ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Мишарина Оксана Михайловна

Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Среднего Поволжья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО Выполнила: воспитатель МБУ ДС №120 «Сказочный» Мишарина О.М. Тольятти-2015

Слайд 2

Актуальность темы Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем, поэтому проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс важна и актуальна. В концепции модернизации российского образования большое значение придаётся региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребёнка. В условиях поликультурного региона, каким является Среднее Поволжье, процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая всё богатство и разнообразие национальных культур.

Слайд 3

Противоречия Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Профессиональная проблема Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Что может помочь решить данные задачи? Возможно возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края?

Слайд 4

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат , направленный на решение проблемы. 1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья у детей среднего дошкольного возраста. 2. Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для реализации механизма формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья в условиях реализации ФГОС ДО. 3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о малой родине. 4. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества.

Слайд 5

Механизм формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников Целевой компонент 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта Вызвать у детей 6-7 лет интерес к изучению духовной культуры народов Среднего Поволжья. Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников. Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности. 2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта 2.1. Способствовать формированию осознанного отношения детей к патриотизму 2.2. Формирование эмоционально-положительного отношения к различным культурам народов Среднего Поволжья 2.3. Воспитывать этнотолерантное отношение к людям других национальностей. 3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий 3.1 Обогатить театральный уголок предметами, элементами народного костюма 3.2 Использовать народный фольклор в повседневной жизни старших дошкольников 3.3 Стимулировать детей к использованию фольклора в игровой деятельности

Слайд 6

Народы, селившиеся вдоль берегов реки Волги: МОРДВА, МАРИЙЦЫ, УДМУРТЫ – финно-угры, ЧУВАШИ, КАЗАНСКИЕ (ПОВОЛЖСКИЕ) ТАТАРЫ –представители тюркской группы.

Слайд 7

Содержательный компонент ОД 1 Тема: «Дружная семья народов». ОД 2 Тема «Русский национальный костюм» ОД 3 Тема: «Татарский национальный костюм» ОД 4 Тема: «Промыслы народов Поволжья» Режимные моменты Утро Темы 1. «В тесноте, да не в обиде» 2. «Укрась платок» 3. «Семьи бывают разные» 4. Рассказывание русских и татарских сказок Прогулка Темы 1. «Игры народов Поволжья» 2. «Пословицы о дружбе» Вечер Темы 1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» 3. Чтение татарской сказки «Отцовские советы», А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки» 2. Творческая деятельность «Красивый платок» 4. Просмотр мультфильмов: «Жил-был пёс», «Три мешка хитростей», « Морозко ». 5. «Составь узор», «Чей костюм». 6. «Вечер в крестьянской избе».

Слайд 8

Традиционные праздничные костюмы верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри) чувашек.

Слайд 9

Актуальная среда - фотоальбом «Народы Поволжья», картинки по теме; - заготовки элементов костюма; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Вечер в крестьянкой избе» - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки; - тематический коллаж «Узоры родного костюма» Темы работы с родителями 1. «День города». 2. «Изготовление элементов народного костюма». 3. «Мы вместе». 4. «Совместная выставка рисунков». 5. «Посуда народов Поволжья». 6. «Ай, люли-люли» -народный фольклорный праздник

Слайд 10

Технологический (процессуальный) компонент ОД 1 Ход 1. Беседа. 2. Д/игра «Укрась платок». 3. Восприятие и обсуждение сказок ОД 2 Ход 1. Беседа о русском национальном костюме. 2. Русские народная сказка 3. Физкульт . минутка «Дружная семейка». 4. Д/и «Найди лишнюю картинку» ОД 3 Ход 1. Беседа «Незнакомый костюм» 2. Д/игра «Составь узор», «Чей костюм». 3. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». ОД 4 Ход 1. Вступительное слово 2. Чтение стихов 3. Музыкальный киоск «Угадай мелодию» 4. Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья.

Слайд 12

Результативный компонент (возможные достижения ребенка) - имеет первичные представления о малой родине, проявляет интерес к культуре народов Поволжья; делится впечатлениями об полученных знаниях; - отражение полученных представлений и впечатлений изучения народного костюма в продуктивной деятельности; - повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, культуры поведения дошкольников; -укрепление, расширение образовательного поля "ребенок – учреждение – семья – общество".

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Статья на тему: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о дружбе посредством художественной литературы"...

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста пр...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношений посредством изучения семейных традиций»

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...