«Развитие речи дошкольников среднего возраста посредством фольклора обских угров».
методическая разработка (средняя группа)

Андреева Алёна Петровна

Материал из опыта работы по обогащению словаря детей и формированию их представлений о быте обских угров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_folklor.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи дошкольников среднего возраста посредством фольклора обских угров».

Актуальность выбранной темы очевидна, так как с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями речи. В соответствии с проведённой в сентябре логопедической диагностикой только два воспитанника нашей группы не имеют дефекта, остальные 24 – с различной степенью патологии речи. Результаты печальные, и требуют от педагогов создания в группе специальных условий для развития речи детей.

Поскольку лучшие образцы речевой культуры предлагает фольклор, мною были выбраны произведения народного творчества в качестве инструмента, воздействующего на развитие речи наших детей. И, поскольку мы живём в Югре, это было устное народное творчество ханты и манси. Начали читать сказки, загадки, пословицы, поговорки, потешки. Приобщение к культуре чтения – это важное направление в развитии речи детей, но здесь возникли сложности с обратной связью.

Необходимо было предоставить детям возможность через игрушку, макет, национальное украшение прикоснуться к народной культуре обских угров. Так родилась идея создания мини-музея, посвящённого культуре и быту народов Югры (Слайд 2). Это небольшая экспозиция не носила утилитарную функцию – украшать стены нашей групповой комнаты.

Все предметы активно использовались детьми при драматизации (слайд 3) легенд народов Севера (например, «Реки и озёра», «Солнце и луна», «Тайга», их пассивный и активный словарь обогатились новыми терминами («чум», «стойбище», «оленевод», «Югра», «ханты», «манси»).

Работа с детьми велась в рамках непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой деятельности. Начало было положено демонстрацией поделок (слайд 4). Дети познакомились с названием, гербом нашего округа и города, этнонимом его коренных жителей, затем тактильно ощутили материалы, из которых изготовлены национальные игрушки (мех, ткань, бисер) (слайд 5, 6). Далее, они активно использовали народные игрушки для драматизации сказок, самостоятельно и с помощью педагогов организовывали сюжетно-ролевые игры (слайд 7,8).

В ходе данной работы наблюдался больший эффект от чтения малых фольклорных тем с использованием национальной игрушки. В результате, контакт с данными поделками дал возможность более эффективно использовать устное народное творчество ханты и манси для развития речи детей. Исходя из наблюдений, могу отметить следующее: у воспитанников нашей группы повысилась речевая активность (стали больше использовать в своей речи новые термины, развивалась интонационная выразительность их речи, обогатилась тематика общения детей друг с другом и со взрослыми, ребята узнали много нового речевого материала, более успешно стали развиваться их коммуникативные навыки, и всё это активизировало их высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Мастер-класс с присутствующими. (Загадки народов ханты).

Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака) .

-Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. (День и ночь) .

-Один говорит, двое слушают. (Рот и уши) .

-Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Клюква, морошка) .

-В уголке дремучего леса мужчина в красной рубахе. (Мухомор) .

-Посреди бора длинный хвост лежит – покоится. (Тропинка, дорога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора

План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора...

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»

Детский фольклор-обширная область устного народного поэтического творчества....

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклораЦель: развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора·         Задачи:...

Перспективный план 2020-2021г.«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА»

План  по самообразованию может быть полезен воспитателям групп раннего и младщего возраста. Может быть использован за основу для своих собственных наработок....