Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гости к ханты» (региональный компонент)
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: «В гости к ханты» (региональный компонент), цель которого - приобщение к культуре и традициям народов ханты, формирование любви к родному краю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_gosti_k_hanty_smetanina_s.n._2024_g.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

с детьми старшего дошкольного возраста

по ознакомлению с окружающим миром

на тему: «В гости к ханты»

(региональный компонент)  

Подготовила: воспитатель: Сметанина С.Н., МАДОУ детский сад «Кораблик».

Цель: приобщение к культуре и традициям народов ханты, формирование любви к родному краю. 

Задачи:

Пробуждать у детей интерес и любовь к родному краю;

Расширять и обогащать представления детей о родном крае: жизни и быте коренного населения ХМАО – Югры;

Закреплять правила поведения в лесу, названия птиц;

Закреплять название национальной одежды народов ханты — малица, сах, тобоки, пимы;

Познакомить детей с орнаментами народа - ханты, которым они украшают свою одежду; 

Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме;

Воспитывать бережное отношение к животным и природе родного края.

Формирующие ценности: проявление бережного отношения к материальной к культуре народа ханты (национальному жилищу).

Методические приемы: художественное слово, стихи, беседа (с демонстрацией слайдов на Колибри по теме), компьютерная игра «Назови птицу», рассматривание орнаментов.  

Интеграция образовательных областей:  

•        Познавательное развитие;

•        речевое развитие;

•        социально-коммуникативное развитие;

•        физическое развитие.

Словарная работа: пастбище, тобоки, пимы, орнамент.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о жизни Северного края, сказок народов ханты; рассматривание иллюстраций с изображением национальной одежды народов ханты; просмотр презентаций, видеофильмов про быт и жизнь коренного народа севера; проведение бесед о жизни и занятиях северных народов, их быте, традициях, особенностях одежды; раскраски.  

Ход занятия:

1 этап: Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, то встретила вот кого…. (показывает игрушку - маленького олененка)

Воспитатель: Вы узнали кто это?

Дети: Это олененок!

Воспитатель: Он плакал и дрожал от страха. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в нашем поселке появился этот олененок?

Дети: Наверное, он заблудился в лесу, и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем поселке.

Воспитатель: Согласна! Ведь в нашем северном крае живет народ - ханты, которые разводят оленей.  

Воспитатель: А как же мы сможем помочь олененку? 

Дети: Нужно отправить его в лес, домой, к своей маме, на пастбище.  

Воспитатель: А разве можно его одного отправлять в лес? 

Дети: Нет, он же еще совсем маленький, может снова заблудиться или хищные звери могут его съесть.  

Воспитатель: Тогда предлагаю проводить олененка, но прежде, чем мы отправимся в лес, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу.

Игра «Да-нет» Игра с сигнальчиками, если так можно поступать дети показывают - зеленый сигнальчик, если нет - красный).  

Когда по лесу шагаем,

Правила все соблюдаем!

И ребята все, кто знает,

На вопросы отвечают.

Коротким будет ваш ответ,

Только ДА, и только НЕТ

- Дети в лес одни пойдут,

А взрослые их подождут?

- Берем с собой мы телефон,

В лесу всегда поможет он?

- В лесу так здорово гулять,

Останемся в нем ночевать?

- Хоть в лесу тропинок много,

Идем известной нам дорогой?

- Чтобы тепло нам было шагать,

Будем все вокруг поджигать?

- Ну, а если костер разведем,

То потом водой зальем?

- Будем громко мы кричать,

Чтоб животных напугать?

2 этап: Основной

Воспитатель: А теперь можно отправляться в путь. А вы знаете, на чем ездят оленеводы - ханты в стойбище, по глубокому снегу?  

Дети: На оленях, на нартах.

Воспитатель: Правильно! Самое подходящее средство – это нарты, они везде проедут и в снегу не провалятся.  

Воспитатель «запрягает оленей», делает из гимнастического обруча упряжку, становится в середине обруча, дети держатся за обруч.  

- Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.  

«Были мы ребятами, стали оленятами»!

Физкультминутка «Олени»

Ходит в тундре важенка, с нею оленята (ходьба).

Объясняет каждому все, что непонятно (наклоны).

Бегают по лужам оленята малые (бег),

Терпеливо слушая наставленья мамины (приседают).

Топают по лужам (топают),

Воду пьют (наклоны, запрокидывая голову назад).

Оленята! Волк идет!

Ну а волк – он тут как тут! (разбегаются).

- Итак, в путь, на оленьей упряжке!

Мы были оленятами, а стали вновь… – ребятами!

Звучит музыка – голоса птиц.

Воспитатель: Слышите, кто это так красиво поет в лесу?

Дети: Это поют птицы.  

Воспитатель: Правильно. В наших лесах живет очень много разных птиц.

Назовите, пожалуйста, птиц, которых вы знаете.

Д/и «Назови птицу»

Дети с воспитателем подходят к интерактивной доске, рассматривают и называют птиц: тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы.

(На полу лежат следы оленей и собак).

Дети: Это оленьи и собачьи следы.

Воспитатель: Все верно, ребята, значит, где-то неподалеку находится стойбище народов - ханты.

(Включается запись хантыйской песни).

Воспитатель: Слышите, ребята, кто-то поет? Значит, мы уже пришли.

Дети с воспитателем подходят к чуму.

Воспитатель: Вот мы и добрались до стойбища! Посмотрите, олененок обрадовался и побежал к своим маме, папе и друзьям - оленям!

Все рассаживаются, на подушечки, возле чума, проводится беседа.

Воспитатель: Ребята, а как называется дом у народов ханты?

Дети: Чум.

Воспитатель: Из чего он сделан? 

Дети: Из оленьих шкур.

Воспитатель: Правильно! Чум утеплен оленьими шкурами, поэтому, в нем всегда тепло, даже зимой.

На экране появляется картинка оленя.

- Ребята, а, чем же еще полезен олень?

Дети: На оленях можно передвигаться.

Воспитатель: Еще, у него вкусное, полезное мясо, из рогов делают лекарства и много всего интересного и полезного.  

Воспитатель: А чем питаются олени? 

Дети: Мхом — ягелем.  

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Дети: У них есть шерсть.

Воспитатель: Верно, их тело покрывает густая и теплая шерсть.

Воспитатель: Чем занимаются мужчины – ханты? 

Дети: Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей.

Воспитатель: А чем занимаются  женщины? 

Дети: Готовят пищу, шьют одежду, занимаются домашним хозяйством.

Воспитатель: Кто знает, как называется мужская и женская верхняя одежда?

Дети: Малица.

Воспитатель: Верно, малица – это мужская меховая одежда, а женская меховая одежда, сшитая из оленьих шкур называетя – сах. Обувь у мужчин называется – тобоки, а у женщин – пимы (кисы). Посмотрите, какие красивые наряды!

(На колибри появляются соответствующие изображения одежды, орнаменты: «глухарка сна», «медведь», «след белки», «хвост тетерева», «заячьи ушки», «чешуя окуня»).  

Воспитатель: Представляете, у каждой семьи ханты есть свой неповторимый орнамент, но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом, они верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И для того, чтобы духи не приносили им зла, не обижали их, а наоборот, оберегали и помогали им, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие. Любимые орнаменты ханты — следы зверей на снегу: след белки, лисы, бобра. Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски из меха или кожи. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева и т.д. Орнаментом украшают обувь, туеса, пояса, сумки и другие предметы быта.  

Воспитатель: Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад.

- Оленей запрягаем, нарты снаряжаем.

«Были мы ребятами, стали оленятами»!

Воспитатель «запрягает оленей» (делает из гимнастического обруча упряжку).  

Воспитатель:  

Олени, ветер, тундра,
Кругом такой простор!
Бегут олешки шустро —
Веселье и задор!

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали в детский сад.

- Мы были оленятами, а стали вновь… – ребятами!

3 этап. Итог. Рефлексия

Воспитатель: Где мы с вами побывали? У какого коренного народа мы с вами побывали в гостях? Что больше всего вам понравилось?

Если вам понравилось наше занятие, то покажите «зеленый» сигнальчик, а если нет, то «красный».  

Я рада, что вам все понравилось, и мы помогли маленькому беззащитному олененку и узнали, много интересного о народе - ханты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме "Огонь"

Это занятие уточняет знания детей о горючих свойствах материалов и о способах возникновения и тушения огня, способствует развитию опытно-эксперементальной деятельности...

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»

ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи:              ...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Российская армия»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Российская армия&raq...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Путешествие в мир животных.

Тема: Путешествие в мир животных.Программные задачи: Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. ...