Конспект ННОД "Народы Северного Кавказа - Лезгины"
план-конспект занятия (средняя группа)
Наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.
Сегодня мы отправимся в гости к горским народам, познакомимся с народами Северного Кавказа - лезгинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_kavkaza.docx | 228.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»»
630124, г. Новосибирск-124, ул. Есенина 27а
630089, г. Новосибирск-89, ул. Адриена Лежена, 21
тел./факс (383)267-67-11, (383)264-07-22
E-mail: ds_373_nsk@nios.ru
Конспект ННОД для детей 4-5 лет
Тема: «Народы Северного Кавказа»
(Лезгины)
Подготовили и провели воспитатели:
Панкова О.А. высшая кв. кат.
Морковина Е.И. высшая кв. кат.
НОВОСИБИРСК 2022
Цель: расширять представления детей о народах, проживающих на Северном Кавказе (Лезгины)
Задачи:
Образовательные:
– познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;
– расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа;
– формировать способность к познанию костюма народов, населяющих родной край;
– прививать интерес к национальной культуре народов Северного Кавказа.
Развивающие:
– развивать чувство восхищения красотой костюмов народов Северного Кавказа;
– расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
– развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
Воспитательные:
– воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре народов, проживающих на территории Северного Кавказа;
– формировать чувство товарищества, взаимопомощи, уважительного отношения к культуре многонационального народа России;
– воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;
– воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.
Материалы и оборудование: макеты гор, презентация «Горы Кавказа», аудиозапись произведения Джеймса Ласта «Одинокий пастух» иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, мультфильм про Северный Кавказ, видеозапись танца «Лезгинка».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
– Воспитатель: У каждого человека есть Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна? (РОССИЯ)
Ребята, наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рождения. Мы разные, но во многом мы похожи: все радуемся новым знакомствам, рассказываем интересные сказки, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.
Сегодня мы отправимся в гости к горским народам. Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. Для того чтобы не заблудится в горах, путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.
Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником – воспитателем:
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
(В полуприсяде)
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
Выходи и погляди!
Воспитатель: Природа на Северном Кавказе красива, но сурова. Каменистая почва скудна. Для того чтобы вырастить хотя бы немного пшеницы и овощей, необходимо расчистить поле от камней и щебня, поднять из речных долин плодородную землю, позаботиться о поливе
Воспитатель: Хенкал – это кушанье из муки, а хлеб у нас похож на тонкую лепешку и называется «лаваш». Хлеба у горцев всегда не хватало, и относились к нему очень бережно.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в любимую игру ребятишек Дагестана, которая называется «Лаваш»
Воспитатель: Становитесь парами, игрок без пары – лаваш. (Игроки становятся попарно друг за другом на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Это лаваш)
Лаваш начинает диалог:
- Пеку, пеку лаваш!
- Лаваш готов? (Задняя пара)
- Готов!
- Смотри, не сгори!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и стать перед лавашем. Тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если это удается, игрок, оставшийся без пары, становится лавашем (игра повторяется 3 раза)
Воспитатель: Спасибо за игру, а теперь беритесь за руки, мы отправляемся выше в горы (речевка повторяется)
Здесь расположены пастбища, на которых пасутся стада овец. Стадо называется здесь «отара», а пастух – «чабан»
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на луг и послушаем музыку гор (звучит музыкальный фрагмент произведения «Одинокий пастух»)
Что вы представили ребята, слушая эту музыку
(ответы детей: пастух пасет овец и играет на свирели, вокруг высокие синие горы, солнце освещает снег на вершинах. Музыка очень красивая и немного печальная)
2. Основная часть.
На Кавказе любят
Музыку и пляски
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На Кавказе любят
Пить кефир-айран.
Надевают бурку
В дальний путь чабан.
На Кавказе любят
Сладкий виноград
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.
(В. Степанов)
– А что за место, о котором говорится в стихотворении? (Кавказ)
– Правильно, Кавказ. Сейчас я Вам предлагаю посмотреть мультфильм про Северный Кавказ.
Просмотр мультфильма про Северный Кавказ.
– Северный Кавказ очень велик, он часть нашей огромной Родины – Россия. На Кавказе живёт много людей разных национальностей адыгейцы, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки…)
В республике Осетия живут – осетины, в Карачаево-Черкесской республике живут – карачаевцы, черкесы, абазинцы…, в Дагестане живут – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины…, в Кабардино-Балкарской республике живут – кабардинцы, балкарцы, осетины….., в Чеченской республике живут – чеченцы.., в Ставропольском крае живут – армяне, даргинцы, греки, украинцы, ногайцы…..
– Вот сколько много республик находится на территории Северного Кавказа, и в них живут люди разных национальностей.
– Ребята, как Вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей? (ответы детей)
– Правильно. Каждая национальность имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, музыкальные инструменты, свои традиции, обычаи, любимые праздники, песни, танцы.
– Например: при встрече с другом Вы говорите – здравствуй, на карачаевском, лезгинском – салам алейкум………. Слышите, звучит по-разному, а значение одно, пожелание друг другу при встрече здоровья.
– Так же Кавказ – одна из богатейших областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
– Традиционный костюм передаётся из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию она относится. Все костюмы кавказцев – это костюмы необыкновенной красоты.
Рассматривание иллюстраций и кукол (народы в национальных костюмах).
– Ребята посмотрите, мужская одежда всех народов Северного Кавказа, очень похожа. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Традиционная мужская одежда – это, прежде всего, всем известная чоха, гордость и своеобразный символ народа. Скроена чоха таким образом, чтобы выгодно подчеркнуть мужские широкие плечи и узкую талию. По обеим сторонам груди нашиваются небольшие карманы, в которых вставляются герметично закрытые цилиндрические ёмкости, “газыри”, изначально предназначенные для хранения пороха, зарядов для огнестрельного оружия. Папаха – высокая меховая шапка, обычно с суконным верхом из овечьей кожи. Бурка – одежда в виде длинной, расширяющейся к низу накидки из тонкого войлока или из овечьей шерсти.
– Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. Женщины носили “картули каба” длинные приталенные платья с расклешённой юбкой и с рукавами до локтя, под рукава надевались украшенные вышивкой нарукавники. На талию надевался широкий матерчатый пояс, который расшит бисером, золотой тесьмой или жемчугом.
– Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды!
– Вот мы и познакомились с национальными костюмами. Сейчас я предлагаю Вам собрать кавказские костюмы.
Дидактическая игра – пазлы
«Костюмы народов Северного Кавказа».
Группа детей делится на две команды. Каждой команде необходимо собрать национальный костюм народа Северного Кавказа.
– Молодцы ребята. На Кавказе есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец…. Предлагаю Вам его посмотреть.
Звучит «Лезгинка» (видеозапись)
– Ребята, это танец горских народов, то есть жителей Кавказа – «Лезгинка». Бывает она осетинской, ногайской, армянской, карачаевской, кабардинской и т.д., но в них есть общие черты, мотивы. То же самое можно наблюдать в сказках, загадках, пословицах этих народов.
–
3. Заключительная часть.
– Вот и закончилось наше путешествие. Мы с Вами путешествовали по Северному Кавказу. Познакомились с национальными костюмами, обычаями и традициями кавказских народов.
Вопросы:
· Ребята, Вам понравилось путешествие по Северному Кавказу?
· Что нового Вы узнали?
· Как называется национальный танец?
– Ребята, посмотрите, у меня в корзиночке находятся смайлики с грустным и весёлым настроением. Я Вам предлагаю выбрать смайлик, кому какой нравится.
Каждый ребёнок выбирает смайлик с определённым настроением, которое совпадает с его настроением в конце занятия. Становится понятно, в каком эмоциональном состоянии находится ребёнок по окончанию занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народы Северного кавказа.
знакомство с черкеским этносом...
НОД "Познавательное развитие" «Фауна Северного Кавказа»
Знакомство с водопадом "Руфабго"...
"Дикие животные Северного Кавказа".
Животный мир Северного Кавказа интересен и многообразен. В данном конспекте я старалась познакомить детей старшей группы с некоторыми дикими животными....
Викторина для дошкольников "Северный Кавказ".
Викторина для дошкольников "Северный Кавказ"....
Проект "Зимующие птицы Северного Кавказа"
Проект "Зимующие птицы Северного Кавказа"...
Военно-спортивная игра "Зарничка" посвященная 77- летию освобождения Северного Кавказа от немецко – фашистских захватчиков.
Военно-спортивная игра "Зарничка" посвященная 77- летию освобождения Северного Кавказа от немецко – фашистских захватчиков....
Статья «77 годовщина Освобождения Северного Кавказа»
Статья «77 годовщина Освобождения Северного Кавказа»...