Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Детский фольклор-обширная область устного народного поэтического творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_folklora.docx | 551.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»
Ирина Солодкая
Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»
Актуальность
Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема
Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: среднесрочный 1мес
Участники проекта: дети раннего возраста,
воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
• Создать условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
• Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
• Формировать у детей потребность в чтении книги.
• Объединить усилия воспитателя и родителей в вопросах речевого развития средствами фольклора.
Задачи проекта:
• Учить слушать потешки.
• Обогащать и активизировать словарь ребенка.
• Развивать речь детей.
• Развивать интерес к потешкам
• Воспитывать интерес к художественной литературе.
• Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах;
Ожидаемые результаты проекта:
• Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
• Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
• Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
• Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
• Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
• Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки.
Продукты проекта:
• Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье»
• Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
• Изготовление книжки–самоделки «Потешкина книжка»
• Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки”, «Кто что ест?»и др.
• Презентация проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
Цель: Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Привлечь родителей к участию в проекте.
• Анкетирование родителей.
• Подбор методической литературы.
• Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.
• Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “ «Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребёнка»
• Организация развивающей среды в группе
Основной.
Цель: реализация проекта согласно плану.
Содержание:
• Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
• НОД (речевые игры)
• Заучивание потешек, закличек, поговорок.
• Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
• Прослушивание русских народных сказок
Заключительный.
Цель: подведение результатов проекта.
• Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
Совместная деятельность с детьми:
Игровая деятельность
Дид. игры:
«Помоги петушку», «Курочка и цыплята»,
«Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?»,
«Что изменилось?», «Кто что ест?»,
«Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали»,
«На лошадке, на коровке» ,Кукла идет на прогулку»,
, «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».
Подв. игры:
«Солнышко и дождик»,
«Шла коза по лесу»,
«Идет дождик», «У медведя во бору»,
«Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка»
Рисование
«У меня живет козленок», «Идет дождь»,
«Следы», «Идет дождь»,
(пальчикам,
«Петушок» (ладошкой)
«Курочка и цыплята»(ладошками)
Лепка
«Испечем оладушки», «Угощение для котика»,
«Заборчик у домика Петушка»,
, «Угостим Петушка горохом»
, «Улитка», «Дождик».
Конструирование
«Кровать для куклы», «Диван для дочки»,
«Домик для кота»
Чтение потешек, прослушивание аудиозаписи потешек:
«Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота»,
«Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка»,
«Петушок»,
, «Чики-чики-чикалочки»,
«Обновки», «Как у нашего кота»
«Улитка, улитка!»
, «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».
Пальчиковая гимнастика
«Сорока», «Веселые пальчики»,
«Коза», «У кошечки нашей.», «Семья»,
«Оладушки», «Я хочу построить дом»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик», «Шла коза по лесу»,
«Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик»,
«Гуси», «Кошечка»,
«Жили у бабуси веселые гуси
Театрализованная деятельность Драматизация потешек.
Игры-ситуации:
«Коза рогатая», «Мишка-косолапый»
, «Зайка беленький сидит…», «Водичка, умой мое личико».
Познавательное развитие
Рассматривание картин:
«Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках»
Игры с сюжетными картинками
«Кто что делает?»
Музыкальное развитие
Попевки:
«Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом».
Песни:
«Серенькая кошечка»,
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Совместная деятельность с родителями
• Презентация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.»
• Мастер-класс «Учим потешки вместе с детьми»
• Оформление книжного уголка «Наши любимые потешки».
• Чтение потешек детям дома.
• Заучивание потешек вместе с детьми.
• Изготовление книжки–самоделки “ Потешкина книжка”
Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Какие потешки Вы знаете?
4. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
Полученные результаты по проекту:
- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;
- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывют, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;
- дети вступают в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий;
- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю;
- потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
Данный план разработан на 2015-2016 учебный год. Тема плана самообразования: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством фолькло...
Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора
План по самообразованию на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора...
План самообразования на тему "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклораЦель: развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора· Задачи:...
Анкетирование родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".
Анкета...
Перспективный план 2020-2021г.«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА»
План по самообразованию может быть полезен воспитателям групп раннего и младщего возраста. Может быть использован за основу для своих собственных наработок....
Педагогический проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора. Тема: «Потешкина книжка»
Актуальность. Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окр...