Конспект ННОД "Народы Северного Кавказа - Лезгины"
план-конспект занятия (средняя группа)

Панкова Оксана Алексеевна

Наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.

Сегодня мы отправимся в гости к горским народам, познакомимся с народами Северного Кавказа - лезгинами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_kavkaza.docx228.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»»

630124, г. Новосибирск-124, ул. Есенина 27а

630089, г. Новосибирск-89, ул. Адриена Лежена, 21

тел./факс (383)267-67-11, (383)264-07-22

E-mail: ds_373_nsk@nios.ru

Конспект ННОД для детей 4-5 лет

Тема: «Народы Северного Кавказа»

(Лезгины)

Подготовили и провели воспитатели:

                                                                       Панкова О.А. высшая  кв. кат.

                                                                              Морковина Е.И. высшая кв. кат.

НОВОСИБИРСК 2022

Цель расширять представления детей о народах, проживающих на Северном Кавказе (Лезгины)

Задачи:

Образовательные:

– познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;

– расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа;

– формировать способность к познанию костюма народов, населяющих родной край;

– прививать интерес к национальной культуре народов Северного Кавказа.

Развивающие:
– развивать чувство восхищения красотой костюмов народов Северного Кавказа;
– расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;

– развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;

Воспитательные:
– воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре народов, проживающих на территории Северного Кавказа;

– формировать  чувство  товарищества,  взаимопомощи,  уважительного отношения к культуре многонационального народа России;

– воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;

– воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить  в мире и дружбе со всеми народами.  

Материалы и оборудование: макеты гор, презентация «Горы Кавказа», аудиозапись произведения Джеймса Ласта «Одинокий пастух»   иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы,  мультфильм про Северный Кавказ, видеозапись танца «Лезгинка».

 Ход занятия.

1. Организационный момент.

 Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)

Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.

Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.

Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:

Эти горы далеко,

К ним добраться нелегко:

Через горы и овраги

(Ходьба на цыпочках)

Через камни и коряги

(Прыжки на двух ногах)

Под еловыми кустами

(В полуприсяде)

Да сосновыми мостами

(Приставным шагом)

Вот и горы впереди –

Выходи и погляди!

Воспитатель: Природа на Северном Кавказе красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе

Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»

Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)

Лаваш начинает диалог:

- Пеку, пеку лаваш!

- Лаваш готов? (Задняя пара)

- Готов!

- Смотри, не сгори!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)

Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)

Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)

Что вы представили ребята, слушая эту музыку

(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)

2. Основная часть.         

            На Кавказе любят

            Музыку и пляски

            На конях джигиты

            Скачут без опаски.

            На Кавказе любят

            Пить кефир-айран.

            Надевают бурку

            В дальний путь чабан.

            На Кавказе любят

            Сладкий виноград

            Здесь хозяин гостю,

            Как родному, рад.

                               (В. Степанов)

– А что за место, о котором говорится в стихотворении? (Кавказ)

– Правильно, Кавказ. Сейчас я Вам предлагаю посмотреть мультфильм про Северный Кавказ.

Просмотр мультфильма  про Северный Кавказ.

– Северный Кавказ очень велик, он часть нашей огромной Родины – Россия. На Кавказе живёт много людей разных национальностей адыгейцы, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки…)

        В республике Осетия живут – осетины, в Карачаево-Черкесской республике живут – карачаевцы, черкесы, абазинцы…, в Дагестане живут – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины…, в Кабардино-Балкарской республике живут – кабардинцы, балкарцы, осетины….., в Чеченской республике живут – чеченцы.., в  Ставропольском крае живут – армяне, даргинцы, греки, украинцы, ногайцы…..

– Вот сколько  много республик находится на территории Северного Кавказа, и в них живут люди разных национальностей.

– Ребята, как Вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей? (ответы детей)

– Правильно. Каждая национальность имеет свой родной язык, свои национальные костюмы,  музыкальные инструменты, свои традиции, обычаи, любимые праздники, песни, танцы.

– Например:  при встрече с другом  Вы говорите – здравствуй, на карачаевском, лезгинском – салам алейкум………. Слышите, звучит по-разному, а значение одно, пожелание друг другу при встрече здоровья.

– Так же Кавказ – одна из богатейших областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.

– Традиционный костюм передаётся из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию она относится. Все костюмы кавказцев – это костюмы необыкновенной красоты.

Рассматривание иллюстраций и кукол (народы в национальных костюмах).

– Ребята посмотрите, мужская одежда всех народов Северного Кавказа, очень похожа. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Традиционная мужская одежда – это, прежде всего, всем известная чоха, гордость и своеобразный символ народа. Скроена  чоха таким образом, чтобы выгодно подчеркнуть мужские широкие плечи и узкую талию. По обеим сторонам груди нашиваются небольшие карманы, в которых вставляются герметично закрытые цилиндрические ёмкости, “газыри”, изначально предназначенные для хранения пороха, зарядов  для огнестрельного оружия. Папаха – высокая меховая шапка, обычно с суконным верхом из овечьей кожи. Бурка – одежда в виде длинной, расширяющейся  к низу накидки из тонкого войлока или из овечьей шерсти.

– Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. Женщины носили “картули каба” длинные приталенные платья с расклешённой юбкой и с рукавами до локтя, под рукава надевались украшенные вышивкой нарукавники. На талию надевался широкий матерчатый пояс, который расшит бисером, золотой тесьмой или жемчугом.

– Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды!

– Вот мы и познакомились с национальными костюмами. Сейчас я предлагаю Вам собрать кавказские костюмы.

Дидактическая игра – пазлы

 «Костюмы народов Северного Кавказа».

Группа детей делится на две команды. Каждой команде необходимо собрать национальный костюм народа Северного Кавказа.

– Молодцы ребята. На Кавказе есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец…. Предлагаю Вам его посмотреть.

Звучит «Лезгинка» (видеозапись)

–  Ребята,  это танец горских  народов, то есть жителей Кавказа – «Лезгинка». Бывает она осетинской, ногайской, армянской, карачаевской, кабардинской и т.д., но в них есть общие черты, мотивы. То же самое можно наблюдать в сказках, загадках, пословицах этих народов.

3. Заключительная часть.

– Вот и закончилось наше путешествие. Мы с Вами путешествовали по Северному Кавказу. Познакомились с национальными костюмами, обычаями и традициями кавказских народов.

Вопросы:

·         Ребята, Вам понравилось путешествие по Северному Кавказу?

·         Что нового Вы узнали?

·         Как называется национальный танец?

– Ребята, посмотрите, у меня в корзиночке находятся смайлики с грустным и весёлым настроением. Я Вам предлагаю выбрать смайлик, кому какой нравится.

Каждый ребёнок выбирает смайлик с определённым настроением, которое совпадает с его настроением в конце занятия. Становится понятно, в каком эмоциональном состоянии находится ребёнок  по окончанию занятия.

C:\Users\1\Desktop\IMG-20221124-WA0016.jpgC:\Users\1\Desktop\IMG-20221122-WA0007.jpg

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народы Северного кавказа.

знакомство с черкеским этносом...

"Дикие животные Северного Кавказа".

Животный мир Северного Кавказа интересен и многообразен. В данном конспекте я старалась познакомить детей старшей группы с некоторыми дикими животными....

Викторина для дошкольников "Северный Кавказ".

Викторина для дошкольников "Северный Кавказ"....

Проект "Зимующие птицы Северного Кавказа"

Проект "Зимующие птицы Северного Кавказа"...

Военно-спортивная игра "Зарничка" посвященная 77- летию освобождения Северного Кавказа от немецко – фашистских захватчиков.

Военно-спортивная игра "Зарничка" посвященная 77- летию освобождения Северного Кавказа от немецко – фашистских захватчиков....

Статья «77 годовщина Освобождения Северного Кавказа»

Статья «77 годовщина Освобождения Северного Кавказа»...