Конспект этической беседы с детьми 5 - 6 лет на тему «Орнаменты народа - ханты» (региональный компонент)
план-конспект занятия (старшая группа)

Знакомство детей с орнаментами, украшающие одежду коренных народов ханты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект этической беседы

с детьми 5 - 6 лет на тему 

«Орнаменты народа - ханты»

(региональный компонент)

Автор разработки: воспитатель Сметанина С.Н., МАДОУ детский сад «Кораблик».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», 

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей чувство к прекрасному, 

художественно - эстетический вкус, проявлять уважительное отношение к традициям народа ханты. 

Формирующие ценности: проявление уважительного, бережного отношения к культуре и быту народов севера.

Цель: Знакомство детей с орнаментами, украшающие одежду коренных народов ханты.

Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация «Орнаменты народов - ханты», мяч, раскраски.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые.

Ход беседы:

1.Вводная часть. Игровой прием.

Педагог: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а какой-конверт-то интересный, необычный, большой, давайте узнаем, что же в нем. 

(Рассматривают конверт, украшенный хантыйскими орнаментами).

Педагог: Ребята, в конверте стихотворение Микуля Шульгина «Хантыйские узоры», прочитаем?

Педагог читает стихотворение  

«Хантыйские орнаменты красивые

В них все приметы родины моей

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце и белы как снег.

На них, сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся на век.

Они явились в жизнь непросто,

Из – под иглы, из- под резцы.

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывают душу и сердца»

Педагог: Ребята, о чем это стихотворение?

Ответы детей: О хантыйских орнаментах.  

Педагог: Верно. Обратите внимание, и на конверте изображены орнаменты. Тогда я предлагаю познакомиться с орнаментами народов - ханты.

Просмотр мультимедийной презентации «Орнаменты народов - ханты»

(Появляются соответствующие изображения одежды, орнаменты).  

Педагог: Ребята, а как называется наш округ?  

Ответы детей: Ханты - Мансийский автономный округ! Слайд 2
Педагог: Правильно. А вы знаете почему он так называется?

Ответы детей: Здесь проживают народы - ханты и манси.

Педагог: Верно. Ребята, а в нашей группе есть ребята по национальности ханты и манси? Поднимите руку.

(дети по национальности ханты и манси поднимают руку)

Педагог: Правильно, это Карина, Данил, Паша.  

Педагог: На территории Югры живут коренные народы Севера ханты и манси, очень трудолюбивые, смелые, добрые и очень любящие свой край, несмотря на то, что живут в таких сложных условиях.  

Педагог: А вы знаете, чем занимаются мужчины – ханты и манси? 

Ответы детей: Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей.

Педагог: А чем занимаются женщины? 

Ответы детей: Готовят пищу, шьют одежду.

Педагог: Верно, мужчины пасут оленей, занимаются охотой и рыбалкой, а женщины, занимаются домашним хозяйством, мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером, а одежду, обувь - орнаментом.

Слово «орнамент» означает «украшение». Орнамент - это узоры, в виде ленты из повторяющихся элементов или отдельных фигур. 

Основными элементами орнамента коренных народов Севера являются треугольник, квадрат, зигзаг, ромб, крест. Слайд 3 

Педагог: Представляете, у каждой семьи ханты есть свой   неповторимый орнамент, но не только для красоты они расшивают свою одежду   орнаментом, они верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, и для того, чтобы духи не обижали их, а наоборот, оберегали и помогали им, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие. Слайд 4

- Многие хантыйские орнаменты имеют названия, которые давали по сходству с предметами, растениями, животными, явлениями природы, например: «глухарка сна», «медведь», «след белки», «хвост тетерева», 

«заячьи ушки», «чешуя окуня» и т.д. Слайд 5

- Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева и т.д. Орнаментом украшают обувь, туеса, пояса, сумки и другие предметы быта.  Слайд 6

- А еще, каждый цвет в орнаменте имеет свое значение. Как вы думаете, что обозначает белый цвет? А зелёный? Синий? 

Ответы детей

Педагог: Белый цвет – обозначает снег, зелёный - тайга, синий - вода, небо, красный - жизнь, жёлтый – огонь, солнце. 

- Главной темой узоров является солнце, которого так мало бывает на нашем севере, а вторым по значимости идёт образ северного оленя или его рогов.  Слайд 7

Педагог: Ребята, а, чем полезен олень?

Ответы детей: На оленях можно передвигаться.   Слайд 8

Педагог: А еще, оленьими шкурами утепляют чум, поэтому, в нем тепло, даже в морозы, у него вкусное, полезное мясо, а еще из оленьих шкур делают меховую одежду, малицы - это мужская меховая одежда, и сах – это женская меховая одежда. Обувь у мужчин называется – тобоки, а у женщин – пимы (кисы), их тоже украшают орнаментами. Считается, что одежда готова только после того, как она украшена орнаментом. Посмотрите, какие красивые наряды!   Слайд 9

Педагог: Давайте немножко отдохнем!  

Физкультминутка «Олени»

Ходит в тундре важенка, с нею оленята (ходьба).

Объясняет каждому все, что непонятно (наклоны).

Бегают по лужам оленята малые (бег),

Терпеливо слушая наставленья мамины (приседают).

Топают по лужам (топают), воду пьют (наклоны, запрокидывая голову назад).

Оленята! Волк идет!

Ну а волк – он тут как тут! (разбегаются).

Педагог достает из конверта раскраски.

Ребята. Посмотрите, в конверте еще и раскраски, с орнаментами! Мальчики будут раскрашивать - малицу, а девочки платье – сах.

Рефлексия. Подведение итогов. Слайд 10

Дети встают в круг, передают мяч друг другу, и отвечают на вопросы:

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, какие коренные народы живут на территории нашего ХМАО - Югры? (Ответы детей)

Педагог: Чем занимаются мужчины и женщины народов ханты, живущие в стойбище? (Ответы детей)

Педагог: Чем женщины украшают одежду и обувь(Ответы детей)

Педагог: Что означает слово - орнамент? (Ответы детей)

Педагог: Какие цвета используют мастерицы при изготовлении одежды и обуви? (Ответы детей)

Педагог: Для чего нужны орнаменты? (Ответы детей).

Педагог: Молодцы ребята! Всегда уважительно относитесь к традициям и культуре других народов, берегите их труд!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного развлечения по ОБЖ и Гражданской обороне (с элементами регионального компонента)в подготовительной группе «Знай, умей, действуй!»

В нашем детском саду реализуется программа по охране и укреплению здоровья «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Основные цели и задачи...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по физическому развитию с элементами регионального компонента

Здесь Вы сможете найти конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по физическому развитию с элементами регионального компонента...

Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».

Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...

Конспект этической беседы с детьми на тему «Сказочный мир народов ханты и манси»

Формирование ценностного отношения к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды)....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гости к ханты» (региональный компонент)

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гости к ханты» (региональный компонент), цель которого - приобщение к культуре ...