Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный проект направлен на получение и закрепление знаний о культуре русского народа, на проявление инициативы детей через пробщение их к истокам культуры, на активное участие родителей по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предметно – содержательная область: межпредметный (несколько разделов программы).
По продолжительности: длительный проект (в течение 9 месяцев).
Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
Приобщать к истокам народной культуры.
Расширять представление о народной русской одежде (деталях костюма, материалах, технике изготовления, способах украшения).
Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
Заучивать наизусть лучших образцов русской и классической поэзии и фольклора.
Формировать навыки культуры речевого общения.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.
Ценность проекта:
Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопонимания, самоопределения, развития творческого потенциала и инициативы детей.
Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
Вовлечение родителей в процесс проекта.
Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески, проявляет инициативу.
Подготовительный этап:
Определения педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проект
Основной этап реализации проекта:
1. Участие родителей в проектной деятельности:
Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.
Участие в совместных праздниках, развлечениях.
2. Содержание деятельности педагога. Система мероприятий.
Сентябрь
1. Занятие: “Это русская сторонка, это – Родина моя”.
Цель: формировать представление о стране, в которой мы живём. Учить подбирать однокоренные слова к слову родина (родной, родимый, родня, родители). Воспитывать интерес к родному краю и желание больше узнать о нём.
2.Познавательная деятельность.
Беседа на тему “По следам хлеба”.
Цель: Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба.
3.Художество – речевая деятельность.
Д/игра “Сказочная мозаика”.
Цель: Вспомнить знакомые народные сказки, чему они учат. Вызывать желание подрожать положительным сказочным героем.
4.Устное народное творчество.
Заучивание русской народной потешки “Барашеньки – крутороженьки”.
Цель: Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.
5.Праздники, развлечение :“Осенины”.
Русская народная игра “Ворон”.
Цель. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить согласовывать движения со словами в русской народной игре.
Октябрь
1.Занятие: “Выступает, будто пава” (Занятие в русской горнице).
Цель. Познакомить детей с русским народным костюмом: с названиями элементов одежды, с их происхождением. Воспитывать интерес к истории русского народа.
2. Познавательная деятельность.
Беседа на тему: ”Как рубашка выросла” (по рассказу К.Д.Ушинского).
Цель. Познакомить с этапами выращивания льна, с народными приметами и обычаями при посеве и сборе урожая, с новыми пословицами и поговорками о труде, земле.
3.Устное народное творчество.
Слушание русских народных песен в грамзаписи.
Цель. Учить различать лирические и плясовые мелодии. Воспитывать интерес к народной песне.
4.Праздники, развлечения.
Вечер развлечений. “Приходите в гости к нам; рады мы всегда гостям”.
Цель. Учить использовать в речи детей пословицы, поговорки. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым. Проявлять инициативу, гостеприимство.
Ноябрь
1.Занятие: “Знакомство с предметами быта русского народа” (занятие в русской горнице).
Цель. Познакомить детей с ткацким станком, со скатертями и другими предметами быта, которые шили из домотканой ткани. Воспитывать интерес к предметам быта русского народа.
2.Познавательная деятельность
Развивающий диалог на тему “Мой дом - мой друг”
Цель. Помочь детям понять и усвоить смысл поговорки “Что посеешь-то и пожнешь”. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений по типу: “Мой дом - мой друг, потому что…”
3.Художественно-речевая деятельность.
Рассказывание и чтение в лицах русской народной сказки “У страха глаза велики”. Дидактическая игра “Собери сказку”.
Цель. Продолжать знакомить детей с традициями русского народного творчества. Обратить внимание на особенности композиции сказки (присказка, зачин).
4.Устное народное творчество.
Знакомство с народными приговорками. Заучивание приговорки: “С горы на гору”.
Цель. Познакомить детей с народными приговорками, с особенностями этого жанра.
5.Праздники, развлечения.
Вечер развлечений “Проводы осени”.
Цель. Активизировать в речи детей народные приметы и поговорки об осени. Разучить русскую считалку. Познакомить с русской народной игрой “Звонарь”. Воспитывать интерес к русским народным играм.
Декабрь
1.Занятие: Конкурс рассказов на тему “В деревенской избе, в светлой горенке”.
Цель. Закрепить названия предметов старинного быта. Учить использовать в своих рассказах пословицы и поговорки.
2.Познавательная деятельность
Беседа на тему “Имя улицы моей”.
Цель. Знакомить детей с историей родного города. Объяснить происхождение названий некоторых улиц города. Побуждать детей к связанным высказываниям на тему “Моя улица”
3.Художественно-речевая деятельность.
Знакомство детей с русской народной сказкой “Крылатый, мохнатый да масленый”.
Цель. Помочь детям понять смысл увлекательной и мудрой сказки, полюбить ее, обратить внимание на начало и конец сказки.
4.Устное народное творчество
Конкурс народных пословиц.
Цель. Умение отличать пословицу от поговорки. Вспомнить знакомые пословицы.
5.Праздники, развлечения
Посиделки “Здравствуй зимушка-зима”.
Цель. Познакомить детей с русскими народными зимними праздниками: Рождество, Новый год, Крещение; с обычаями, традициями празднования их.
Январь
1.Занятие:“Крещенский праздник”.
Цель. Познакомить детей с русским народным праздником, с традициями и народными приметами с ним связанными. Рассказать детям о главном событии этого дня: освящение воды в проруби и купание в ней.
2.Познавательная деятельность
Игра-путешествие “Город мой родной”.
Цель. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Учить описывать свои впечатления и настроение. Воспитывать интерес к родному городу.
3.Художественно-речевая деятельность Рассказывание и инсценировка фрагментов из русской народной сказки “Лиса и заяц”.
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к ним.
4.Устное народное творчество
Разучивание колядочных закличек.
Цель. Познакомить детей с праздником “Коляда”, с его традициями празднования.
5.Праздники, развлечения
Вечер русских народных игр.
Цель. Разучить русскую народную игру “Пирог”. Вспомнить знакомые: “Звонарь”, “Ворон”. Создать радостное настроение.
Февраль
1.Занятие: “Не посрамим земли русской”.
Цель. Продолжать знакомить детей с особенностями русской истории. Знакомить с былинами о русских богатырях. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2.Познавательная деятельность
Беседа на тему “Русская березка”.
Цель. Рассказать детям о русских традициях связанных с русской березкой-любимым деревом на Руси. Познакомить со стихами русских поэтов о русской березке.
3.Художественно-речевая деятельность.
Литературная викторина по произведениям о защитниках земли русской Рассматривание картин и иллюстраций о русских богатырях.
Цель. Знакомить детей с былинными героями земли русской. Учить составлять рассказ по картинке. Воспитывать уважение к русским богатырям.
4.Устное народное творчество.
Знакомство с русскими народными частушками.
Цель. Познакомить детей с русскими народными частушками. Вызвать желание исполнять их.
5.Праздники, развлечения.
Праздник “ Масленица”.Русская народная игра “Тень, тень, потетень”
Цель. Познакомить детей с народными традициями празднования праздника: народные гулянья с блинами, спортивные состязания, сожжение чучела.
Март
1.Занятие:“Русский самовар”.
Цель. Познакомить детей с предметом народного быта -самоваром. Обогащать знания о народных традициях, связанных с чаепитием. Воспитывать чувство гордости за русских мастеров-умельцев. Учить словесному описанию узоров, орнаментов.
2.Познавательная деятельность
Беседа на тему “Что такое Земля?”
Цель. Формировать у детей общее представление о Земле, о том, что все в природе взаимосвязано и что все это надо беречь, как наш общий дом. Упражнять в составлении предложений со словом “дом”.
3.Художественно-речевая деятельность.
Вечер загадок.
Цель. Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Формировать умение находить в текстах загадок метафоры, сравнения. Воспитывать умение и желание придумывать загадки.
4.Устное народное творчество.
Сказка в гостях.
Цель. Рассказывание детьми русских народных сказок по выбору детей. Воспитывать умение находить отличительные особенности в русских народных сказках, выделять средства выразительности, характерные для народного языка.
5.Праздники, развлечения.
Утренник: “Огонек для милых мам”
Цель. Учить детей почитать и уважать своих мам. Вспомнить пословицы, стихи о мамах, бабушках.
Апрель
1.Занятие в кабинете изо на тему “Русская матрешка” (с элементами рисования).
Цель. Познакомить детей с народной игрушкой, с ее историей возникновения. Учить описывать матрешку, отмечая особенности росписи. Воспитывать интерес к русской народной игре.
2.Познавательная деятельность.
Коллективный рассказ на тему: “Родина малая и большая”.
Цель. Учить логически выстраивать монологи-рассуждения, используя при этом свои представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
3.Художественно-речевая деятельность.
Знакомство с народными пословицами о труде людей в огороде, на участке.
Цель. Познакомить детей с трудовыми действиями весной в огороде, на участке. Активизировать в речи детей пословицы.
4.Устное народное творчество.
Заучивание русской народной заклички о жаворонке “Весну приаукиваем”.
Цель. Закрепить знания детей о весенних приметах, вспомнить заклички, пословицы, поговорки.
5.Праздники, развлечения.
Посиделки “Дело было вечером”.
Цель. Вспомнить с детьми небылицы, обобщать их представление об этом жанре. Учить детей придумывать небылицы, получать от этого радость.
Май
1.Занятие. Игра “Колесо истории”.
Цель. Закрепить знания детей о родном крае, об истории земли русской. Воспитывать любовь к Родине, чувство национальной гордости.
2. Познавательная деятельность
Беседа “Мир вокруг нас”.
Цель. Обобщить представления детей о природе своего края. Продолжать знакомить с Красной книгой. Познакомить с целебными травами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
3.Художественно-речевая деятельность Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
Цель. Познакомить детей с детством поэта, об отношениях с няней, о любви поэта к родной природе. Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.
4.Устное народное творчество Развлечение “На завалинке”.
Цель. Помочь детям вспомнить знакомые частушки, небылицы, поговорки, заклички, народные игры, пословицы, поговорки, приметы, сказки, былины русского народа.
5.Праздники, развлечения.
“Волшебный сундучок” - драматизация русской народной сказки . “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” с помощью театра игрушек.
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, развивать умение драматизировать.
3. Завершающий этап
Вечер при свечах совместно с родителями детей:
Ответы на вопросы викторины;
Драматизация отрывков из русских народных сказок;
Чтение стихов А.С.Пушкина;
Конкурс народных пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек;
Русские народные игры.
Список используемой литературы:
1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и допол. – СПб: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2001.
2.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.
3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
4.Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия : пособие для ст. дошк. и мл. шк. возраста / Н.В. Виноградова, Л.А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
ГБОУ СОШ пос. Ленинский СП « Журавушка»
м.р. Красноармейский Самарская область
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Земля русская".
Выполнила: Казачкова Галина Владимировна воспитатель ГБОУ СОШ пос. Ленинский СП «Журавушка».
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры "Чудо-кукла"
Познавательно-творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры "Чудо-кукла". Реализуется в рамках программы "Социокультурные исток...
Опыт "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре своего народа"
В статье анализуруются главные проблемы....
Педагогический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспита...
Презентация проекта по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа “Земля русская”
Задачи: Расширять и углублять представление о Родине – России. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного тв...