НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Косенко Светлана Валерьевна

Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_semeynye_obychai.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ -

 ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»

Конспект НОД

по нравственно- патриотическому

воспитанию в старшей группе

на тему:

«Семейные обычаи на Руси»

Выполнила :

воспитатель первой категории

Косенко Светлана Валерьевна

д.п.Кудряшовский

2022г.

Тема: Семейные обычаи на Руси.

Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях.

Задачи:

Образовательные:

1.Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.

2.Подводить детей к созданию выразительного образа в аппликации.

3.Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.

4.Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях, закреплять знание старых русских имен.

5.Способстровать развитию любознательности.

6.Формировать представления об исторических корнях родного села.

Развивающие:

1.Развивать музыкальность детей.

2.Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.

3.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

2.Воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

3.Воспитывать желание принимать участие в играх.

4.Пообрение свободного общения со взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей.

1.Социализация

2.Познание

3.Коммуникация

4.Художественное творчество

5.Художественная литература

6.Музыка

7.Физическая культура

8.Здоровье

Словарная работа

Обогащать словарный запас детей:

1.Существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук.

2.Определениями: старинный, деревянный, РАСПИСНОЙ, УЗОРЧАТЫЙ.

Индивидуальная работа

Следить за речью детей, оказывать помощи при ответах на вопросы.

Предварительная работа

1.Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба».

2.Заучивание стихов, песен.

3.Посещение музея «Русская изба».

4.Взаимодействие с родителями. Проект «Моя семья».

5.Изготовление русских - народных костюмов.

6.Презентация: «Частица малая Россия, поселок  родной - Кудряши ».

7.Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушанье русских народных песен, колыбельных.

8.Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материал и оборудование:

1.Аудиозапись с русской народной музыкой.

2.Атрибуты русской избы.(кукла, уголек, зернышки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соль).

4.Заготовки для аппликации.

Методы и приемы:

Практические;

Наглядные;

Словесные;

Игровые.

Ход НОД

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:

- Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель:

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:

- Направо.

Воспитатель:

- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель:

- Ну, что же, в путь!

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым,

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

- В русской избе.

Воспитатель:

- А почему вы решили, что это изба?

Дети:

- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает лапти.

- Дети, а это что?

Дети:

- Лапти.

Воспитатель:

- А для чего нужны лапти?

Дети:

- Их одевали на ноги.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Костя, а когда я вырасту, меня будут звать Константин и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена!

Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили- тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли- мыли-мыли-мыли

бело- набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным- черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись ,как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).

Дети:

- Расписная.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети:

- Да.

Дети поют совместно с воспитателем:

Баю- баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю- баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? У меня есть для Егорушки одеяло, мы его украсим сами.

Воспитатель:

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та- ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

В позолоченных серьгах (показывают серьги)

Черный ворон на дубу (показывают крылья)

Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Да (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наше одеяло и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

-Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

-Дети, но дни рождения бывают не только у людей. Скажите, чей день рождения мы отмечали осенью?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! День рождения нашего поселка! Ему исполнилось 130 лет!

- Дети, давайте вспомним, какой сюрприз мы приготовили?

Ответ детей .

- Правильно, мы подарим песню нашему поселку.

Все вместе поют песню: «Мои Кудряши».

Воспитатель:

- Дети, а вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

Ведущая педагогическая идея     Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...

Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»

Нравственно-патриатичесое воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России». Моя малая родина.

Автор проекта: воспитатель Линькова О.Ю.Продолжительность проекта: краткосрочный (8 декабря– 15 декабря).Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети, родители, воспитатели.Возр...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"...