Конспект этической беседы с детьми на тему «Сказочный мир народов ханты и манси»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование ценностного отношения к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnoe_zadanie_razgovory_o_vazhnom.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Конспект этической беседы с детьми на тему
«Сказочный мир народов ханты и манси»
Автор разработки: Леонтьева Елена Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад «Рябинушка» п.г. Игрим.
Образовательная область: (образовательные области) познавательно-исследовательская деятельность, двигательная, деятельность.
Возраст детей: 5-6 лет
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать уважительного отношения к национальной культуре народов севера;
2. Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.
Формирующие ценности: Формировать ценностное отношение к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды).
Ход беседы
Структура мероприятия:
1.Мотивационный момент
Давайте, друзья, поздороваемся!
И скажем друг другу «Привет!»
Пусть яркое светит нам солнце,
А мы ему дружно в ответ,
Помашем рукою и дружно скажем «Привет!»
2.Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, с красивой природой, где вы родились, живете, где ваш дом родной, а называется он - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
На территории округа проживает много национальностей, но название округ получил благодаря коренным народам.
- Кто из вас знает, каким?
Дети: Ханты и манси.
Воспитатель: Культура народов Севера очень разнообразна, много легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся в путешествие по легендам народов Севера. А для этого нам надо позвать хозяйку тайги.
(Под музыку национальную музыку входит хозяйка тайги)
Хозяйка тайги.
Я – Хозяйка Тайги. Много сказок, легенд я знаю, и в край Югорский вас приглашаю! Кому как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов.
Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких нелегких условиях, нужно теплое и надежное жилье.
Ребята, вы знаете, как называется жилища хантов и манси? Из чего строили чум? (Если дети затрудняются ответить, помогает воспитатель)
Не страшны чуму ветры, метели, морозы. Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур построен чум. По вечерам у огня в чуме, любили дети отгадывать загадки. И я вам приготовила загадки….слушайте!
Загадки:
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)
Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)
За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала…
Нет ни дыма, ни пожара (Лиса)
Хозяйка тайги.
Живут на Севере не только загадки, но и сказки и легенды. Сейчас я вам поведаю некоторые из них...
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
Я предлагаю вам поиграть в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
Хозяйка тайги. А вот еще одна легенда. В очень далекие времена жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как- то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже погас. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её - Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать, а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, а Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться. У народов ханты и манси есть такая игра Хейро (Солнце) и я предлагаю вам в нее поиграть.
Хозяйка тайги. Ханты и манси - мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют - «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько ягоды сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод - мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня,
добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». И превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
- Ребята, а как называют на севере лес?
Дети: Тайга.
- Вы были в лесу?
Дети: Да
- Какие ягоды растут у нас в лесу?
Дети: Клюква, брусника, морошка, голубика.
- Чем полезна сибирская ягода?
Дети: в ней много витаминов, повышает иммунитет, черника полезна для зрения.
- Ребята, кто из вас знает, как собирают ягоду в лесу? А сейчас я познакомлю вас с новой игрой, которая связана с дарами природы «Собери ягоды».
Игра «Собери ягоды».
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать.
Черемуха - на носочках,
морошка - вниз наклон,
черника - на корточках.
(Слышится голос вороны, показ иллюстрации)
Хозяйка тайги.
- Посмотрите, кто к нам прилетел в гости?
Дети: Ворона
Хозяйка тайги: И с этой птицей у народов ханты и манси отношения особое?
- Как вы думаете почему?
Дети высказывают свои предположения.
Хозяйка тайги: Ворона считается у хантов первой птицей, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда еще лежит снег. Ворона – это предвестница весны. Даже есть хантыйская легенда: «Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое «Кар-кар» над просторами севера, над могучей рекой Обь, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!» У народов ханты и манси этот замечательный весенний праздник называется Ворна хатл (Вороний день)
На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям.
И по традиционному обычаю народов ханты и манси, я хочу провести национальный обряд «Дерево желаний» (Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.)
3. Хозяйка тайги: Вот и подошли к концу мои легенды народов Севера.
- Вам понравилось у меня в гостях?
-Какая легенда вам понравилось больше всего?
-Чему учат легенды и сказки народов ханты и манси?
Вы мне тоже понравились, гости дорогие!
- Я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"
Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение, интерес к коренным народам....
Конспекты этических бесед с детьми старшего и подготовительного возраста
Формируем у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учим справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитываем ...
Конспект НОД по ручному труду “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Род...
Конспект занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Полотенце, украшенное элементами орнамента народов ханты и манси»
Задачи:1.Познакомить с орнаментом народов ханты и манси «берёзовая ветка»;2.Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;3.Продолжать упражн...
Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...
Конспект этической беседы с детьми детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях»
Для педагогов ДОУ...
Конспект этической беседы с детьми на тему «Богатство природного мира ХМАО-Югры»
Воспитывать чувство любви к своей малой родине и гордость за неё. 2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края-Югры, нравственные чувства....