Конспект НОД Орнамент и его значение в жизни народов Ханты и Манси
план-конспект занятия
Конспект открытого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_ornament_i_ego_znachenie_v_zhizni_narodov_hanty_i_mansi.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Орнамент и его значение в жизни народов Ханты и Манси
Цель: закрепить и расширить знания детей о культуре коренных народов Ханты и Манси.
Задачи: закрепить имеющиеся знания детей, о жизни народов ханты и манси;
расширить знания дошкольников через изучение национального костюма и его оформление национальным орнаментом;
изучить традиционные орнаменты народов Ханты и Манси, их символику и значение;
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются), теперь давайте поприветствуем друг друга. Поскорее встанем в круг, Ты мой друг и я твой друг! Мы ногами топнем, в ладоши хлопнем! Друг другу подмигнём, и с радостью свой день начнём! Воспитатель: ребята, давайте вспомним, как называется край в котором мы живём? Дети: Ханты-Мансийский Автономный Округ. Воспитатель: а почему именно так он называется? Дети: потому что Ханты и Манси являются коренными народами севера. Воспитатель: а что значит коренные народы? Дети: значит, эти народы и их предки жили на этой земле. Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте расскажем, нашим гостям что вы знаете о коренных народах севера. Дети: народы Ханты и Манси живут на пастбищах; занимаются оленеводством, охотой, собирательством и рукоделием. Воспитатель: вы сказали, что одно из основных занятий - это оленеводство, а для чего этим народам нужны олени? Дети: шкурами оленей утепляют свое жильё – чум; шьют одежду и обувь; мясо употребляют в пищу; используют оленей для передвижения – запрягая их в нарты. Воспитатель: ребята, скажите, а на улице, среди множества людей вы узнаете представителей народов Ханты и Манси, и если да, то как? Дети: да, узнали бы, по национальной одежде. Воспитатель: а какая у них одежда? Дети: красивая, яркая, с рисунками. Воспитатель: ребята, к нам пришли гости в национальных костюмах народов севера, и сейчас они нам расскажут о своей одежде. Дети: (мальчик в национальном костюме народов севера) На мне мужской национальный костюм, который называется малица. Белый цвет – цвет снега, ведь зимы у нас длинные и снежные. Малица шьётся с капюшоном из шкур оленя, другой мех (песец или соболь) говорит о том, что наш край богат пушниной. На ногах высокие унты, тоже из шкур оленя. (Повторяются новые слова: малица, унты) Дети: (девочка в национальном костюме народов севера) На мне национальная женская одежда, которая называется ягушка. Всю одежду, женскую и мужскую женщины шьют сами. На голове яркий платок с кистями. На ногах кисы из шкуры оленя. Красный цвет на моей одежде, говорит о том, что наш край богат ягодами. Всю одежду женщины украшают национальным рисунком – орнаментом. (Повторяются новые слова: ягушка, кисы, орнамент) Воспитатель: спасибо, ребята, очень интересно было. Мы узнали как называется мужская и женская одежда (малица, ягушка), как называется обувь из шкур оленя (кисы, унты) и что одежда украшена орнаментом. А о том что такое орнамент и о его значении в жизни народов Ханты и Манси расскажу вам я. Разминка: (дети встают в круг) Эй, шаман, ударь-ка в бубен! Чтобы тучи разошлись! Чтобы солнце нам светило! Чтобы волны стали тише! Чтоб деревья не шумели! Чтобы дети не болели! Чтобы на земле Югорской счастье было и покой! Воспитатель: ребята, присаживайтесь. Хантыйские орнаменты красивы, В них все приметы Родины моей… Так говорят, потому что каждый орнамент отображает жизнь народов севера. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных, растений и людей. (Слайд 1) Посмотрите, ребята, на картинку бегущих собак, из далека мы видим лишь их очертания – так появился орнамент «Бегущая собака», а собаки главные помощники в выпасе оленей. (Слайд 2) Пока оленевод перегоняет оленей с одного пастбища на другое, дома его ждёт жена и дети. Посмотрите, как из далека можно изобразить человека – так появился орнамент «Голова человека», который напоминает оленеводам о его семье. (Слайд 3) Ребята, посмотрите на следующий орнамент и попробуйте его разгадать сами. Дети: Это птица. Воспитатель: правильно ребята, это орнамент птицы глухарь. А как вы думаете, почему появился такой орнамент, какую роль птица глухарь играет в жизни народов севера? Дети: Ханты и Манси на них охотятся Воспитатель: молодцы ребята, вот и вы, сами, без моей помощи разгадали значение орнамента. (Слайд 4) Посмотрите ребята, на следующий орнамент и попробуйте его разгадать. Дети: Шишка. Воспитатель: Правильно. А о чём говорит этот орнамент? Дети: о том что в наших лесах растут шишки. (Воспитатель дополняет что этот орнамент говорит о плодородии и богатстве тайги) (Слайд 5) Воспитатель: рассмотрите и разгадайте следующий орнамент. Дети: это змея, в наших лесах много змей. Воспитатель: правильно ребята, это змея, и этот орнамент несёт в себе ещё и силу оберега. Ведь многие змеи опасны и ядовиты, многие их боятся и стараются избежать с ними встречи, поэтому орнамент со змеёй оберегает от болезней, злых людей и духов, чтобы они не подступили к владельцу такого орнамента. (Слайд 6) Дети угадывают следующий орнамент «Солнце» Воспитатель: как вы думаете, какое значение несёт в себе этот орнамент? Дети: тепло, свет. Воспитатель: правильно ребята, именно благодаря солнцу наступит весна, появится новая жизнь: распустятся листочки на деревьях, трава, цветы – солнце будет насыщать их своей энергией. (Слайд 7) Увидеть все эти орнаменты можно на одежде, посуде (Слайд 8) и на специально изготовленных оберегах. Воспитатель: ребята, а вы хотели бы, чтобы у вас тоже был свой оберег? Дети: да Воспитатель: тогда я приглашаю вас сделать обереги своими руками. Они будут хранить тепло ваших рук и оберегать от всех невзгод. Дети склеивают заранее приготовленные заготовки для оберега.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось? Что именно?
Вы запомнили как называется мужская одежда? (Малица)
Как называется обувь? (Кисы, унты)
Как называется женская одежда? (Ягушка)
Чем украшается одежда? (Орнаментом)
Кто запомнил названия орнаментов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...
Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси»
Конспект совместной деятельностивзрослого с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» (рисование по нетрадиционной технике-...
Конспект занятия «Вороний день» (знакомство с национальным праздником народов ханты и манси) Емельянова О. Ю., воспитатель Детского сада № 47 ОАО «РЖД» г. Алекс
Конспект заняти "Вороний день" ( знакомство с национальными праздниками)...
Картотека орнаментов народа ханты и манси
Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаме...
Жизнь народов ханты и манси
Выступление на педагогическом часе...
Мастер-класс «Орнаменты народов ханты и манси»
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская средняя общеобразовательная школа» Мастер-кла...
Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».
Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...