Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Детский фольклор-обширная область устного народного поэтического творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»

Ирина Солодкая
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»

Актуальность

Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Проблема

Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.

Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: среднесрочный 1мес

Участники проекта: дети раннего возраста,

воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта:

• Создать условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.

• Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.

• Формировать у детей потребность в чтении книги.

• Объединить усилия воспитателя и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора.

Задачи проекта:

• Учить слушать потешки.

• Обогащать и активизировать словарь ребенка.

Развивать речь детей.

Развивать интерес к потешкам

• Воспитывать интерес к художественной литературе.

• Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах;

Ожидаемые результаты проекта:

• Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

• Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;

• Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;

• Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;

• Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;

• Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки.

Продукты проекта:

• Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье»

• Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»

• Изготовление книжки–самоделки «Потешкина книжка»

• Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки”, «Кто что ест?»и др.

• Презентация проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

Цель: Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Привлечь родителей к участию в проекте.

• Анкетирование родителей.

• Подбор методической литературы.

• Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.

• Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “ «Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребёнка»

• Организация развивающей среды в группе

Основной.

Цель: реализация проекта согласно плану.

Содержание:

• Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)

• НОД (речевые игры)

• Заучивание потешек, закличек, поговорок.

• Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.

• Прослушивание русских народных сказок

Заключительный.

Цель: подведение результатов проекта.

• Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.

Совместная деятельность с детьми:

Игровая деятельность

Дид. игры:

«Помоги петушку», «Курочка и цыплята»,

«Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?»,

«Что изменилось?», «Кто что ест?»,

«Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали»,

«На лошадке, на коровке» ,Кукла идет на прогулку»,

, «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».

Подв. игры:

«Солнышко и дождик»,

«Шла коза по лесу»,

«Идет дождик», «У медведя во бору»,

«Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка»

Рисование

«У меня живет козленок», «Идет дождь»,

«Следы», «Идет дождь»,

(пальчикам,

«Петушок» (ладошкой)

«Курочка и цыплята»(ладошками)

Лепка

«Испечем оладушки», «Угощение для котика»,

«Заборчик у домика Петушка»,

, «Угостим Петушка горохом»

, «Улитка», «Дождик».

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки»,

«Домик для кота»

Чтение потешек, прослушивание аудиозаписи потешек:

«Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота»,

«Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка»,

«Петушок»,

, «Чики-чики-чикалочки»,

«Обновки», «Как у нашего кота»

«Улитка, улитка!»

, «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».

Пальчиковая гимнастика

«Сорока», «Веселые пальчики»,

«Коза», «У кошечки нашей.», «Семья»,

«Оладушки», «Я хочу построить дом»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Шла коза по лесу»,

«Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик»,

«Гуси», «Кошечка»,

«Жили у бабуси веселые гуси

Театрализованная деятельность Драматизация потешек.

Игры-ситуации:

«Коза рогатая», «Мишка-косолапый»

, «Зайка беленький сидит…», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание картин:

«Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках»

Игры с сюжетными картинками

«Кто что делает?»

Музыкальное развитие

Попевки:

«Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом».

Песни:

«Серенькая кошечка»,

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Совместная деятельность с родителями

• Презентация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

• Мастер-класс «Учим потешки вместе с детьми»

• Оформление книжного уголка «Наши любимые потешки».

• Чтение потешек детям дома.

• Заучивание потешек вместе с детьми.

• Изготовление книжки–самоделки “ Потешкина книжка”

Анкета для родителей.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

2. Какие используете с детьми? С какой целью?

3. Какие потешки Вы знаете?

4. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

Полученные результаты по проекту:

- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;

- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывют, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;

- дети вступают в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий;

- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю;

- потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-140890-1541953783.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-140890-1541953819.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-140890-1541953835.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-140890-1541953857.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора

План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора...

План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклораЦель: развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора·         Задачи:...

Перспективный план 2020-2021г.«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА»

План  по самообразованию может быть полезен воспитателям групп раннего и младщего возраста. Может быть использован за основу для своих собственных наработок....

Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора. Тема: «Потешкина книжка»

Актуальность. Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окр...