НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ "Мариинский институт"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Развивать интерес к историческому прошлому столицы донского казачества Новочеркасску, узнать о Мариинском донском институте, как первоисточнике образования в Новочеркасске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-zanyatie.docx | 23.23 КБ |
prilozhenieno1.rar | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22
КОНСПЕКТ
НОД по познавательному развитию
с использованием И К Т
для детей старшего дошкольного возраста.
«Институт благородных девиц»
Разработала:
Гапонова Надежда Николаевна,
Воспитатель МБДОУ д/с №22
г. Новочеркасск
2017г.
Цель: создать условия для формирования и воспитания любви к родному краю, знанию его истории; формировать эмоционально-чувственную сферу детей, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине-Новочеркасску.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с историческим прошлым родного города;
-дать первоначальное представление об истории Донского Мариинского института благородных девиц и обучении девушек в нем;
Развивающие:
-развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, познавательной, двигательной, речевой и коммуникативной деятельности;
-побуждать интерес к предполагаемой деятельности;
-развивать умение коллективного хорового пения;
Воспитательные:
-воспитывать у детей чувства гордости за родной город, за людей, живших и прославивших Новочеркасск в разные исторические эпохи;
-воспитывать патриотические и гражданские чувства у дошкольников;
-воспитывать у детей устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к казачьим музыкальным произведениям;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»;
Методы:
Наглядный: просмотр мультимедийной презентации.
Словесный: мотивирование детской деятельности; вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность детей.
Игровые: организация подвижных игр.
Приемы: ИКТ, смена деятельности.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, художественная и музыкальная.
Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, аудиозаписи, фотографии с достопримечательностями г.Новочеркасска и «Мариинского Донского института».
Предварительная работа:
- Экскурсия по Новочеркасску;
- Чтение стихотворений В.Степанова «Что мы Родиной зовем!», П.Воронько «Лучше нет Родного края», Г.Ладонщиков «Родное гнёздышко», Н. Белавина «Оживший портрет»;
- Разучивание казачьей песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют…»;
- Заучивание стихотворения С. Дрожжина «Привет, мой край родной»
- Знакомство с танцем «Кадриль» и его значением в жизни девушек-гимназисток
- Рассматривание альбомов «Памятные места Новочеркасска», «Казачьи костюмы», «На казаке и рогожа пригожа», «Казаки», «Жизнь и быт казака»;
- Беседы: «История донского казачества», «История города Новочеркасска», «Достопримечательности города Новочеркасска»;
- Рассматривание открыток «Старый Новочеркасск» и «Мариинский Донской институт благородных девиц»;
Предполагаемый результат: развивать интерес к историческому прошлому столицы донского казачества -Новочеркасску, узнать о Мариинском донском институте, как первоисточнике образования в Новочеркасске.
НОД.
-Ребенок читает стихотворение С. Дрожжина «Привет, мой край родной!».
Привет тебе, мой край родной!
С твоими теплыми лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами живем в большом городе Новочеркасске. Нашему городу 212 лет. У нашего города, как и у нашей страны очень интересное и богатое прошлое. Мы с вами уже знакомились с нашим городом, побывали на экскурсии, полюбовались его красивыми парками и познакомились с памятниками и достопримечательностями.
-Ребята, какие достопримечательности вам наиболее запомнились и понравились, где бы вы еще раз хотели побывать? ( Ответы детей.)
-Дети, вам на следующий год исполнится 7 лет, и вы пойдете в школу. Вы, наверное, уже знаете в какую школу пойдете? Расскажите мне об этом, в какую школу пойдете?
Предполагаемые ответы детей. Например: Даниил -пойдет в школу №32,а Евгений в школу № 11).
-Наш город очень большой и в нем много школ, учебных заведений и институтов. А вы хотите узнать, как жили и учились дети в далеком прошлом?
Рассказ воспитателя с мультимедийной призентацией.
- Раньше, не было так много школ и садов. Дети богатых людей обучались на дому. Им нанимали гувернанток, а когда они становились постарше, годам к десяти, то их отправляли в большие города – Москву, Петербург– учиться в гимназиях, институтах. Мальчики и девочки в учебных заведениях обучались раздельно. (Слайдовая презентация. Показ слайдов-Приложение№1)
Мальчиков в нашем городе, в основном, отдавали на обучение военной службе, потому что Новочеркасск - считается столицей донского казачества. В дальнейшем, в Новочеркасске появился Кадетский корпус для мальчиков.
Девочек -учили на гувернанток и медсестер. С этой целью, у нас в Новочеркасске был открыт « Новочеркасский Мариинский Донской институт благородных девиц (женская гимназия)». Его организовала императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I.
Воспитатель:
Физкультминутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания-руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнем. (Дети садятся)
Институт был рассчитан на 360 воспитанниц, из которых 240 жили в нём. Годовая плата за право обучения была 120 рублей.
Институт занимал целый квартал, за зданием был большой парк, окруженный высокими стенами. На третьем этаже, в центре здания была своя церковь и комнаты классных дам, лазарет. На втором этаже находился большой зал, где давались уроки гимнастики и танцев. Там же устраивались и балы. По воскресениям в этом же зале был прием родных. Весь второй этаж был занят классами, выходящими в коридор, проходивший по всей длине здания. И сейчас я предлагаю вам, также как в те времена станцевать танец «Кадриль»
ТАНЕЦ «Кадриль»
В институте изучали два иностранных языка (французский и немецкий), арифметику и понятия об измерениях, сведения из естественной истории и физики, географию, рисование, чистописание, рукоделие, пение и музыку. Большое внимание обращалось на музыкальные способности воспитанниц, и талантливым девочкам давалась возможность учиться музыке.
И сейчас я предлагаю спеть знаменитую казачью песню, которую мы хорошо знаем.
Веселее в круг вставайте,
Дружно песню начинайте!
ПЕСНЯ «Как за Доном, за рекой казаки гуляют…» (Приложение№2)
Воспитанницы, окончившие институт с золотой медалью, имели право на встречу с императрицей, которая и в дальнейшем покровительствовала им, принимая активное участие в их жизни.
Институты благородных девиц с момента их образования в России преследовали цель облагородить характеры их воспитанниц, развивать в них человечность и благожелательностью. Главным для обучающихся в них не столько получение определенных знаний, сколько приобретение высоких моральных качеств, убежденность в том, что женщина должна быть законодательницей благородных нравов в обществе, их защитницей. Окончив институт, они приобретали навыки рукоделия: умели шить, вязать, вышивать.
Воспитатель: Ребята воспитанница института вышивала дивный узор на своей любимой шали, но не успела закончить работу. Поможем ей? Сначала нарисуем цветы, листья и плоды тонкой кистью, а потом распишем шаль яркими узорами, будто вышиваем иглой и нитками. Сделаем бахрому на шали еще гуще, нарисуем цветные ниточки по всему краю. (Приложение№3)
Подписи к слайдам:
«В этой жизни размеренной, даже суровой, Наша юность кипит беспокойным ключом, Открывая нам мир каждой книгою новой, Каждой новою встречей и новым письмом …» Н.Белавина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в прошлое бумаги" ОО "Познавательное развитие" с использованием технологии развития навыков сотрудничества
В конспекте использована технология развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми 2-3 лет в группе раннего возраста по познавательному развитию с использованием технологии сенсорного развития. «Прогулка в лесу»
Нод для детей группы раннего возраста , составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторс...
Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Образовательная область: познавательное развитие с использованием с использованием ИКТ. Тема: «Домашние животные и их детёныши».
Конспект образовательной деятельностидля детей второй младшей группы.Образовательная область: познавательное развитие с использованием с использованием ИКТ. Тема: «Домашние живо...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...
ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать предста...
ООД во 2 младшей группе по познавательному развитию с использованием игровых, исследовательски-познавательных технологий: «Необычное путешествие зайчат в лес»
Цель НОД: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи:Познавательное развитие:-воспитывать интерес к познанию нового;-обогащать сенсорные эталоны, развивать пре...
Конспект ООД по познавательному развитию Тема: «Путешествие в институт здоровья человека »
«Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позвол...