Воспитание любви к Родине через фольклорные праздники. Авторы: Гермогенова Елена Валерьевна (руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56); Ильина Татьяна Владимировна (музыкальный руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56)
статья (средняя, старшая группа) на тему
Нравственно – патриотическое воспитание – это одна из основных задач любого образовательного учреждения. Дошкольное образование – это первая ступень воспитательно – образовательного процесса и бесспорно, патриотическое воспитание должно занимать одно из первых мест в работе с воспитанниками и их родителями. Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности дошкольников – занятия, игровая деятельность, быт и т.д.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка многогранный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа и народной культуры поможет с интересом, а в дальнейшем и с уважением относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodine_cherez_folklornye_prazdniki.docx | 27.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к Родине через фольклорные праздники
Авторы: Гермогенова Елена Валерьевна
(руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56)
Ильина Татьяна Владимировна
(музыкальный руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56)
Нравственно – патриотическое воспитание – это одна из основных задач любого образовательного учреждения. Дошкольное образование – это первая ступень воспитательно – образовательного процесса и бесспорно, патриотическое воспитание должно занимать одно из первых мест в работе с воспитанниками и их родителями. Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности дошкольников – занятия, игровая деятельность, быт и т.д.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка многогранный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Акцент на знание истории народа и народной культуры поможет с интересом, а в дальнейшем и с уважением относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма - это любовь к родным местам, гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Педагоги выделяют несколько задачи патриотического воспитания:
- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Мы хотим рассказать об организации работы по подготовке и проведению народного праздника «Масленица», с приложением всего сценария праздника.
Для удобства мы предоставили Вам таблицу с планом мероприятий.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Сбор материала по празднику «Масленица» | За месяц до праздника | Музыкальный руководитель |
2 | Информационное совещание педагогического коллектива:
| За три недели до праздника | Музыкальный руководитель |
3 | Написание сценария и подбор музыкального материала | За три недели до праздника | Музыкальный руководитель |
4 | Обсуждение сценария | За три недели до праздника | Руководитель ДО, музыкальный руководитель |
5 | Подбор костюмов и музыкального материала | За три недели до праздника | Музыкальный руководитель |
6 | Изучение с воспитанниками фольклорного материала на музыкальных занятиях | В теч. месяца | Музыкальный руководитель |
7 | Вечера Досуга по теме «Масленица» | Масленичная неделя Пример: понедельник | Воспитатели |
8 | Занятия по изодеятельности:
| Масленичная неделя Пример: вторник | Воспитатели |
9 | Занятия по развитию речи
| Пример: среда | Воспитатели, логопед |
10 | Выступление ансамбля «Нотка» из Гимназии с композицией «Заклички» | Четвёртый день масленичной недели | Педагоги Центра Дополнительного образования Гимназии |
11 | Работа с родителями
| За три недели до праздника | Психолог, воспитатели |
12 | Изготовление Масленицы совместно с родителями (родители приносят текстильный материал) | Пример: четверг | Психолог |
13 | Приготовление блинов | Дети и родители готовят совместно дома накануне праздника | Родители |
14 | План праздника: 10.00 – встреча на поляне 10.15 – театрализованная программа 10.20 – вынос Масленицы 10.25 – продолжение театрализации 10. 40 – игровая программа 10.55 – поедание блинов 11.05 – 11.15 – прощание с Зимой и встреча Весны 11.20 – катание на пони | Пятница | Музыкальный руководитель |
И, наконец, сценарий самого праздника, который был проведён у нас, в Дошкольном отделении Гимназии №56 12 марта 2010 года!
«Масленица - 2010»
1-ый скоморох Тюха: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
2-ой скоморох Матюха: Здравствуйте, гости и гостюшки!
Большуха:
Подходите ближе без стесненья!
Предъявите хорошее настроение!
Тюха: Мы - развеселые потешники!
Матюха: Известные скоморохи и насмешники!
Большуха:
Вы, ребятушки, дошколятушки!
Выходите-ка гулять,
Будем зиму провожать!
Большуха достает большой искусственный блин.
Тюха, Матюха, блин возьмите,
К Масленице его катите!
Поскорее ее к нам приведите!
Тюха: Какой большой красивый блинок у нас получился!
Матюха: Отправляем его за Матреной Семеновной!
- Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет!
Выкатывают блин за Масленицей, оставляют его там, возле столов с блинами.
Слышен звон колокольчиков. Скоморохи выносят Масленицу.
Все дети ее зазывают: Езжай, поспешай, звони, утешай!
Все дети поют «Едет Масленица дорогая» сб. «Наш веселый хоровод стр.31.
- Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных!
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся, семь годков!
Большуха: Ой, да Масленица на двор въезжает,
Да широкая на двор въезжает!
Тюха: Масленица! Иди поскорее!
Матюха: Ребятишки тут как тут,
На дворе давненько ждут!
Дети водят хоровод вокруг чучела Масленицы
«Вот уж зимушка проходит» сб. «Наш веселый хоровод» стр.30.
- Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит, люли, люли, проходит.
- Снег и холод прочь уносит, весну красную приводит.
- Встает солнышко пораньше, светит красное подольше.
- Прощай, саночки, конечки, наши зимние дружочки.
Все хором кричат закличку:
- Прощай, зимушка-старушка, ты седая холодушка!
Все участники исполняют веселую пляску.
Появляется веселый Снеговик с мешком, в котором лежат надутые желтые шары инесёт с собой конвертом с письмом, в котором написан Указ от Зимушки-зимы.
Большуха: Здравствуй, добрый Снеговик.
Снеговик: Я – веселый Снеговик,
Снеговик-почтовик!
От Зимы привез письмо,
Очень ценное оно! (открывает конверт, читает письмо)
«Всем! Всем! Всем!
Всем приказано резвиться,
Хохотать и веселиться!
И отгадывать загадки,
И с блинами мед есть сладкий,
На лошадке покататься,
Наиграться, насмеяться!
Дружно Масленицу сжечь,
Свет, добро к себе привлечь!
После этого гулянья
Всем пойти на отдыханье!»
Подпись: Зимушка-зима
Большуха: Если сама зима приказала веселиться, тогда давайте, все вместе веселые частушки споем!
Снеговик: С удовольствием!
- Частушки:
Вы хотите нас послушать?
Запоем мы громко!
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки!
Эх! Кабы, кабы, кабы,
На носу росли блины!
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися!
Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки.
А из одной скорлупочки
Матрешка вышла в юбочке!
Эй, топни нога,
Топни правенькая!
Я хорошая девчонка,
Хоть и маленькая!
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги!
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат!
Самовар, самовар,
Золотая ножка!
Я посеяла горох,
Выросла картошка!
Я работаю, работаю,
Работы не боюсь!
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь!
Мы пропели вам частушки.
Вы скажите от души:
Хороши частушки наши,
И вы тоже хороши!
Большуха: Снеговик-почтовик, а что еще ты принес ребятам?
Снеговик: Для веселенькой игры,
Я принес сюда шары.
- Игра «Солнечная поляна»
Надуваются большие оранжевые шары — «солнышки», канат для разделения участка; задача: перебросить все шары на территорию команды – противника.
Большуха:
А теперь, давайте послушаем частушки в исполнении наших ребят!
Тюха: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Матюха: И мальчишки подпевайте,
Рот пошире разевайте!
- Частушки для детей.
Девочки: Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!
Мальчики: Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.
Мальчик: Я на Масленку катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А подружек покатал.
Девочка: Я на Маслену готова
Скушать пятьдесят блинов.
Закушу их сдобою –
Похудеть попробую!
Мальчик: На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Девочка: Прилетели марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые, -
А блинами полные!
Все мальчики: Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Все девочки: Мы с мальчишками плясали –
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все – то рты разинули.
Все вместе: Ох, кончаем петь частушки
До другого вечера.
Нам пора весну встречать,
Крикнем дружно, весело:
Весна-красна, ясно солнышко!
Приди скорей, согрей детей!
Прилетает Баба-яга на метле наряженная в Весну, с венком на голове.
Большуха со Снеговиком и скоморохами: А это еще кто?
Баба-Яга: Да вы что, не видите? Али Весну-красну не признали?
Здорово, ребяты! Привет вам всем от дядьки Лешего! Тьфу-ты…!
От лета! Встречалась я с ним на болоте! Тьфу-ты…!
В полете! Когда, стало быть, к вам сюда торопилась!
Пора мне приступать к своим обязанностям!
А вы (смотрит на ведущих), можете быть свободны, я сама справлюсь!
(Баба-Яга начинает вести себя хозяйкой, увидев, что народ смеется, обращает внимание на них).
Баба-Яга: Фу-ты, ну-ты! Разоделись!
Вы над кем это смеетесь? Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
От меня сейчас дождетесь! Доведете до греха!
По домам сейчас пойдете!
Большуха:
Тут что-то не так! (Подходит к Бабе-Яге).
Что-то ты больно на Весну не похожа?!
Баба-Яга: Кто?! Я не похожа?! Да я вам чичас враз справку покажу! Во! Глядите-тя!
Баба-Яга вытаскивает огромную справку, дает Большухе, все её обступают.
Большуха: Назначается долгожданной Весной на весь год!
Тюха: И печать есть, гляди!
Матюха: И подпись заковыристая внизу!
Снеговик: А ну-ка, ну-ка… Что за подпись там? (читает вслух) КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ!
Все: А-а-а!
Расходятся по сторонам, Баба-Яга стоит в центре.
Большуха: Это справка, гражданочка, недействительная!
Снеговик: Мы тебя на должность Весны принять не можем!
Баба-Яга: Ета, как же так не можете? Я, можно, сказать, всю зиму готовилась, недосыпала, недоедала…
Я вам такой планчик работы сварганила!
Уж я вам такую сделаю Весну, будьте спокойны!
Тюха: Может, и впрямь, пусть попробует!
Матюха: Правильно! А мы посмотрим, на что она способна!
Баба-Яга: А теперь, народ, внимание! Хочу устроить для вас состязание! Ну, например: кто громче заорет или шире раскроет рот!
Большуха: Знаешь, Баба-Яга, я скажу тебе заранее:
Не нужны нам такие состязания!
Снеговик: Ступай прочь же, Лже-весна!
Баба-Яга: Дык какая вам нужна?!
Все: Настоящая! Настоящая!
Баба-Яга снимает венок с головы.
Баба-Яга: Да ладно!! Я ведь просто пошутила! Я на празднике остаться хочу, я, и загадки для вас приготовила!
Большуха со скоморохами:
Ладно, Баба-Яга, так и быть, оставайся с нами на празднике.
У тебя есть загадки, а у нас за отгадки сушки да шоколадки!
Баба-Яга достает конверт с загадками, загадывает их, кто отгадает, тому приз.
Загадки:
- Пузырюсь я и пыхчу,
Жить я в квашне не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто.)
- Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей. (Молоко.)
- Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим … (Сыр.)
- Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы … (Блины.)
- Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться. (Яйцо.)
- Растопили мы снежок,
Показался там лужок,
Лес проснулся ото сна,
Это к нам пришла … (Весна)
- С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
- Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
- Старый дед, ему сто лет, мост намостил.
Пришла красна, весь мост разогнала. (Мороз и весна.)
- Что не сеяно весной родится? (Трава)
- Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)
- Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
У Бабы-Яги на шее висит пара лаптей.
Баба-Яга:
Для ребят и для гостей, есть у меня пара лаптей.
Будем с вами мы играть, по кругу лапти передавать.
Игра “Передай лапоть”
Под музыку по кругу дети передают лапти друг другу. Музыка обрывается, у кого в руках остался лапоть, тот танцует с героями.
Большуха:
Как на Маслену неделю из печи блины летели,
И сыр и творог, все летело под порог!
- «Сею-вею снежок»
Сею-вею снежок
На шелковый положок.
Будем снег месить,
Будем тесто творить.
Сею-вею снежок
На шелковый положок.
Мы блины испечем,
Масленице поднесем.
Угощайся, Масленка,
Угощайся сама.
Будь, зима, добра,
Ты отведай блинка.
Скоморохи:
Масленица, не скупися,
Масленым блинком поделися!
Скоморохи:
- Как у наших у ворот
Стоит ряженый народ.
А ребята удалые
В те ворота расписные
Змейкой быстрою бегут,
Смех, забавы нам несут.
Проводится игра «Змейка в воротики».
Взрослые делают воротики из цветных полотен. Дети берутся за руки и идут «змейкой» через воротики, к столам с блинами.
Проводятся игры:
- «Бег на трех ногах»
Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого).
Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Выигрывает пара, прибежавшая первой.
- Блиномет
Необходимо заранее приготовить несколько картонных коробок среднего размера и по пять картонных «блинов» на каждого из участников. Приглашаются все желающие, от мала до велика. Можно соревноваться пара на пару. Напротив каждого участника или пары ставится коробка, в которую необходимо «метать блины». Выигрывает тот, кто закинет больше всех блинов в коробку.
- Кто быстрее найдет конфету?
Приглашаются все желающие, особенно этот конкурс нравится детям. На столе перед каждым участником ставятся тарелки с мукой, а на дне каждой тарелки спрятаны конфеты. По команде все игроки начинают дуть изо всех сил на муку так, чтобы появились на свет конфеты. Как только конфету стало видно, ее можно съесть. Выигрывает тот, кто быстрее всех обнаружит конфеты и съест их.
- Метелка.
На ровной площадке соорудите цепочку из снежных шаров (можно заменить их кеглями). Задание — проскакать (пробежать) верхом на метле по дорожке, не сбив ограждений. Побеждает тот, кто собьет меньше всех.
- Петушиный бой на льду
На снегу вырисовывается круг диаметром 2 метра. Задача участников, заложив руки за спину, вытолкнуть соперника за линию круга. Выигрывает тот, кто остался в кругу и ни разу не разомкнул руки за спиной.
- Конкурс «Агент 007»
Участникам прикрепляются на спину картинки. Надо узнать какая картинка у соперника, не показав при этом свою.
Все собираются вокруг чучела Масленицы:
Большуха: Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!
Пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь!
Все: Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами да с оладьями.
А сегодня в воскресенье, наше кончится веселье,
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Зажигают Масленицу.
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Птицы прилетели, травы зеленели,
Гори, гори, жарче дарь,
Гори все, чего не жаль.
Гори горе, гори боль,
Гори беды, гори хворь.
На весенних на кострах,
Гори горе, гори страх!
Дети катаются на лошадке и играют в игры (можно использовать игры, указанные выше).
Пример игры «Гори, гори ясно»
Дети стоят в кругу. Ребенок с бубном в руках — за кругом. Дети произносят слова, одновременно выполняя движения. Руки подняты вверх, покачиваясь вправо и влево. Руки покачиваются вперед-назад. Дети хлопают в ладоши.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птицы летят,
Колокольчики звенят.
Ребенок с бубном подскоками движется по кругу, ритмично ударяя в бубен.
Взрослый говорит: «Раз, два, три — беги!»
На последнее слово ребенок с бубном останавливается и протягивает бубен между двумя ближайшими детьми. Они бегут в разные стороны по кругу; первый, кто ударит в бубен, становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
"Воспитание любви к Родине через природу родного края"
Консультация направлена на то, чтобы привлечь детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствует активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, мил...
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Работа предназначена для распространения опыта работы по экологическому воспитанию....
Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.
Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...
Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»
Данная работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...
Воспитание любви к Родине через систему экологического воспитания в ДОУ
Любовь к родине начинается с любви к природе!...
Духовно-нравственное воспитание, воспитание любви к Родине через наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
laquo;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». В. А. Сухомлинский.Целью духовн...