Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
проект (подготовительная группа) на тему

Ванина Елена Юрьевна

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект в ДОУ.Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста  представлений о духовной культуре народов среднего поволжья посредством праздников

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность проекта……….…………………………………………………….3

Целевой компонент…………..…………………………………………………….4

Диагностический компонент………………………………………………………5

Процессуальный компонент…………………………………….…………………6

Литература………..……………………………………………………………….10

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Конституция Российской Федерации гласит:

 «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

 Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитаниеграждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». В связи с этим,

 общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. В связи с этим сформировался социальный заказ, который отразился в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

нация ― государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы.

национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности

  составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

                   В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 1010 годы" в целях совершенствования системы патриотического воспитания Правительство Самарской области разработало «Концепцию патриотического воспитания граждан Самарской области», основными положениями которой являются:

-военно-патриотическое

- духовно-нравственное

- Гражданское становление личности

-историко-краеведческое воспитание.

На основании этого, мы видим, какое серьезное внимание уделяет государство духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию поликультурного образования.

А так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель: сформировать у детей 6-7 лет представления о духовной культуре  народов Среднего Поволжья посредством праздников.

Задачи:

  1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к изучению духовной культуры народов Среднего Поволжья.
  2. Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников.
  3. Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
  4. Воспитывать этнотолерантное отношение к людям других национальностей.

2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания.

2.2. Привлечь родителей к пошиву национальных костюмов к праздникам.

 2.3. Привлечь родителей к организации праздников и участию в них.

3.1. Обогатить уголок ряжения предметами, элементами народного костюма.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Диагностические методы:

беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей и педагогов.

Критерии и показатели сформированности представлений

детей 6-7 лет о духовной культуре народов Среднего Поволжья.

Название критерия

Показатели

Когнитивный

- представления о традициях

- представления об обычаях

- представления о языке

- представления о фольклоре

- представления об играх

Эмоционально-мотивационный

- наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья

- наличие эмоционально-положительного  отношения к духовной культуре народам Поволжья

- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья

Деятельностный

- умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- умение играть в народные игры.


ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

I этап

Эмоционально-мотивационный

Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к духовной  культуре народов Среднего Поволжья.

Задачи:

- сформировать положительный интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья;

- вызвать желание изучать духовную культуру народов Среднего Поволжья;

- воспитывать стремление к познанию традиций, обычаев, духовных ценностей народов Среднего Поволжья

      .

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей

Результат

Педагог

Дети

Результат-продукт

Результат-эффект

-чтение художественной литературы о традициях, обычаях, праздников, играх народов Среднего Поволжья;

- рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни народов Среднего Поволжья

- рассматривание коллекции национальных костюмов, в уголок ряжения  

- прослушивание музыки

- экскурсия в краеведческий музей

- организует прослушивание произведений художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья

- разрабатывает наглядный материал народов Среднего Поволжья

- организует народные игры .

- разрабатывает и организует экскурсию в краеведческий музей

- слушают произведения художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья

-рассматривают наглядный материал народов Среднего Поволжья

- играют в народные игры .

-посещают краеведческий музей

- конспект экскурсии;

- оформленный уголок ряжения;

- аудиотека музыкальных произведений;

- библиотека произведений авторов Среднего Поволжья

- наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья

- наличие эмоционально-положительного  отношения к духовной культуре народам Поволжья

- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья

II этап

Когнитивный

Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников

Задачи: 

- сформировать уважение к традициям народов Среднего Поволжья

- развивать речевую память детей и словарный запас

- знакомить с подвижными играми народов Среднего Поволжья и находить сходства

 - сформировать у детей желание изучать обычаи, традиции и фольклоре народов Среднего Поволжья.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей

Результат

Педагог

Дети

Результат-продукт

Результат-эффект

Организация народных праздников:  Сабантуй, масленница, балтай, акатуй

- разрабатывает конспекты

- организует праздники

- привлекает родителей к организации народных праздников

- изготовление атрибутов к празднику

- участвуют в праздниках

 

Конспект праздников

- представления о традициях

- представления об обычаях

- представления о языке

- представления о фольклоре

- представления об играх

III этап

Деятельностный

Цель:        Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности

Задачи: 

- сформировать умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- сформировать умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- сформировать умение играть в народные игры.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей

Результат

Педагог

Дети

Результат-продукт

Результат-эффект

- Создание фото альбома «Национальные костюмы народов Поволжья».

- выставка детских рисунков национальный орнамент

- Досуговое мероприятие «Игры народов Поволжья».

- показ национальных танцев в народных костюмах

- Подбирает фотографии, составляет фото альбом

- организует выставку детских рисунков

- конспект досугового мероприятия

- проведение досугового мероприятия

- подготовка костюмов к народным танцам

- рассматривают фотографии в фотоальбоме

-  участвуют в выставке

- участвуют в досуговом мероприятии

Конспекты, альбом,

- умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- умение играть в народные игры.


Литература

  1. Алешина, М.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты-занятия / М.В.Алешина. – М. : Сфера. – 1999. – 130 с.
  2. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
  3. Астахов, Е.Е. Тольятти – город на Волге. Фотоальбом / Е.Е. Астахов. – М. : Советская Россия. – 1983. – 200с.
  4. Вдохновение. Произведения художников Тольятти. – Тольятти. – 1997.- 213 с.
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: 1999
  6. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова. – М. : Просвещение, 1984. – 230 с.
  7. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 130 с.
  8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998.
  9. Кутьина Н.Б. Программа “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой” СПб.: Детство-Пресс, 2004
  10.  http://www.titmuseum.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ

Тема "День победы" очень сложная, но очень интересная, нужно суметь  рассказать дошкольникам доступно, понятно и интересно....

«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края »

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патри...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...