НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_semeynye_obychai.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ -
ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК»
Конспект НОД
по нравственно- патриотическому
воспитанию в старшей группе
на тему:
«Семейные обычаи на Руси»
Выполнила :
воспитатель первой категории
Косенко Светлана Валерьевна
д.п.Кудряшовский
2022г.
Тема: Семейные обычаи на Руси.
Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях.
Задачи:
Образовательные:
1.Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.
2.Подводить детей к созданию выразительного образа в аппликации.
3.Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.
4.Расширять и углублять представление детей о старинных семейных обычаях, закреплять знание старых русских имен.
5.Способстровать развитию любознательности.
6.Формировать представления об исторических корнях родного села.
Развивающие:
1.Развивать музыкальность детей.
2.Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.
3.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.
2.Воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
3.Воспитывать желание принимать участие в играх.
4.Пообрение свободного общения со взрослыми и детьми.
Интеграция образовательных областей.
1.Социализация
2.Познание
3.Коммуникация
4.Художественное творчество
5.Художественная литература
6.Музыка
7.Физическая культура
8.Здоровье
Словарная работа
Обогащать словарный запас детей:
1.Существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук.
2.Определениями: старинный, деревянный, РАСПИСНОЙ, УЗОРЧАТЫЙ.
Индивидуальная работа
Следить за речью детей, оказывать помощи при ответах на вопросы.
Предварительная работа
1.Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба».
2.Заучивание стихов, песен.
3.Посещение музея «Русская изба».
4.Взаимодействие с родителями. Проект «Моя семья».
5.Изготовление русских - народных костюмов.
6.Презентация: «Частица малая Россия, поселок родной - Кудряши ».
7.Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушанье русских народных песен, колыбельных.
8.Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материал и оборудование:
1.Аудиозапись с русской народной музыкой.
2.Атрибуты русской избы.(кукла, уголек, зернышки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соль).
4.Заготовки для аппликации.
Методы и приемы:
Практические;
Наглядные;
Словесные;
Игровые.
Ход НОД
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Дети:
- Снег, деревья, волшебный камень.
Воспитатель:
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети:
- Направо.
Воспитатель:
- А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель:
- Ну, что же, в путь!
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель: показывает чугунок.
- Дети, что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель:
- Для чего нужен чугунок?
Дети:
- В нем варили кушать.
Воспитатель: показывает лапти.
- Дети, а это что?
Дети:
- Лапти.
Воспитатель:
- А для чего нужны лапти?
Дети:
- Их одевали на ноги.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель:
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Костя, а когда я вырасту, меня будут звать Константин и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена!
Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети:- Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
- Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили- тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли- мыли-мыли-мыли
бело- набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным- черна!
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В отцову рубашку.
Воспитатель:
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Дети:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись ,как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети:
- Укладывали спать.
Воспитатель:
- А куда клали спать ребеночка?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).
Дети:
- Расписная.
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.
Воспитатель:
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?
Дети:
- Да.
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю- баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю- баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Воспитатель:
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? У меня есть для Егорушки одеяло, мы его украсим сами.
Воспитатель:
- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та- ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Воспитатель:
- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наше одеяло и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель:
-Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Дети, но дни рождения бывают не только у людей. Скажите, чей день рождения мы отмечали осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! День рождения нашего поселка! Ему исполнилось 130 лет!
- Дети, давайте вспомним, какой сюрприз мы приготовили?
Ответ детей .
- Правильно, мы подарим песню нашему поселку.
Все вместе поют песню: «Мои Кудряши».
Воспитатель:
- Дети, а вам понравилось наше путешествие?
Ответ детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...
Проект на тему: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
Проект на тему:«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»...
Тема по самообразованию «Формирование нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Ведущая педагогическая идея Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возмож...
Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»
Нравственно-патриатичесое воспитание у детей старшего дошкольного возраста...
Проект на тему: Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России». Моя малая родина.
Автор проекта: воспитатель Линькова О.Ю.Продолжительность проекта: краткосрочный (8 декабря– 15 декабря).Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети, родители, воспитатели.Возр...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"...