Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.
проект (подготовительная группа) на тему
Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в ДОУ.Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего поволжья посредством праздников
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта……….…………………………………………………….3
Целевой компонент…………..…………………………………………………….4
Диагностический компонент………………………………………………………5
Процессуальный компонент…………………………………….…………………6
Литература………..……………………………………………………………….10
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитаниеграждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». В связи с этим,
общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. В связи с этим сформировался социальный заказ, который отразился в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
нация ― государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы.
национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности
составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.
В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 1010 годы" в целях совершенствования системы патриотического воспитания Правительство Самарской области разработало «Концепцию патриотического воспитания граждан Самарской области», основными положениями которой являются:
-военно-патриотическое
- духовно-нравственное
- Гражданское становление личности
-историко-краеведческое воспитание.
На основании этого, мы видим, какое серьезное внимание уделяет государство духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию поликультурного образования.
А так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: сформировать у детей 6-7 лет представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья посредством праздников.
Задачи:
- Вызвать у детей 6-7 лет интерес к изучению духовной культуры народов Среднего Поволжья.
- Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников.
- Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
- Воспитывать этнотолерантное отношение к людям других национальностей.
2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания.
2.2. Привлечь родителей к пошиву национальных костюмов к праздникам.
2.3. Привлечь родителей к организации праздников и участию в них.
3.1. Обогатить уголок ряжения предметами, элементами народного костюма.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Диагностические методы:
беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей и педагогов.
Критерии и показатели сформированности представлений
детей 6-7 лет о духовной культуре народов Среднего Поволжья.
Название критерия | Показатели |
Когнитивный | - представления о традициях - представления об обычаях - представления о языке - представления о фольклоре - представления об играх |
Эмоционально-мотивационный | - наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья - наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья - наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья |
Деятельностный | - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья - умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор - умение играть в народные игры. |
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
I этап
Эмоционально-мотивационный
Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья. | ||||
Задачи: - сформировать положительный интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья; - вызвать желание изучать духовную культуру народов Среднего Поволжья; - воспитывать стремление к познанию традиций, обычаев, духовных ценностей народов Среднего Поволжья . | ||||
Способы и формы работы | Деятельность педагогов и детей | Результат | ||
Педагог | Дети | Результат-продукт | Результат-эффект | |
-чтение художественной литературы о традициях, обычаях, праздников, играх народов Среднего Поволжья; - рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни народов Среднего Поволжья - рассматривание коллекции национальных костюмов, в уголок ряжения - прослушивание музыки - экскурсия в краеведческий музей | - организует прослушивание произведений художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья - разрабатывает наглядный материал народов Среднего Поволжья - организует народные игры . - разрабатывает и организует экскурсию в краеведческий музей | - слушают произведения художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья -рассматривают наглядный материал народов Среднего Поволжья - играют в народные игры . -посещают краеведческий музей | - конспект экскурсии; - оформленный уголок ряжения; - аудиотека музыкальных произведений; - библиотека произведений авторов Среднего Поволжья | - наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья - наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья - наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья |
II этап
Когнитивный
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников | ||||
Задачи: - сформировать уважение к традициям народов Среднего Поволжья - развивать речевую память детей и словарный запас - знакомить с подвижными играми народов Среднего Поволжья и находить сходства - сформировать у детей желание изучать обычаи, традиции и фольклоре народов Среднего Поволжья. | ||||
Способы и формы работы | Деятельность педагогов и детей | Результат | ||
Педагог | Дети | Результат-продукт | Результат-эффект | |
Организация народных праздников: Сабантуй, масленница, балтай, акатуй | - разрабатывает конспекты - организует праздники - привлекает родителей к организации народных праздников - изготовление атрибутов к празднику | - участвуют в праздниках |
Конспект праздников | - представления о традициях - представления об обычаях - представления о языке - представления о фольклоре - представления об играх |
III этап
Деятельностный
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности | ||||
Задачи: - сформировать умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья - сформировать умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор - сформировать умение играть в народные игры. | ||||
Способы и формы работы | Деятельность педагогов и детей | Результат | ||
Педагог | Дети | Результат-продукт | Результат-эффект | |
- Создание фото альбома «Национальные костюмы народов Поволжья». - выставка детских рисунков национальный орнамент - Досуговое мероприятие «Игры народов Поволжья». - показ национальных танцев в народных костюмах | - Подбирает фотографии, составляет фото альбом - организует выставку детских рисунков - конспект досугового мероприятия - проведение досугового мероприятия - подготовка костюмов к народным танцам | - рассматривают фотографии в фотоальбоме - участвуют в выставке - участвуют в досуговом мероприятии | Конспекты, альбом, | - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья - умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор - умение играть в народные игры. |
Литература
- Алешина, М.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты-занятия / М.В.Алешина. – М. : Сфера. – 1999. – 130 с.
- Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
- Астахов, Е.Е. Тольятти – город на Волге. Фотоальбом / Е.Е. Астахов. – М. : Советская Россия. – 1983. – 200с.
- Вдохновение. Произведения художников Тольятти. – Тольятти. – 1997.- 213 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М: 1999
- Виноградова, Н.Ф. Наша Родина / Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова. – М. : Просвещение, 1984. – 230 с.
- Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М. : Просвещение, 1993. – 130 с.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998.
- Кутьина Н.Б. Программа “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой” СПб.: Детство-Пресс, 2004
- http://www.titmuseum.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ
Тема "День победы" очень сложная, но очень интересная, нужно суметь рассказать дошкольникам доступно, понятно и интересно....
«Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края »
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования (развития) у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к героям ВОВ нашего края обусловлена тем, что патри...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ СПОРТА
ВведениеАктуальность темы С каждым годом возрастает проц...
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ
Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Среднего Поволжья....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В материалах предлагается механизм преобразования образовательного процесса, формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений ....
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий
Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...