

на тему: «Богатыри земли Русской»

по программе «Социокультурные истоки»

детей 5 -6 лет

                                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                                 воспитатель

                                                                                                                   Мамаева С.Р.

г.Пыть-Ях

2022г.

Тема:  «Богатыри земли русской».

Тип: сюжетно – игровой.

Форма: подгрупповая.

Цель: приобщение детей к историческому прошлому русского народа на примере богатырей.

Задачи:

Образовательные: 

Расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

Обогатить образную речь через характеристику образа русского богатыря: выносливый, храбрый, необыкновенная сила, сильный духом, смелый и добрый.

Развивающие:

Способствовать проявлению интереса  к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли  Русской.

Развивать речь  детей, активизировать словарь терминами, обозначающими богатырские доспехи: шлем, кольчуга, меч, щит.

Развивать мотивацию на общение в группе.

Воспитательные:

Поддерживать в детях живой интерес к живописи, к героическому прошлому страны, народа.

Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей, любовь к Отчизне, способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей, интереса и уважения к славной жизни наших предков.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы и методы.

Активные формы обучения: ресурсный круг; работа в микрогруппе (обсуждение).

Присоединительное слово педагога. Эмоциональный заряд.

Использование визуального ряда и музыкального сопровождения (подборка репродукций картин отечественных художников-классиков, музыка Пахмутовой А. на слова Н. Добронравова из д/ф «Баллада о спорте», песня «Богатырская наша сила».

Совместное рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Использование мультимедийной презентации, фрагментов мультипликационных фильмов.

создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, приемы активизации самостоятельного мышления, социокультурный текст,  игровые, словесные и наглядно-зрительные.

Материал и оборудование:  

Картина В.М. Васнецова «Три богатыря», «карта», дидактическая игра «Сложи картину».

Гири (на каждого ребенка по 1 штуке), подкова.

Мультимидийное оборудование, магнитофон с колонкой, мольберт, стулья по количеству детей, стул (воспитателю).

Целевые ориентиры:

Когнитивные показатели развития.

Дети проявляют интерес  к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли  Русской, знают и называют русских богатырей.

Характеризуют образ русского богатыря словами: выносливый, храбрый, необыкновенная сила, сильный духом, смелый и добрый.

Ориентируются в словах, обозначающих богатырские доспехи: шлем, кольчуга, меч, щит.

Коммуникативные умения.

Понятно ведет диалог с педагогом.

Управленческие способности.

Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогом, соблюдает правила общения в ресурсном круге.

Эмоционально-чувственная сфера.

Проявляет общительность, открытость, активность, самостоятельность.

Проявляет чувство гордости за русских богатырей.

Мотивационные показатели социального развития.

Проявляет  мотивацию взаимодействовать со сверстниками, педагогом в активных формах обучения.

Мотивационные показатели психологического развития.

Проявляет любознательность, интерес к живописи, к героическому прошлому страны, народа.

Показатели социокультурного развития.

Проявляет  доброжелательное отношение к героям литературных произведений.

 Хронометраж ООД

Подготовительный этап:

  1. Присоединение к теме на основе социокультурного текста (2 минуты).

Основной этап (7 мин):

  1. Дидактическая игра «Собери картину»
  2. Работа в ресурсном круге
  3. Динамическая пауза

Заключительный этап

5. Социокультурный текст.

     6. Рефлексия (подведение итогов) (1 минута).

Итого: 20 минут.

Ход организованной  образовательной деятельности

Подготовительный этап (2 минуты).

  1. Присоединение к теме на основе социокультурного текста.

Воспитатель: Добрый день, люди званные и желанные! Я очень рада вас сегодня видеть. Давайте возьмемся за руки и пожелаем успеха большого всем и везде.  Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

                                  Желаю (большой).

                                  Успеха (указательный).

                                  Большого (средний).

                                  Во всем (безымянный).

                                  И везде (мизинец).

                                  Здравствуй (всей ладонью).

Воспитатель: Вот мы и поздоровались с вами, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Русский народ много-много веков назад начал рассказывать о подвигах своих воинов-богатырей сказы, былины, героические истории, которые в старину пелись и сказывались.

        Были они наполнены исторической правдой, поэтому и назывались не сказки, а былины, от слова «быль».  (На доске — карта России).

Воспитатель: Перед вами карта России. Посмотрите  и ответьте, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Ответы детей: Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. В России есть океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля.

Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире. Она имеет огромные неисчерпаемые природные богатства. А всегда ли наша Родина была такой?

Ответы детей: Она была маленькой. Дома были другими.

Воспитатель: Да, ребята, все правильно. Наша Родина богатая и изобильная. Вот и привлекали эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Жить в таких условиях могли только очень выносливые и храбрые. Среди них были люди, которых называли богатырями. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались легенды, сказки и былины.

Но истинно русский богатырь - это не только сила. Это, прежде всего, человек веры и правды, чести и долга, верный в дружбе, человек, который видит свой долг в защите Родины, даже если придется за нее «сложить свою буйную головушку». До нас дошло мудрое изречение той поры: «Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь». Былинные богатыри верили в правое дело, они защищали родную землю и народ от врагов, первыми же не нападали ни на кого.

Воспитатель: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал!

Русь – матушку защищал. 

Основной этап (7 минут).

На экране помехи.

Воспитатель: Кто это мне тут звонит

(Звонит   богатырь).

Воспитатель: Алло!

Илья Муромец: Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы.  Это вас Илья Муромец, беспокоит Вы Соловья разбойника не видали? (Ответы детей).

Воспитатель: Что случилось, Илья Муромец?

Илья Муромец: Пришли мы с похода долгого, прилегли отдохнуть, а доспехи и снаряжение в сундук положили. Проснулись от громкого свиста, смотрим, а сундук – то пропал! Сразу поняли, что это Соловей-разбойник. Мы с богатырями не можем отправиться в путь и просим у вас помощи.

Воспитатель: Ребята, как же мы поможем богатырям, мы ведь даже не знаем, где искать Соловья-разбойника? 

Илья Муромец: Забыл совсем.  Я вам отправил карту, по которой вы сможете разыскать Соловья. (Охранник заносит карту).

2.Дидактическая игра «Собери картину».

Воспитатель: Тогда нам нужно собраться в нелегкий путь, где нас будут ждать необычные испытания. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Воспитатель: Первое испытание на нашем пути – «Собери картину».

(На экране картина В.М. Васнецова «Три богатыря»). 

Ребята, перед вами картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». (Дети рассматривают картину).

Воспитатель: На рубежах Русской земли богатырской заставы стояли три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И внешность у них разная, и характеры не схожие, и происхождение отличается. Но все три богатыря сильны духом, смелы и добры, все в народе любимы. Ребята, давайте приступим к собиранию картины, поможем богатырям. (Дети собирают картину В.М. Васнецова «Три богатыря»).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот мы с вами и прошли первое испытание.

3.Работа в ресурсном круге. 

Воспитатель: Ребята, давайте организуем круг. (Дети организуют круг. На мольберте  закреплена картина «Три богатыря». У воспитателя в руках подкова).

Ребята, вот это подкова – это изделие из металла, предназначено для защиты копыт лошади от износа. Лошади были самыми лучшими верными спутниками богатырей.

Я дам в руки вам подкову, когда вы ответите на вопрос, передадите ее рядом стоящему другу. (Дети по кругу слева направо, отвечают на вопрос  «Ребята, на  была специальная одежда и доспехи?» и передают по часовой стрелке подкову).

Воспитатель: Ребята, вы все хорошо запомнили и правильно ответили на вопрос. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Да, ребята, в отличие от обычного человека, богатырям необходима была защита, которая оберегала их тело от ранений.

Кольчуга имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя. На голову богатыри надевали шлем, на Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла. У шлема имелся подшлемник из кожи с войлоком или мехом, который смягчал удары вражеских мечей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки. Меч был главным оружием воинов – богатырей. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч украшали орнаментом не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом, был оберегом.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, мы готовы к следующему испытанию. Предлагаю посмотреть на карту.

На пути огромный камень! Как нам пройти дальше? (Ответы детей). Конечно, чтобы пройти нужно его отодвинуть.

4. Динамическая пауза (2 минуты).

Воспитатель: Ребята, все богатыри были очень сильными, они постоянно упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком, упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте. Следующее испытание «Богатырская сила». И мы с вами наберемся силушки богатырской. (Под музыку «Богатырская наша сила» дети выполняют физкультурные движения с гирей, имитируют гимнастику богатырей).

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Дружно встанем - раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

(Ребенок поднимает гирю 4 раза правой рукой, 4 раза левой рукой. Затем выполняет наклоны вниз, держа двумя руками гирю).

Воспитатель: Молодцы! Набрались богатырской силушки, стали сильными.

5.Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в поход».

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат альбомы, помогите богатырю добраться до поля сражения, выбрав необходимое снаряжение для битвы (шлем, копье, булава, палица, меч, конь, лук,)

Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Ребята, смотрите, мы  нашли сундук!

( появляется сундук с доспехами и снаряжением. Дети рассматривают появление из сундука шлема, кольчуги, меча, щита).

Илья Муромец: спасибо, ребята, за то, что помогли вернуть наши доспехи и снаряжение! До свидания! (Ответы детей. Дети прощаются с Ильей Муромцем).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.

(указатель с надписью «Прямо пойдешь в детский сад попадёшь!»)

Воспитатель: Ребята, у нас на пути указатель, там написано «Прямо пойдешь в детский сад попадёшь!» Значит мы на правильном пути. Строимся за мной и пойдём в детский сад! (Дети идут за воспитателем по кругу).

5.Социокультурный текст

Воспитатель: Родная земля – это место, где родился и живёт человек, беззаветно любит и защищает её. Богатыри и воины – защитники земли Русской – это люди веры и правды, чести и долга. Они, как солнце, нужны во все времена.

6. Рефлексия (1 минута).

  • Ребята, что вы узнали сегодня нового? (Ответы детей).
  • Хотите ли вы быть похожими на богатырей? (Ответы детей).
  • Чем одежда богатырей отличается от одежды обычных людей? (Ответы   детей).
  • Молодец, (имя ребенка)…..(воспитатель отмечает детей, которые  внимательно слушали, справились с заданием).
  • Ребята, давайте поблагодарим друг друга за совместную работу.

Воспитатель:

  • Ребята, я испытала огромное удовольствие от  общения с вами. И предлагаю вам сегодня дома с родителями оформить страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр.19) и  поделится с родителями  своими знаниями о богатырях.

оспитатель: Русский народ много-много веков начал рассказывать о подвигах своих воинов-богатырей сказы, былины, героические истории, которые в старину пелись и сказывались. Были они наполнены исторической правдой, поэтому и назы-вались не сказки, а былины, от слова «быль». Русские богатыри - главные герои былин. Читая былины, мы узнаем, как они жили, как велика была их сила и храбрость. Но истинно русский богатырь - это не только сила. Это, прежде все-го, человек веры и правды, чести и долга, верный в дружбе, чело-век, который видит свой долг в защите Родины, даже если придется за нее «сложить свою буйную головушку». До нас дошло мудрое изречение той поры: «Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь». Былинные богатыри верили в правое дело, они защи-щали родную землю и народ от врагов, первыми же не нападали ни на кого. На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И внешность у них разная, и характеры несхожи, и происхождение неодинаковое, но все смелые, сильные и доб-рыс, все в народе любимы. Вопросы детям: * Кого зашищали русские богатыри? * В чем проявилась верность славных богатырей родной земле?

Русские богатыри - главные герои былин. Читая былины, мы узнаем, как они жили, как велика была их сила и храбрость. Но истинно русский богатырь - это не только сила. Это, прежде всего, человек веры и правды, чести и долга, верный в дружбе, человек, который видит свой долг в защите Родины, даже если придется за нее «сложить свою буйную головушку».

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Познакомить детей с оружием богатырей. Развивать логическое мышление...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности на тему: «ДРУЖОК ПРИШЁЛ К НАМ В ГОСТИ» для детей средней группы

Конспект к занятию позволяет осуществить познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие детей....

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Богатыри земли русской».

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы с ТНР. В ходе совместной деятельности дети знакомятся с картиной В.М.Васнецова "Три богатыря", рассматрив...

Конспект Игровой –образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. По программе «Социокультурные истоки» Тема: «дороги добра»

Цель: Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....

Конспект образовательной деятельности по теме: «Богатыри земли русской»

Занятия по данной теме формирует у детей патриотические чувства, ощущение гордости за свою страну, чувство гордости за богатырскую силу России, а так же уважение к русским воинам, желание бы...