конспект занятия сказки народов северного кавказа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коломиец Наталья Михайловна

занятие для подгготовительной группы с региональным компонентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_narodov_severnogo_kavkaza.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект

        

организованной образовательной  деятельности  

воспитателя с детьми  подготовительной  группы

социально – коммуникативной направленности

Тема: «Сказки народов Северного Кавказа»

                                             

Цель: Продолжать формировать у детей дошкольного возраста  толерантность, интерес и уважение к другим национальностям, культуре других народов.  

Образовательные задачи:

1. Закрепить опыт и знания детей о  целостной картине многонациональной страны России.

2. Учить владеть речью как средством общения и культуры, активизировать  словарный запас детей.

3.Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

 Развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать  мышление,    внимание и память.

3. Развивать творческие способности, воображение и фантазию.

 

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа и других народов Северного Кавказа.

2. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе, доброжелательное отношение друг к другу

3.Формировать  чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

 

Интеграция областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.

Предварительная работа: чтение и анализ сказок народов Северного Кавказа;   рассматривание иллюстраций  природы Северного Кавказа, слушание народной музыки, песен о дружбе народов, разучивание  игр разных национальностей; беседы на тему:  «Что значит дружить», «Что такое толерантность», посещение социально-значимых учреждений (библиотека).

 Оборудование и материалы: мультимедийная установка, теневой театр,  иллюстрации героев сказок, музыкальное сопровождение, схемы, изображающие характер героев сказок, ватман,  бумага для рисования, карандаши, восковые мелки, фломастеры, пластилин, доска для демонстрационного материала.    

Cловарь:

активный: взаимосвязаны, глобус, модель, республика.

пассивный: толерантность, нация, национальность, схема.

Ход занятия:

Дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.

(Воспитатель обращает внимание детей на красивую большую коробку)

Воспитатель: Интересно, что это за коробка?

(Звучит не громкая «волшебная» музыка, воспитатель с детьми подходит к коробке)

Воспитатель: Вот так сюрприз! Давайте посмотрим, что там? (достает глобус.) Посмотрите, какой красивый шар. А кто знает, что это такое? (Ответы детей.) Правильно, это глобус. Что такое глобус? (Модель земли). А что на нем изображено? (Страны, моря и океаны.)   А мы с вами в какой стране живем? (В России.) Правильно, в России, мы с вами россияне. Давайте найдем на глобусе нашу страну. (Ребенок  показывает нашу страну.)  Назовите  столицу нашей Родины (Москва). Какой город  является нашим краевым центром? (Ставрополь) Ставропольский край находится на Северном Кавказе. (Показ на глобусе)

Кавказ он разнолик и многогранен;

Несет в себе историю веков;

Но также,  как и раньше, он прекрасен

Своей природой

Грозной  и простой.

Родина, Россия, Северный Кавказ, Ставрополье – эти слова так взаимосвязаны и так неразделимы.

Послушайте, как написал о Ставрополье Ген Фатеев: (ребенок читает стихотворение)

Есть в мире город, южный город,

Частица Родины моей,

Он из полей стремится в горы,

Весь в ожерелье тополей.

Он весь теплом и светом залит,

Рекой цветов чарует нас.

Твоими Ставрополь глазами

Глядит Россия на Кавказ.

 На Ставрополье проживает много людей разных национальностей. «Каких?», спрашивает у детей. (Русские, и т.д.)  И в нашей группе есть их представители.

- Каждый народ имеет свой  национальный язык, имеет свою историю, культуру, традиции,  песни, национальные костюмы, сказки, которые передает из поколения в поколение.      

В мире много сказок грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них…

Давайте   отправимся в путешествие по сказкам  народов Северного Кавказа.  Посмотрим в нашу волшебную  коробочку, может быть в ней еще что-то есть? (ключик, мешочек с запиской).

Воспитатель читает записку: «Идите  и соберите в мешочек все лучшие качества сказочных героев, а поможет  вам в пути этот золотой ключик, он проведет вас по сказкам».

Ключик, ключик золотой,

Дверь волшебную открой!

Ты     смотри, не подведи-

Сказки ждут нас впереди!

Звучит музыка народов Дагестана.

(слайд республики Дагестан)

Воспитатель:  Ребята,  как вы думаете,  где мы оказались? (В Дагестанской республике).  Как здесь красиво! Как величественны эти горы! (Слайд). Какие здесь замечательные люди и как они умеют танцевать. Давайте попросим …нам станцевать (танец ребенка).  А мы с вами читали даргинскую сказку. Назовите мне ее. (Ответ детей). Кто  главный герой? Какие качества главного героя  мы положим в мешочек?

Дети:

-Мы положим в мешок храбрость, силу, отвагу, смелость.

Воспитатель: Давайте дальше продолжим наш путь.

 Ключик, ключик золотой,

                                             Сказку новую открой!

Про веселый нрав людей

               Армянская сказка в гостях у детей.

Воспитатель:

-Посмотрите мы попали на необычную поляну. (На мольберте «тени» сказочных персонажей.) Каких героев вы увидели?  (Дети определяют по теням героев сказок). Как называется сказка с этими героями?  («Змея и рыба») Расскажите мне о характере  этих героев?

Дети:

- Рыба спокойная, находчивая, мудрая. Змея злая, агрессивная, хитрая.

Воспитатель:

-Что же мы  положим в мешочек? (Мудрость и находчивость)

 

Воспитатель: Отправляемся дальше. Чтобы было всем нам весело в пути,  отправимся в чудесный лес.

                         

Мы пришли в чудесный лес,

В нём много сказок и чудес.

В темном лесе есть избушка  

(дети шагают на месте).

Стоит задом наперед.

(дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка-

(грозят пальцем).

Бабушка Яга живет.

(грозят пальцем другой руки).

Нос крючком,

(показывают пальцами обеих рук)

Глаза большие,

(расставляют пальцы обеих рук).

Словно угольки горят.

(покачивают головой).

Ух, сердитая какая!

(делают сердитое лицо).

Дыбом волосы стоят.

(руки вверх).

Звучит музыка П.Чайковского «Баба Яга».

Воспитатель:

-Ребята,  какого сказочного героя изображает музыка? (Баба Яга)  Почему вы так решили, какой характер музыки? (Ответы детей) (Слайд). В сказках какого народа встречается Баба Яга? (Русского) Ребята, мы вспоминали героев даргинской, армянской сказок, а теперь вспомним  героев русских народных сказок. Встанем в круг  и поиграем.   У сказочных героев есть двойные имена. Я  бросаю мяч  вам и называю первое слово, а вы  продолжаете.  (Игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя»: Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч)

Воспитатель:

Сказочные герои, так же как и люди, разные и по внешности, и по характеру. Посмотрите, на карточках изображены разные линии. Нужно определить характер  сказочного героя   по линии.  Разделитесь на три подгруппы. Каждая подгруппа берет по одной схеме и подбирает к ней изображения сказочных героев. Кто уже готов?  

Воспитатель: Какая это линия? ( Воспитатель показывает волнистую линию).

Каким характером должен обладать герой,  характер которого можно изобразить такой линией? (Ответы детей: он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым). Назовите героев сказок с таким характером. (Ответы детей: Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная) Почему вы так думаете? (Ответы детей: они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные). А у вас какая линия? (показывает на ломаную линию). На что похожа эта линия? (Ответы детей ломаная линия похожа на молнию, на колючки, на иголки). Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа? (Ответы детей: нет. Эти герои  злые, жестокие, бессердечные, завистливые).

Воспитатель: Назовите героев сказок, обладающих такими качествами характера.

Ответы детей (Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо…)

 Воспитатель:

-А у вас какая линия? (показывает   на прямую линию)

-Каким характером должен обладать герой,  характер которого можно   изобразить такой линией?

(Ответы детей: он должен быть добрым, сильным, отважным, смелым, храбрым, могучим, мудрым…)

Воспитатель:

-Назовите героев сказок с таким характером.

(Ответы детей: Иван-Царевич, Иван- крестьянский сын)

Воспитатель:

-Какие качества героев будем складывать в наш  мешочек?

Дети:

-Доброту, любовь, трудолюбие.

Воспитатель:

- А мешочек стал совсем полным. Сколько много хороших качеств  героев мы собрали. Возьмем его с собой. Пора нам возвращаться домой.

Ключик, ключик золотой,

                                             Помоги попасть домой!

Воспитатель:

-Мы с вами побывали в путешествии по сказкам  народов Северного Кавказа.

Нельзя не любить Кавказ. Нельзя не любить эти могучие горы, быстрые реки, живительные источники, целебный воздух, людей здесь живущих. Сказки всех народов очень добрые, в них много хороших слов  про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Посмотрите, какое у меня большое, яркое солнце. Что оно символизирует? (Оно всегда излучает тепло, свет, доброту.)  Сейчас  оно должно объединить все народы Кавказа.  Мы с вами  выполним  работу «Наша дружная семья». Подойдите к столам, посмотрите, перед вами находится рабочий материал для различной техники рисования.   

  - Разомнем пальчики перед работой. (Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши).

 Будем пальчики считать,

                                              Будем сказки называть

                                              Рукавичка, Теремок,

 Колобок – румяный бок.

  Есть Снегурочка – краса,

    Три медведя, Волк – Лиса.

                                              Знаем Волка и козлят.

    Этим сказкам каждый рад.

Самостоятельная работа детей. (Звучит музыкальное сопровождение).

Итог занятия:

Воспитатель:

-Молодцы ребята!

-Ребята, возьмите свои рисунки  и положите их на лучики солнца.

-А что олицетворяет солнце? (тепло, доброту, свет, радость) 

- Как вы думаете, получилась у нас большая  дружная семья? Почему вы так думаете?

(Ответы детей)

Правильно ребята, хотя все мы между собой разные, но мы должны жить в мире и дружбе.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народы Северного кавказа.

знакомство с черкеским этносом...

Конспект занятия "Путешествие к северным народам"

Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера....

Подвижные игры народов Северного Кавказа

Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие нац...

Конспект ННОД "Народы Северного Кавказа - Лезгины"

Наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рожде...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

Конспект занятия "Сказки народов мира"

Конспект предлагается в помощь воспитателям в формировании у детей представлений об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок со сказками других народов....

"Сказки народов Северного Кавказа"

Конспект организационной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной групппы социально - коммуникатвной направленности...