Статья" Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками и обычаями народов
статья (старшая группа)
Знакомство с календарными праздниками народов, воспитание патриотических чувств, проявление интереса к историям праздников и обычаев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ « Детский сад № 144» города Магнитогорска
Статья
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками и обычаями
Воспитатель: Бахмина М.И
2025 г
Дошкольный возраст – это возраст активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Именно в дошкольном возрасте ребенок знакомится с произведениями устного народного творчества: сказками, играми, потешками, колыбельными, скороговорками, считалками и т. д. Фольклор любого народа необыкновенно богат, он является основой любой национальной культуры, созданной народом. Воспитание на национальных духовных традициях способствует уважению с детства к родной национальной культуре.
Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа, является праздник. Он несет в себе целый набор традиций и обычаев. Как правило, украшением этого события являются народные игры, песни, частушки, поговорки и потешки. Праздник знакомит детей и с национальной кухней, прикладным искусством. Все это в целом делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей дошкольного возраста. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок» - говорил В.А. Сухомлинский.
Мы живем в интересное, но в сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, как оказывается, знаем поверхностно. И чтобы нашим детям не начинать с чистого листа свой путь, а иметь представление о том, как жили русские люди, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Поэтому нам сегодня, для восстановления связи времен, вернуть утерянные ценности, необходимо обратиться к истокам, а поможет нам в этом поиске знакомство с календарно-обрядовыми праздниками. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Этому же способствует модернизация дошкольного образования, происходящая сегодня. ФГОС ДО нацеливает педагогов на переход от традиционной установки к творческой работе педагога с детьми в новых условиях открытого общества, таких как: ответственность, толерантность, инициативность, самостоятельность и др. Развитие творческой личности становится приоритетной целью образования в современном обществе. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Поэтому я считаю, что без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность, толерантное отношение к людям других национальностей. А наша страна – это огромная многонациональная страна. Думаю, что через ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. Работа ценна тем, что, участвуя в календарных народных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества, усвоения нравственных навыков поведения. Работая с детьми, по теме знакомства с народными календарно-обрядовыми праздниками, рассказывала им и о народных промыслах России, знакомила с обычаями, традициями, трудом русского народа, связывала это с народным календарем, с поэтическим народным творчеством: устным народным фольклором, шутками и прибаутками, народной музыкой, народными играми. Считаю, что актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Предмет исследования: знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках
. Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ Задачи по реализации цели: 1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
2. Знакомство с обычаями и традициями проведении календарно-обрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций. Гипотеза исследования: знания старших дошкольников о народных календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными, если: - организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками в соответствии с требованиями ФГОС; - создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей. - проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками; - усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов искусств в комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.); - воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну; управления детским коллективом)..Поэтому считаю, что знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, за свою многонациональную страну, а это одно из важнейших направлений в реализации ФГОС ДО. Инновационный подход позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное путешествие, где каждый шаг ставил новые вопросы и приносил новые открытия - в необычном странствии по бесконечно переменчивому миру с включением народных традиций, праздников, гуляний. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - это народ без будущего. Концептуальные основы. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, так как знание отечественного наследия воспитывает уважительное отношение к людям всех национальностей, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям надо знать и изучать культуру своих предков. Так как знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников и взрослых оказывают положительное влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание толерантности к людям других национальностей
Список литературы
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010 – 280с.
Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.
Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание.- М.: Прометей; Книголюб, 2003._128 с. (Развивающие сказки для детей.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Куликова С. Ю «Детям о традициях и праздниках русского народа» - СПБ.: ПАРИТЕТ, 2015 – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-130598-1354671804.jpg)
Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517347-1415280178.jpg)
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-562807-1506438932.jpg)
Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-546837-1421318157.jpg)
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родите...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-519730-1428155211.jpg)
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ
Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Среднего Поволжья....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-159584-1579933641.jpg)
НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДОВ.
ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ, ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И БЫТОМ РУССКОГО, ТАТАРСКОГО И НЕМЕЦКОГО НАРОДА....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1439707-1670250616.jpg)
НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"
Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях....