Мариинская гимназия
учебно-методический материал

Мариинская гимназия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mariinskaya_gimnaziya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАРИИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.

Одной из лучших в Курске, до революции, была Мариинская женская гимназия, размещавшаяся в здании на улице Фроловской (Радищева). Ныне в этом здании- главный корпус педагогического университета. Прекрасную книгу "Исторический очерк КурскойМариинской женской гимназии (f861-1911 гг.)", составил в 1911 году преподаватель гимназии,известный курский краевед Анатолий Алексеевич Танков. Мы предлагаем вам краткое изложение истории Мариинской гимназии.

Впервые в Курске женское училище было открыто 6 декабря 1861 г. Оно находилось в ведении министерства народного просвещения и входило в Харьковский учебный округ. В это время в округе, кроме Курска, открылись такие же перворазрядные училища для девочек в Харькове, Воронеже, Новочеркасске и Орле. Шесть классов имелось лишь в училищах 19 городов России, в том числе и Курске.

Согласно Положению от 24 мая 1870 г. Курское женское училище первого разряда в числе первых было преобразовано в гимназию, сохранив преемственность в учебном процессе и педагогические кадры. Гимназии было дано наименование Мариинской, в честь Марии Федоровны, вдовствующей императрицы. Попечительный совет училища многие годы возглавлял предводитель дворянства Курского уезда полковник П. Н. Яковлев, непременными членами были Д. Г. Жаворонков и курский городской голова И. В. Тимофеев.

Первоначально для училища был арендован на ул. Московской (Ленина) дом бывшего губернского предводителя дворянства А. И. Нелидова. Обычно этот дом сдавался за 800 рублей в год, но, выражая сочувствие делу женского образования, Аркадий Аркадьевич уменьшил для училища плату до 400 рублей. В столярной мастерской мужской гимназии, под личным наблюдением Д. Г. Жаворонкова, было сделано гимназическое оборудование: столы, скамьи, классные доски.

Но вскоре этот дом стал тесным. Для училища был куплен со всей обстановкой дом наследников бывшего председателя курской Казенной палаты Телешова. При этом 5000 рублей было уплачено из училищного фонда, а 3000 - из пожертвований училищу супруги губернатора Е. Г. Извольской, городского головы А. В. Тихонова и других благотворителей.

В 1875 году был возбужден вопрос о строительстве нового здания для Мариинской гимназии. Более 25 лет прошло,пока попечительный совет гимназии приобрел за 32,2 тысячи рублей соседнюю усадьбу купца Дрыжакова, выходящую на улицы Золотую и Фроловскую (Радищева). 27 мая 1901 года состоялась закладка нового здания гимназии. В фундамент поместили памятную доску с выгравированной памятной надписью. Приветственные телеграммы были отправлены в адрес императора, покровительницы гимназии Марии Федоровны, а также министру просвещения, попечителю учебного округа и других лиц.

Большой вклад в становление, развитие и деятельность женского училища, а впоследствии и гимназии, внес избранный председателем ее попечительного совета, директор училищ губернии Д. Г. Жаворонков. Он был прекрасным преподавателем русской словесности, теории литературы, педагогики, логики и дидактики. В течение 40 лет он бесплатно преподавал в гимназии до 12 часов в неделю. Вознаграждение за уроки он постоянно жертвовал в фонд гимназии на строительство здания и покупку книг, одежды для гимназисток. Именно благодаря Д. Г. Жаворонкову было собрано 100 тысяч рублей o собственных средств гимназии, направленных затем на строительство нового здания. Ко завершение строительства ему не пришлось увидеть, он умер 21 июля 1901 года. В память об этом светлом человеке его портрет был помещен в зале Мариинской гимназии.

Учебный процесс гимназии обеспечивали очень опытные и любящие свое депо педагоги, воспитательницы и законоучители. Многие из них имели университетское образование и блестящее знание предметов.

Преподавателем естествознания, физики и космографии тридцать лет (1861-1891 гг.) был Александр Михайлович Мизгер. Самым удобным он считал "сократический" метод преподавания, возбуждающий посредством вопросов в ученицах активную умственную деятельность. Много сил Мизгер отдал исследованию Курского края, результатом чего стало его сочинение "Конспект растений дикорастущих и разводимых в Курской губернии". Растительность края представляли описанные им 111 семейств и 1239 видов. Съезд естествоиспытателей в 1868 году в Петербурге одобрил работу А.М. Миэгера. Он получил признание академиков Бекетова и Рупрехта. Другое сочинение Мизгера по зоологии "О превращениях в мире животных" было напечатано в журнале министерства народного просвещения. Часть Гербария Н.М. Миэгера сейчас хранится в Курском краеведческом музее. Преподаватель истории К.И. Удовиченко несколько лет был еще и редактором "Курских губернских ведомостей". Редактором "Ведомостей" был А.А. Танков, преподаватель русского языка и словесности, краевед, член губернской архивной ученой комиссии и организатор музея.

Учитель черчения и рисования Е.П. Кувичинский был первым в Курске любителем фотографом, снимавшим природу, город, людей. Преподаватель математики и физики И.Ф. Вертинский составил для своих учениц учебник алгебры, но, к сожалению, издать его из-за безвременной смерти не успел. Перечень заслуг всех педагогов гимназии занял бы много места... Численность учащихся изменялась из года в год. В 1861 году женское училище было открыто при наличии в трех низших классах 78 учениц. В 1864 году их было 125. Это были дети дворян и чиновников, а также городских и сельских сословий, духовенства. В 1861-1870 годах были приняты на учебу 21 девочка семилетнего возраста и 34 - восьмилетнего. От них требовалось умение читать и писать. При поступлении во 2-й и 3-й классы гимназии требовались уже более глубокие познания.

По постановлению попечительного совета плата за учебу была "по возможности умеренной и необременительной для лиц недостаточного состояния".

Обязательными предметами преподавания в женском училище, а впоследствии в Мариинской гимназии, были: закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история всеобщая и русская, естествознание, физика и др. К необязательным предметом относились: французский и немецкие языки, рисование, музыка и танцы. Из искусств обязательными были: чистописание и рукоделие. В первый класс принимались девочки 8 лет, умевшие читать и писать. В старшие (2-й и 3-й) классы зачислялись имеющие более широкие познания. Отказа в приеме на учебу никому не было. За обучение обязательным предметам платили по 25 рублей с ученицы, за обучение необязательным предметам также по 25 рублей, музыке - по 15 рублей в год. В первые годы работы училища формы не было. Но все же родителей учениц просили о том, чтобы одежда их была, по возможности, однообразна для устранения сословных различий и состояний, чтобы не было щегольства, вредного в жизни вообще, а особенно в семействах недостаточных". Не правда ли, вполне современные требования? В гимназии была введена форма: платье темно-коричневого цвета с черным передником (в праздники - белым) и коричневой пелеринкой.

Ученицы, обучавшиеся только обязательным предметам, ежедневно уходили из гимназии в 14 часов, а в понедельник и субботу - в 12 часов 30 минут. По средам занимались только французским и немецким языками, танцами.

После окончания учебы ученицы, выдержавшие экзамены, получали аттестаты и наградные похвальные книги. Если в 1861 году в училище обучалось всего 78 человек, то к 1864 году - уже 125. С каждым годом число учениц росло. Это были дети дворян, чиновников, городских и сельских сословий, духовенства. Нужно сказать, что к выпуску не дотягивали около 20 процентов учениц. Дело в том, что многие родители, особенно городских сословий, не стремились к тому, чтобы их дочери оканчивали полный курс учения. К шестнадцати годам девица уже становилась невестой, и по обычаю того времени ей было неудобно учиться в гимназии, быть школьницей. После преобразования училища в гимназию в 1870 году в первом классе обучались 24 ученицы, во втором - 30, в третьем - 23, в четвертом- 16, в пятом - 8, в шестом - 26.

К 1895 году число учениц гимназии достигло 332, в 1897году - 346 человек, в 1899 o 385 человек, в 1900 году - 416.

Для иногородних при гимназии был учрежден пансион примерно на 50 воспитанниц, с выплатой за полное содержание, домашний надзор и обучение, в том числе французскому и немецкому языкам, от 135 до 150 рублей в год с каждой ученицы.

Пансион помещался отдельно от гимназии. В пансионе была классная дама гимназии с двумя помощницами - по воспитательной и хозяйственной части. Жившие в пансионате гимназистки получали полное содержание: квартиру, стол (чай, обед и ужин). Платье, белье и другую одежду пансионерка имела свое. При поступлении в пансион каждая воспитанница должна была иметь серебряную чайную и столовую ложки, две салфетки. После закрытия пансиона некоторые иногородние ученицы жили за недорогую плату у классных дам.

С 1870-71 учебного года в гимназии был открыт 7-й класс и девочки смогли в него поступить после 6-го класса. После 8-го класса выпускницы гимназии могли стать учительницами низших классов женских гимназий. Кстати, чтобы стать учителями мужских, в то время требовалось окончание университетского курса. Если гимназистка после 3-го класса проходила полугодичную практику в начальной школе, она получала право преподавания в народных школах.

В 1902 году число учащихся достигло 488 человек и им посчастливилось с 7 января разместиться в новом здании гимназии. Как следует из отчета председателя педагогического совета попечителю учебного округа, "пансионов, ученических квартир и общежитии при гимназии нет, но в оных представляется настоятельная потребность". В это время 368 учениц жило в родительском доме, 27 - у учительниц и классных дам, 93 - на квартирах у посторонних людей.

В 1905 году в гимназии поступило 330 девочек. Такого большого приема ни раньше, ни позднее не было. Средняя стоимость обучения одной гимназистки достигла 42 рубля 12 копеек в год. Интересен тот факт, что большинство членов педагогического совета гимназии были убеждены, что их заведение должно подготовить воспитанниц к жизни. Важно, что гимназия давала не только определенный цикл знаний, но и подготовила будущих образованных учительниц, матерей, знакомых с делом домашнего и общественного воспитания, знакомых с гигиеной, рукоделием и другими практическими знаниями, а также с разнообразными способами обучения детей. Большое внимание в гимназии уделялось, кроме обязательных предметов, преподаванию музыки, танцев и рукоделию. Свои знания гимназистки могли показать в гимназическом хоре, прекрасно исполнявшем как духовные песнопения, так и серьезные оперные партии. В гимназии проходили интересные литературно-музыкальные вечера. Очень любили гимназистки уроки рукоделия. Их изящные работы ежегодно выставлялись на выставках. Был даже введен экзамен по рукоделию; для тех, кто не сдал его, назначалась осенью переэкзаменовка. Насколько высок был уровень рукодельных работ, свидетельствует тот факт, что курские гимназистки со своей преподавательницей В.П. Толмачевой были приглашены на Нижегородскую выставку. А в1893 году образцы рукоделия учениц Мариинской гимназии в качестве экспонатов из Курска были отправлены на всемирную выставку в Чикаго, но результаты этого представления не известны.

К сожалению, не все дети Курской губернии могли учиться в гимназиях. Однако, благотворительная деятельность обеспеченных людей, их денежная помощь для многих это сделала возможным.

автор: КУЗНЕЦОВА Л.А.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • В До 80-х годов XVIII века дети состоятельных горожан Курска обучались у дьячков. Грамотных купцов в 1782 году было 48 процентов, мещан - 26, среди посадского населения - не более 37 процентов грамотных мужчин. Среди женщин грамотных были единицы.
  • В 1783 году в Курске открылось дворянское училище. Для благородного юношества Курской и Орловской губернии построено трехэтажное каменное здание... "Науки в том училище преподаются: учение Закона Божьего, российской грамматики, математики, географии, языкам иностранным: немецкому и французскому, рисовать, танцевать, фехтовать и музыке. Учащихся же до 40 человек". В 1786 году по заведение преобразовано в Главное народное училище.
  • В 1908 году на народное образование было истрачено 27962 рубля, то есть, 5 процентов общей суммы расходов Курска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Мариинские узоры"

Конспект занятия знакомит с гербом города, его  историей народными промыслами  родного города....

Презентация "Театральный Петербург. Мариинский театр"

Презентация составлена для детей 4-7 лет. В презентации использованы иллюстрации, расположенные в свободном доступе в интернете....

Конспект тематического музыкального занятия "Мариинский театр в Петербурге"

Конспект тематического музыкального занятия с использованием различных видов образовательной деятельности. Познавательная технология....

Воспитание любви к Родине через фольклорные праздники. Авторы: Гермогенова Елена Валерьевна (руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56); Ильина Татьяна Владимировна (музыкальный руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56)

Нравственно – патриотическое воспитание – это одна из основных задач любого образовательного учреждения. Дошкольное образование – это первая ступень воспитательно – образовательного процесса и бесспор...

НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ "Мариинский институт"

Развивать интерес к историческому прошлому столицы донского казачества Новочеркасску, узнать о Мариинском донском институте, как первоисточнике образования в Новочеркасске....

В мире музейных технологий: выставка одного экспоната " Мариинский театр - жемчужина Петербурга"

Статья о реализации музейных технологий в дошкольном учреждении...

Проект "Мой город - Мариинск"

Распахнул свои объятья возле Кии городок......