Проект по ранней профориентации "Когда я вырасту, то стану..."
проект (подготовительная группа)
Проект по ранней профориентации "Когда я вырасту, то стану..."
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-ranei-pro...
https://solncesvet.ru/profile/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_proforientatsiya.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эффективным решением профориентационных задач является наличие у педагогов информации о реальных достижениях детей в ознакомлении с профессиями взрослых. Система контроля качества данного процесса, которая позволяет педагогу отслеживать динамику достижений детей в ознакомлении детей с профессиями взрослых, описана в диагностической методике Г.А.Урунтаевой и Т.И.Гризик «Представления о труде взрослых». В данной методике выделены 3 уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации: 1 уровень– высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. 2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, упускают действия при изложении последовательности организации труда. 3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых. Проведенная диагностика позволила сделать вывод о том, что: большинство детей (50%) не называют профессии родителей (даже в старшем возрасте «мама работает на работе»); 60% детей не знают, чем занимаются родители на работе и какую пользу приносят обществу
Цель проекта: расширить и обобщить представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. Совершенствовать устную речь, обогащать словарный запас и развивать связную речь старших дошкольников. В связи с этим нами был разработан проект по ранней профориентации детей «Все профессии нужны, все профессии важны», построенный на интеграции познавательно-практического опыта . Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный. Время проведения: долгосрочный( октябрь-апрель) Участники проекта: дети старшей-подготовительной логопедической группы, воспитатели, логопед, родители детей. Проблема: ограниченность знаний детей о профессиях (в частности о профессиях своих родителей).
Задачи проекта: - расширить кругозор и познавательный интерес детей к труду взрослых разных профессий, в частности к профессиям родителей и месту их работы. - формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; - развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, внимание, память; - поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности. - воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых; - обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности .
Работа ведется по следующим направлениям: сотрудничество с родителями, работа с детьми, взаимодействие с социумом. Включены мероприятия различных видов деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, чтение художественной литературы. На начальном этапе работы по ранней профориентации было проведено анкетирование с родителями воспитанников «Дошкольник и профессия», чтобы узнать, какое у них мнение о данном направлении работы. Оформлен совместно с родителями фотоальбом «Профессии наших родителей. Были созданы условия по развивающей предметно-пространственной среде в группе при ознакомлении детей с различными профессиями (наличие и разнообразие методического материала, наглядных пособий, дидактических и развивающих игр ). В группе оформлен уголок сюжетно-ролевых игр, изготовлена многофункциональная напольная ширма, что позволяет создавать условия для перевоплощения детей в строителя, врача, пожарного, парикмахера и т.д. Всё это способствует развитию фантазии, формированию игровых умений и замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
У детей с речевой патологией наблюдаются не только отставание в развитии речи, но и нарушение внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Данные особенности воспитанников предполагают создание определенных условий для организации работы по профориентации . Коррекционное направление работы для детей с общим недоразвитием речи является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с профессиями, осуществляется в тесном контакте учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями.
Расширение знаний и представлений о профессиях и, как следствие, обогащение и активизация словаря, проходит и на материалах любых тем. Например, изучая темы «Откуда хлеб пришел», «Труд людей весной» дети знакомятся с профессиями - тракторист, комбайнер, пекарь. А изучая тему «Домашние животные», дети узнают о профессиях - фермер, доярка, ветеринар; знакомятся с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, работающих в этой профессии.
Д еятельность по профориентации выстраивается и основывается на разнообразных формах и методах работы с обязательным подключением родителей: беседы с использованием наглядности, чтение детской литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, просмотр видеороликов, рассматривание картин и иллюстраций, презентаций, опыт хозяйственно-бытового труда. Все эти методы применяются системно и в сочетании друг с другом. Но самым эффективным способом закрепления знаний, применение их на практике является игра. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Поэтому, широко используются дидактические игры, которые решают важные для учителя-логопеда задачи: активизировать, закрепить и обобщить знания воспитанников по теме «Профессии» Стимулировать речь ребёнка ; Способствовать развитию речевого высказывания, развитию связной речи; развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы, вести диалог. В работе применяю различные дидактические игры: 1. Лото «Профессии» Цель: изучение профессий, орудий труда, инструментов необходимых для работы. Способствует развитию логики, ориентировки в пространстве воображения, используется для изучения и закрепления профессий.
2. Игра «Кто это? Чем занимается?» Варианты заданий: - поочередно демонстрируем карточки, спрашиваем – кто это? Чем занимается? (например - это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и. т. д) - можно подобрать загадки по теме. Выкладываем 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом. 3. Игра «Что нужно для работы» Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания. Выкладываем по 2 карточки с окошками и картинки с предметами вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать, почему этот предмет нужен для работы. 4. Пальчиковый театр «Профессии» Цель: развитие активного словаря, связной речи, интонационной выразительности речи, актерского мастерства.
Разнообразие игр, упражнений способствуют активизации, уточнению, расширению словарного запаса по теме «Профессии», происходит коррекция грамматического строя речи, развитие связной речи, развиваются внимание, память, мышление; формируется интерес и уважение к людям разных профессий. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Дидактические игры обеспечивают развитие детского мышления, способствуют установлению простейших связей, вызывают интерес к трудовой деятельности взрослых.
Логопедический или речевой досуг — всем хорошо знакомая нетрадиционная форма организации деятельности детей . Цель речевого досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия . Организация досугов способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков . Кроме того, досуг является определенным показателем работы учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп за определенный период обучения дошкольников.
Например, досуг по теме «профессии». Из чудесного мешочка дети по очереди достают какой-либо рабочий инструмент. Далее с помощью педагогов подбирают себе соответствующий костюм. Далее задание: сказать что-либо от имени своего персонажа, обыграть свою профессию, рассказать о своей работе, о ее пользе, особенностях. В старшей группе для этого понадобится помощь наводящих вопросов от педагогов, в подготовительной к школе группе, дети, как правило, хорошо справляются сами. Таким образом, логопедические досуги тщательно подготавливаются учителем-логопедом и проводятся в тесном сотрудничестве с воспитателями логопедической группы, становятся плодом их совместного творчества. А организация логопедических досугов помогает повысить эффективность воспитательно -образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы, создает благоприятные условия для развития личности каждого ребенка.
Знакомство с профессией врача Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются экскурсии. Они обеспечивают наглядность и точность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Были организованы следующие экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - на пищеблок; - в библиотеку; - в парикмахерскую С развитием ИКТ-технологий стали возможными виртуальные экскурсии, которые также практикуются с детьми .
Знакомство с трудом учителя В процессе экскурсий дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.
Экскурсия в Досуговый клуб «Радуга» Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них мечту о собственном будущем в выборе
Экскурсия в музей
Экскурсия на избирательный участок
Знакомство с профессией библиотекаря
Знакомство с профессией «Ветеринар»
Проведение акции «Соберем макулатуру – поможем животным»
Знакомство с профессией пожарного
Знакомство с профессией водителя
Проведение акции «Пристегнись – это модно!»
Знакомство с профессией парикмахера
Наиболее доступным пониманию ребенка является хозяйственно-бытовой труд. "Труд всегда был основой для человечества и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов". А. С. Макаренко .
В рамках проекта «Все профессии нужны, все профессии важны!» были разработаны конспекты занятий: « Я бы в космос полетел, пусть меня научат», « Профессия фермера», « Профессия парикмахера », «Как стать певицей», « Профессия почтальон », « Как стать спортсменом», « Знакомство с профессией кондитера».
Активными участниками проекта стали родители наших дошкольников, в рамках праздника День Матери была организована игра «Поле Чудес» посвященная профессиям мам. А также приняли участие в областном конкурсе «Беру пример с мамы»
Профессии наших родителей
Совместно с родителями была организована экскурсия на кондитерскую фабрику МС- Конди Дети знакомятся с орудиями и предметами труда, со спецодеждой, ее назначением.
Таким образом, главная цель ранней профориентации детей — развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Важно вовремя создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
После проведенной работы, педагоги провели итоговую диагностику : большинство детей (95%) называют профессии родителей, 89 % детей знают , чем занимаются родители на работе и какую пользу приносят обществу; расширились представления детей о различных и редких профессиях. дошкольники осознали не только материальные, но и общественно значимые причины труда . Знакомство детей с миром профессий нужно осуществлять на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализовать в разнообразных формах работы. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по русскому языку 3 класс "Зимняя станичка"
загадки о зиме...
Проект в подготовительной группе "Когда я вырасту, то стану железнодорожником"
Сценарий открытого просмотра сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе "Когда я вырасту, то стану железнодорожником"Фотоальбом "Профессии железнодорожников"Презентация для детей к открытому...
Творческий долгосрочный проект во II младшей группе на тему: «Когда я вырасту – я стану…»
Проект во ii младшей группе на тему: «Когда я вырасту – я стану…»Вид проекта: групповой, информационный, творческий, игровой, долгосрочный. Сроки проведения проекта:...
«Когда я вырасту, я стану…»
Конспект ООД для детей по ранней профориентации...
Стенгазета "Когда вырасту большим, стану я солдатом"
Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце»Чудесный праздник в февралеСтрана моя встречает.Она защитников своих Сердечно поз...
Паспорт проекта для детей старшего дошкольного возраста «Когда я вырасту, то стану…»
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей об...