Предметно-образное пособие к парциальной программе:«Дидактический куб – «Байкал – жемчужина Сибири»»
методическая разработка (старшая группа)

Алена Викторовна Амагзаева

Предметно-образное пособие к парциальной программе:«Дидактический куб –  «Байкал – жемчужина Сибири»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_dilakticheskogo_materiala_baykal.docx907.76 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 148 (МАДОУ Г. ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД №148)

664053, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 333А,

ОГРН 1023801427792, ИНН 3810023989, телефон 513-981, 513-980

e-mail: mdou148irk@yandex.ru сайт: https://rused.ru/irk-mdou148

Предметно-образное пособие к парциальной программе:

«Дидактический куб –

«Байкал – жемчужина Сибири»»

                                   

Подготовили:

Амагзаева Алена Викторовна – воспитатель;

Вапняр Анастасия Николаевна – учитель-дефектолог

Иркутск 2024 г

Описание дидактического материала

Автор-разработчик дидактического материала: Амагзаева Алена Викторовна - воспитатель, Вапняр Анастасия Николаевна – учитель-дефектолог.

Тема недели ПОП ДО «Байкал-жемчужина Сибири», актуальная для работы с дидактическим материалом: темы соответствуют адаптированной программе для детей с умственной отсталостью: «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Деревья», «Цветы», «Грибы, ягоды», «Погода», «Моя семья».

Название: «Дидактический куб «Байкал – жемчужина Сибири»»

Внешний вид (для всех номинаций) - что собой представляет, из каких элементов состоит: дидактический куб – яркий элемент предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта, главной целью которого является закрепление регионального компонента. (прил. 1)

Куб состоит из следующих сторон:

Первая сторона: «Собери рыбку». Задание представляет собой сборку на липучках разрезной картинки рыб, обитающих в Байкале, состоящих из двух частей. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (разрезные картинки), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.

Вторая сторона состоит из карманов со следующими играми: «Сохраним природу Байкала», «Ветер – ветерок». Сторона украшена картинками народы Прибайкалья и их жильё.

Третья сторона состоит из игры «Животные и растения заповедника». Игра состоит из игрового поля, фишек и маленьких изображений растений, животных Прибайкалья. Сторона украшена жильём жителей Прибайкалья.

Четвертая сторона состоит из карманов со следующими играми: разрезные картинки «Водоёмы» и «Мамы – нерпы и нерпята». Сторона украшена картинками с народами Прибайкалья.

Пятая сторона состоит из карманов со следующими играми: «Кому что есть?», «Найди детёныша для мамы», «Времена года», «Рыбы, грибы, ягоды, цветы».

Дидактический/развивающий аспект: все задания поделены на блоки, соответствуя учебно-методическому пособию «Байкал – жемчужина Сибири» и адаптированы для детей с интеллектуальными нарушениями.

I Блок Растительный мир Прибайкалья:

Игра для детей 3-5 лет «Рыбы, грибы, ягоды, цветы»

Цель: Закрепление представлений о растениях сибирского леса, умений быстро ориентироваться в вопросе и правильно находить картинки в соответствии с вопросом.

Стимульный материал: подготовить красочные картинки (можно фотографии, открытки (5х10) с изображением рыб, грибов, ягод, цветов.

Ход игры: Дети рассаживаются по кругу. Воспитатель раздает каждому ребенку 4 картинки с изображением рыб, грибов, ягод, цветов. При произнесении слова «Рыбы», дети показывают картинку с рыбами, слово «грибы» - картинку с грибами и так далее. Воспитатель постепенно ускоряет темп

2 вариант игры

Ход игры: В игре участвует 4-5 (может и больше) детей. Каждому ребенку воспитатель раздает по 5-6 картинок с изображением рыб, 3-4 картинки с изображением цветов, 3-4 картинки с изображением ягод, и 3- 4 картинки с изображением грибов. Воспитатель предлагает детям выбрать все картинки с изображением грибов, потом ягод и так далее. Можно предложить детям, кто быстрее выберет картинки с определенным изображением.

II Блок «Ветры Байкала»:

Игра для детей 3-5 лет «Ветер-ветерок»

Цель: Закрепление представлений детей о ветре - как природном явлении.

Стимульный материал: Картинки с изображением ясной, солнечной, спокойной погоды и картинки с ветреной погодой (примерно 20 картинок).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки на две стопки. В одну стопку положить все картинки, где изображена спокойная погода, в другую стопку – картинки, где изображена ветреная погода.

  1. вариант игры 

Воспитатель предлагает детям разложить картинки с изображением ветра в определенной последовательности, разный по бальной шкале (солнечный день, слабый ветерок, ветер сильнее, ветер – срывающий с деревьев листья, ветер – ломающий деревья).

III Блок «Быт, традиции, культура народов Прибайкалья»:

Игра для детей 3-5 лет «Семья» 

Цель: Закрепление представлений детей о коренных жителях, их особенностях.

Стимульный материал: 2-3 набора карточек русской, бурятской, эвенкийской семьи. Каждый набор включает изображение мальчика, девочки, юноши, девушки, мужчины, женщины, бабушки, дедушки.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, о том, что на нашей иркутской земле живет очень много семей разных национальностей. Когда проходил праздник, все семьи поспешили его отпраздновать. Они пели, танцевали, играли, водили хороводы. А когда пришло время расходиться домой, они никак не могли найти друг друга. Давайте поможем им собраться в своей семье. Воспитатель перемешивает наборы картинок, и предлагает детям разобрать их по семьям.

Игра для детей 5-7 лет «Жилища» 

Цель: Закрепление представлений детей о жилищах сибирского народа, жилых и нежилых помещениях.

Стимульный материал: Группа картинок (фотографий) «Жилые здания»: изба, юрта, многоугольные срубы, высотные пятиэтажки, блочные, панельные кирпичные дома. «Нежилые здания»: поликлиника, библиотека, школа, детский сад, милиция, офисы, банк, магазины и т.д.

Ход игры: Картинки раздаются детям. «Ребята, давайте рассмотрим рисунки (фотографии), которые у вас в руках, и скажем, что на них изображено». Можно подсказывать названия зданий, которые детям плохо знакомы. «Все эти постройки выполнены руками людей и для людей. Но в некоторых из них люди живут – это жилые здания, а некоторые здания нужны только для работы, или каких либо других дел. Там люди не живут. Такие здания называются нежилыми. Подумайте, к какой группе относится здание на вашей картинке, и займите место в соответствующей группе. Можно предложить детям разложить по группам жилые и нежилые помещения. Кто быстрее? Можно предложить выбрать деревянные постройки. Можно предложить разложить по порядку постройки от самых первых, до современных.

IV Блок «Животный мир Прибайкалья»:

Игра для детей 3-5 лет «Найди детёныша для мамы»

Цель: Закрепление представлений о животных и их детенышах, а также о их голосовых звучаниях.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды медвежонок, волчонок, зайчонок и лисенок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Медвежонок, он был маленьким, споткнулся и заревел. Как он заревел? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его медведица и позвала. Как она его позвала? Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины медведицу (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением медвежонка, волчонка, лисенка, зайчонка, и выбрать детёныша медвежонка. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.

V Блок «Серебристое богатство Байкала»:

 Игра для детей 3-5 лет «Собери рыбку»

 Цель игры: Закрепление представлений детей о строении рыб. Развитие внимания, памяти, речи.

Стимульный материал: Набор двойных картинок с изображением рыб озера Байкал (омуль, хариус, широколобки, голомянки) и др. Первый набор необходим для образца, второй набор, картинки разрезать на две части.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением рыб, обращая внимание на форму тела, чешую, цвет, размер. Обязательно проговаривает название рыбы. Потом предлагает разрезные картинки, которые дети должны собрать в соответствии с выбранным образцом. Игру можно усложнить, если убрать образец.

VI Блок «Ластоногий символ озера Байкал»:

 Игра для детей 3-5 лет «Мамы - нерпы и нерпята»

Цель игры: Закрепление представлений детей о ластоногом животном, живущем в озере Байкал. Закрепление цвета, величины.

Стимульный материал: Набор картинок с изображением взрослого животного нерпы (6-7). У каждой нерпы на шее повязана красивая ленточка. Второй набор с изображением детеныша нерпы, с такой же ленточкой, как у мамы. Можно взять разноцветные ленточки, а можно ленточки с узором.

Ход игры: Воспитатель вносит коробочку с нерпами, рассказывая детям о том, что нерпята приехали к ним в гости. Далее предлагает детям устроить праздник для нерпят, дети придумывают имена каждому нерпёнку, играют, показывают игрушки. А когда звенит звоночек, воспитатель предупреждает ребят о том, что это приехали за нерпятами их мамы. Но кому, какого нерпёнка отдавать, они ведь все одинаковые? Воспитатель обращает внимание на то, что на шее у каждого нерпёнка завязана ленточка такая же, как у его мамы. Дети находят маму с такой же ленточкой как у нерпёнка и подсаживают нерпёнка к его маме. Можно усложнить игру, если предложить одному ребенку подобрать маму и нерпёнка.

VII Блок «Уникальность озера: воды Байкала»:

 Игра для детей 5-7лет «Водоемы»

Цель игры: Закрепление представлений детей о водоёмах. Развитие логического мышления, сосредоточенности, внимания.

Стимульный материал: Подготовить двойные разрезные картинки (пазлы) с рисунком любого водоема. Одна картинка образец, вторая разрезана на несколько частей (от 30 и больше).Воспитатель может предложить коробочки с пазлами нескольким детям сразу, можно одну коробочку предложить одному ребенку.

Игра для детей 3-5 лет «Времена года» 

Цель игры: Закрепление представлений детей о том, в разное время года вода имеет разное свойство. Развитие внимания, памяти, сосредоточенности, речи.

Стимульный материал: Подготовить по несколько (5-6, можно больше) картинок о природе в разные времена года. Дети должны определить какие картинки относятся к какому времени года (весна, лето, осень, зима). Детей старшей группы можно спросить по каким признакам они определяли сезон года.

VIII Блок «Охрана озера. Спорт и туризм»:

 Игра для детей 3-5 лет «Сохраним природу Байкала»

Цель игры: Закрепление представлений детей о том, что каждый человек может сохранять озеро Байкал. Закрепление правил поведения на природе.

Стимульный материал: Подготовить круглые знаки диаметр (15 см) с красной каймой «Правила поведения на природе», и картинки с изображением как человек загрязняет природу, с синей каймой.

Ход игры: Воспитатель, рассказывая детям о Байкале, предлагает рассмотреть картинки. После чего, дети должны разложить картинки на две группы, в одной группе знаки как надо себя вести на природе, в другой – как нельзя себя вести. Воспитатель проверяет правильность исполнения.

Игра для детей 5-7 лет «Животные и растения заповедника» 

Цель игры: Закреплять представления о растениях и животных. Развивает память, внимание.

Стимульный материал: Подготовить карты (10х20) по количеству детей, каждая карта поделена на клетки (4х5), всего 10 клеток. В трех клетках изображены животные, в трех других клетках – растения. Необходимо подготовить карточки с изображением животных и растений. Идентичные рисунки должны быть изображены в картах. В картах могут повторятся животные, но растения должны быть разные. (или разные и животные, и растения) Принцип игры (русское лото).

Ход игры: воспитатель берет карточку, называет животное, дети находят животное (или растение) у себя в карточке и закрывают картинку цветным квадратиком. Выигрывает тот, кто быстрее закроет карту.

IX Блок «Невидимые санитары озера»:

Игра для детей 5-7 лет «Кому что есть?»

 Цель игры: Закрепление представлений детей о связи растительного и животного мира. Систематизация знаний, развитие мыслительных процессов.

Стимульный материал: Подготовить картинки с изображением животных, рыб, рачков, растений, птиц, насекомых.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки друг напротив друга, так, чтобы было видно, кто, чем питается. (Например: Волк – заяц, белка; лось – трава, кора, ветки. Рыба – рачки, водоросли. Птицы – жучки, камушки, насекомые и т.д

В игровой деятельности с дидактическим кубом создаются условия для обогащения и накопления также сенсорного опыта, развития мелкой моторики, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Дети не только закрепляют знания о родном крае, но и учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: форма, величина. В игре с кубом обогащается активный словарь ребенка. Данное пособие уникально еще и потому, что он мобильный, соответственно есть возможность использовать его на самых разных занятиях, с разным возрастом. Данным кубом пользуются группы младшего и среднего возраста.

Благодаря данному кубу, есть возможность закреплять ранее полученные знания по региональному компоненту в игровой форме, на других занятиях и с разными возрастами. А самое главное, что количество вариантов данной игры неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дидактический куб «Байкал – жемчужина Сибири» фото


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду

Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...

Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»

В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...

Байкал "Жемчужина Сибири"

Знакомство детей с Байкалом....

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...

«Байкал – жемчужина Сибири»

Технологическая карта...

Конспект открытого занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири"

Разрабатка занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири" для детей подготовительной группы....

Объёмно-образное пособие к парциальной программе «Байкал-жемчужина Сибири». «Макет Озера Байкал»

Благодаря макету дошкольники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Называют и показывают озеро Байкал, отмечают его уникальность. Выражают восторг, удивление, восхищение при изучении обит...