"Сказки народов Северного Кавказа"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коломиец Наталья Михайловна

Конспект организационной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной групппы социально - коммуникатвной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mater.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

воспитателя с детьми подготовительной группы

социально – коммуникативной направленности

Тема: «Сказки народов Северного Кавказа»

Цель: Продолжать формировать у детей дошкольного возраста толерантность, интерес и уважение к другим национальностям, культуре других народов.

Образовательные задачи:

1. Закрепить опыт и знания детей о целостной картине многонациональной страны России.

2. Учить владеть речью как средством общения и культуры, активизировать словарный запас детей.

#1056;азвивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Развивающие задачи:

1. Развивать коммуникативные навыки.

2. Развивать мышление, внимание и память.

3. Развивать творческие способности, воображение и фантазию.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа и других народов Северного Кавказа.

2. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе, доброжелательное отношение друг к другу

#1060;ормировать чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Интеграция областей: познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная.

Предварительная работа: чтение и анализ сказок народов Северного Кавказа; рассматривание иллюстраций природы Северного Кавказа, слушание народной музыки, песен о дружбе народов, разучивание игр разных национальностей; беседы на тему: «Что значит дружить», «Что такое толерантность», посещение социально-значимых учреждений (библиотека).

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, теневой театр, иллюстрации героев сказок, музыкальное сопровождение, схемы, изображающие характер героев сказок, ватман, бумага для рисования, карандаши, восковые мелки, фломастеры, пластилин, доска для демонстрационного материала.

Cловарь:

активный: взаимосвязаны, глобус, модель, республика.

пассивный: толерантность, нация, национальность, схема.

Ход занятия:

Дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в круг, взявшись за руки.

Воспитатель:

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.

(Воспитатель обращает внимание детей на красивую большую коробку)

Воспитатель: Интересно, что это за коробка?

(Звучит не громкая «волшебная» музыка, воспитатель с детьми подходит к коробке)

Воспитатель: Вот так сюрприз! Давайте посмотрим, что там? (достает глобус.) Посмотрите, какой красивый шар. А кто знает, что это такое? (Ответы детей.) Правильно, это глобус. Что такое глобус? (Модель земли). А что на нем изображено? (Страны, моря и океаны.) А мы с вами в какой стране живем? (В России.) Правильно, в России, мы с вами россияне. Давайте найдем на глобусе нашу страну. (Ребенок показывает нашу страну.) Назовите столицу нашей Родины (Москва). Какой город является нашим краевым центром? (Ставрополь) Ставропольский край находится на Северном Кавказе. (Показ на глобусе)

Кавказ он разнолик и многогранен;

Несет в себе историю веков;

Но также, как и раньше, он прекрасен

Своей природой

Грозной и простой.

Родина, Россия, Северный Кавказ, Ставрополье – эти слова так взаимосвязаны и так неразделимы.

Послушайте, как написал о Ставрополье Ген Фатеев: (ребенок читает стихотворение)

Есть в мире город, южный город,

Частица Родины моей,

Он из полей стремится в горы,

Весь в ожерелье тополей.

Он весь теплом и светом залит,

Рекой цветов чарует нас.

Твоими Ставрополь глазами

Глядит Россия на Кавказ.

На Ставрополье проживает много людей разных национальностей. «Каких?», спрашивает у детей. (Русские, и т.д.) И в нашей группе есть их представители.

- Каждый народ имеет свой национальный язык, имеет свою историю, культуру, традиции, песни, национальные костюмы, сказки, которые передает из поколения в поколение.

В мире много сказок грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них…

Давайте в путешествие по сказкам народов Северного Кавказа. Посмотрим в нашу волшебную коробочку, может быть в ней еще что-то есть? (ключик, мешочек с запиской).

Воспитатель читает записку: «Идите и соберите в мешочек все лучшие качества сказочных героев, а поможет вам в пути этот золотой ключик, он проведет вас по сказкам».

Ключик, ключик золотой,

Дверь волшебную открой!

Ты смотри, не подведи-

Сказки ждут нас впереди!

Звучит музыка народов Дагестана.

(слайд республики Дагестан)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы оказались? (В Дагестанской республике). Как здесь красиво! Как величественны эти горы! (Слайд). Какие здесь замечательные люди и как они умеют танцевать. Давайте попросим …нам станцевать (танец ребенка). А мы с вами читали даргинскую сказку. Назовите мне ее. (Ответ детей). Кто главный герой? Какие качества главного героя мы положим в мешочек?

Дети:

-Мы положим в мешок храбрость, силу, отвагу, смелость.

Воспитатель: Давайте дальше продолжим наш путь.

Ключик, ключик золотой,

Сказку новую открой!

Про веселый нрав людей

Армянская сказка в гостях у детей.

Воспитатель:

-Посмотрите мы попали на необычную поляну. (На мольберте «тени» сказочных персонажей.) Каких героев вы увидели? (Дети определяют по теням героев сказок). Как называется сказка с этими героями? («Змея и рыба») Расскажите мне о характере этих героев?

Дети:

- Рыба спокойная, находчивая, мудрая. Змея злая, агрессивная, хитрая.

Воспитатель:

-Что же мы положим в мешочек? (Мудрость и находчивость)

Воспитатель: Отправляемся дальше. Чтобы было всем нам весело в пути, отправимся в чудесный лес.

Мы пришли в чудесный лес,

В нём много сказок и чудес.

В темном лесе есть избушка

(дети шагают на месте).

Стоит задом наперед.

(дети поворачиваются).

В той избушке есть старушка-

(грозят пальцем).

Бабушка Яга живет.

(грозят пальцем другой руки).

Нос крючком,

(показывают пальцами обеих рук)

Глаза большие,

(расставляют пальцы обеих рук).

Словно угольки горят.

(покачивают головой).

Ух, сердитая какая!

(делают сердитое лицо).

Дыбом волосы стоят.

(руки вверх).

Звучит музыка П.Чайковского «Баба Яга».

Воспитатель:

-Ребята, какого сказочного героя изображает музыка? (Баба Яга) Почему вы так решили, какой характер музыки? (Ответы детей) (Слайд). В сказках какого народа встречается Баба Яга? (Русского) Ребята, мы вспоминали героев даргинской, армянской сказок, а теперь вспомним героев русских народных сказок. Встанем в круг и поиграем. У сказочных героев есть двойные имена. Я бросаю мяч вам и называю первое слово, а вы продолжаете. (Игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя»: Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч)

Воспитатель:

Сказочные герои, так же как и люди, разные и по внешности, и по характеру. Посмотрите, на карточках изображены разные линии. Нужно определить характер сказочного героя по линии. Разделитесь на три подгруппы. Каждая подгруппа берет по одной схеме и подбирает к ней изображения сказочных героев. Кто уже готов?

Воспитатель: Какая это линия? ( Воспитатель показывает волнистую линию).

Каким характером должен обладать герой, характер которого можно изобразить такой линией? (Ответы детей: он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым). Назовите героев сказок с таким характером. (Ответы детей: Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная) Почему вы так думаете? (Ответы детей: они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные). А у вас какая линия? (показывает на ломаную линию). На что похожа эта линия? (Ответы детей ломаная линия похожа на молнию, на колючки, на иголки). Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа? (Ответы детей: нет. Эти герои злые, жестокие, бессердечные, завистливые).

Воспитатель: Назовите героев сказок, обладающих такими качествами характера.

Ответы детей (Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо…)

Воспитатель:

-А у вас какая линия? (показывает на прямую линию)

-Каким характером должен обладать герой, характер которого можно изобразить такой линией?

(Ответы детей: он должен быть добрым, сильным, отважным, смелым, храбрым, могучим, мудрым…)

Воспитатель:

-Назовите героев сказок с таким характером.

(Ответы детей: Иван-Царевич, Иван- крестьянский сын)

Воспитатель:

-Какие качества героев будем складывать в наш мешочек?

Дети:

-Доброту, любовь, трудолюбие.

Воспитатель:

- А мешочек стал совсем полным. Сколько много хороших качеств героев мы собрали. Возьмем его с собой. Пора нам возвращаться домой.

Ключик, ключик золотой,

Помоги попасть домой!

Воспитатель:

-Мы с вами побывали в путешествии по сказкам народов Северного Кавказа.

Нельзя не любить Кавказ. Нельзя не любить эти могучие горы, быстрые реки, живительные источники, целебный воздух, людей здесь живущих. Сказки всех народов очень добрые, в них много хороших слов про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Посмотрите, какое у меня большое, яркое солнце. Что оно символизирует? (Оно всегда излучает тепло, свет, доброту.) Сейчас оно должно объединить все народы Кавказа. Мы с вами выполним работу «Наша дружная семья». Подойдите к столам, посмотрите, перед вами находится рабочий материал для различной техники рисования.

- Разомнем пальчики перед работой. (Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки». Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши).

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Самостоятельная работа детей. (Звучит музыкальное сопровождение).

Итог занятия:

Воспитатель:

-Молодцы ребята!

-Ребята, возьмите свои рисунки и положите их на лучики солнца.

-А что олицетворяет солнце? (тепло, доброту, свет, радость)

- Как вы думаете, получилась у нас большая дружная семья? Почему вы так думаете?

(Ответы детей)

Правильно ребята, хотя все мы между собой разные, но мы должны жить в мире и дружбе.

Опыт работы по теме:

«Толерантность – как одно из средств духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Самая большая роскошь на свете-

это роскошь человеческого общения»

А.де Сент – Экзюпери

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Россия переживает сложный этап своего развития, идет разрушение личности, материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразной информации сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которая ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит развитие и формирование как телесных, так и душевных качеств ребенка.

Опыт восприятия окружающего мира у дошколят ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения, по мере роста и развития, обучения и приобретения социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Теодор Рузвельт сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Эта проблема наиболее актуальна сейчас в нашем обществе.

Так что же такое духовность и нравственность? Два понятия так неразрывно связаны друг с другом и такие разные.

В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «духовный», звучит как: «относящийся к умственной деятельности, то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведения, действия».

«Нравственность» - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».

Следовательно, духовно – нравственное воспитание – целенаправленное создание условий для становления духовно – нравственной сферы личности, правильных норм и образов поведения, принимания и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, развивая такие нравственные качества, как: адекватная самооценка, дисциплинированность, сдержанность, сочувствие, сопереживание.

Наблюдая за своими воспитанниками старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что они замечают у себя больше достоинств, чем недостатков, способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность, низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре разных народов, к друг другу.

Поэтому, актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность.

Понятие «толерантность» тесно связано с французским политиком и дипломатом, Шарлем Мори́сом де Талейра́н-Периго́ром, занимавшем пост министра иностранных дел при нескольких режимах: Королевская власть, Революция, Империя Наполеона, Реставрация, Июльская революция... Известный мастер политической интриги. И всегда, кроме, может быть, самого начала, Талейран умудрялся быть на первых ролях. Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Это была странная и загадочная личность. Талейран скончался 17 мая 1838 г. в Париже, прожив 84 года. Остряки шутили: «Талейран умер? Интересно, зачем это ему понадобилось?» Виктор Гюго в связи с его смертью рассказывал следующее. В целях бальзамирования врачи извлекли из покойного внутренности и вынули из черепа мозг. А затем… затем слуга обнаружил, что врачи просто забыли мозг Талейрана на столе!
Таков был конец гения дипломатии, который интересы государства всегда ставил выше всех нравственных норм. Впрочем, как это ни странно, но его действия, в конечном итоге, всегда оборачивались на пользу его стране, Франции… Сам он так выразил свою последнюю волю: «Я хочу, чтобы на протяжении веков продолжали спорить о том, кем я был, о чём думал и чего хотел». Споры эти длятся, и по сей день.

Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности, стало актуальной проблемой на мировом уровне. Особая роль в формировании толерантности должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию.

Работая со старшими дошкольниками, я поставила перед собой цель - формирование основ толерантной культуры детей дошкольного возраста.

Проанализировав учебно-воспитательный процесс, выявила следующие проблемы:

  • отсутствие научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
  • низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности в семье;
  • низкий уровень этнического самосознания современных родителей;
  • недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме, поэтому разработала определенные задачи:
  1. Создание условий для развития гармоничной личности ребенка средствами организации предметно – развивающей среды;
  2. Воспитание активной жизненной позиции на основе формирования базовых ценностей через духовно – нравственное воспитание личности;
  3. Расширение социального опыта ребенка в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения и жизни через организацию различных видов детской деятельности.

В дошкольном возрасте во время взаимоотношений с представителями разных культур и национальностей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения, отношения друг к другу.

Свою работу основываю на следующих принципах:

  1. комплексно – тематический подход к планированию;
  2. личностно – ориентированный подход к участникам воспитательно – образовательного процесса;
  3. интеграция образовательных областей;
  4. соответствие форм и методов работы с детьми соответственно возрастным особенностям;
  5. эмоциональный и практический компонент этнотолерантности;
  6. предметно – развивающая среда с учетом современных требований.

Работая с воспитанниками, использую различные методы воспитания и обучения.

Метод наглядности использую при чтении художественной литературы, при проведении экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, проведении дидактических игр.

Наиболее эффективный словесный метод представляется в беседах, рассказах, проведении викторин, конкурсов, игр, чтении литературных произведений.

Когда необходимо организовать продуктивную, свободную деятельность, провести экскурсии различной направленности практический метод не заменим.

Так как игра является основным видом и естественной формой жизнедеятельности ребенка, цель которой - освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия, опираюсь на игровой метод воспитания. В процессе игры развиваются интеллектуальные, эмоционально – волевые, нравственные качества, формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей). Предлагаю детям игры и упражнения, направленные на:

- развитие навыков общения: «Угадай-ка», «Кто ушел»; «Я принес тебе подарок»

-развитие чувства дружелюбности: «Ласковое имя», «Комплименты»; «Дружба начинается с улыбки»;

- проявление чувства милосердия и сострадания: «Рукавички»

-развитие умений, понимать настроение окружающих: «Фотография», «Глаза в глаза», «Зеркало»

- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в общественных местах, игре, на умение выражать сопереживание и сочувствие людям.

Толерантное отношение формируется и в различных формах работы с детьми, а именно в организованной деятельности, целевых экскурсиях и прогулках, посещение социально – значимых учреждений (библиотека) организации выставок, совместной художественно -творческой деятельности, просмотре мультфильмов и слайд – фильмов, досуговой и музыкально - театральной деятельности, сюжетно – ролевых играх, где основная цель – освоение и практическое применение способов толерантного взаимодействия, изучение и знакомство с традициями соседних народов, фольклорных и государственных праздниках. Все эти формы работы с детьми способствуют воспитанию толерантности, уважению прав людей, окружающих ребенка, друг к другу, семье, обществу.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей, и я стараюсь, чтобы в нем было тепло и светло всем. Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по – своему самобытен и имеет богатые традиции, и Северный Кавказ тому пример. В своей работе использую программу Р.М.Литвиновой по региональной культуре Ставрополья, в которой большое внимание уделяется воспитанию любви, гуманных чувств, милосердию и состраданию. На занятиях, в ходе бесед дети знакомятся с пословицами, поговорками, сказками, считалками, легендами и сказаниями Ставрополья и Северного Кавказа.

Устное народное творчество – неоценимое богатства каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способности и таланта. На примере сказок и пословиц демонстрирую богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства добрососедства, миролюбия, дружбы, взаимопомощи, по обучению правилам человеческого общежития, раскрываю роль фольклора в деле воспитания у детей толерантности.

Взаимодействие педагогов и родителей детей одно из важных звеньев моей работы. Трудно переоценить значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка. Невозможно сформировать толерантность у детей, как и другое качество, если родители не являются моими союзниками в решении этой проблемы, так как они являются первыми и основными воспитателями детей. Стиль взаимодействия между родителями, родственниками, детьми, атмосферой в семье существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В группе детей, воспитателем которой я являюсь, в основе взаимодействия с родителями лежит принцип доверия и уважения, терпения и терпимости друг к другу, взаимной поддержки и помощи. Работу с родителями провожу в различных формах: открытые показы воспитательно – образовательного процесса, родительские собрания, стенды с информацией и выставками детских работ, фото коллаж и фото вернисаж, а родители оказывают помощь в изготовлении пособий для различных мероприятий, праздников, развлечений, принимают участие в совместной досуговой деятельности, оформление стендов - очень важно пространство в детском саду наполнить «толерантной» атрибутикой: детскими рисунками, красочными плакатами - дети должны знать, что толерантность – это дружба, доброта и терпение.

Воспитание толерантности предполагает взаимную ответственность сопереживание, взаимопомощь участников педагогического процесса, способность вместе преодолевать трудности. В результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения добилась следующего:

  • ребёнок учится общаться с разными людьми;
  • дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня;
  • ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях;
  • дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей;
  • у детей формируются коммуникативные навыки: умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций;
  • дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения;
  • осознание причин конфликтов и их самостоятельное разрешение.

Толерантное воспитание предъявляет определенные требования к современному педагогу. Подготовка воспитателя должна соответствовать целям и задачам толерантного воспитания. От его профессиональных знаний и умений, взглядов и убеждений, мировоззрения и личностного потенциала зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности с детьми и с родителями.

Современный ребёнок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей.

«Если есть праведность в сердце, будет красота в характере.

Если есть красота в характере, будет гармония в доме.

Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране.

Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире».

Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народы Северного кавказа.

знакомство с черкеским этносом...

"Дикие животные Северного Кавказа".

Животный мир Северного Кавказа интересен и многообразен. В данном конспекте я старалась познакомить детей старшей группы с некоторыми дикими животными....

Викторина для дошкольников "Северный Кавказ".

Викторина для дошкольников "Северный Кавказ"....

Подвижные игры народов Северного Кавказа

Игры народов Северного Кавказа позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие нац...

Конспект ННОД "Народы Северного Кавказа - Лезгины"

Наш край многонационален. Это значит, что в крае живет много людей различных национальностей. Дружной семьей живут русские, адыги, украинцы, греки. Национальность есть у каждого из нас с момента рожде...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....