«Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством Смоленщины.»
презентация

Цель. Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства Смоленщины.

Развивать у детей интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать любовь к Родине через народное творчество.

Задачи:

Углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел Смоленщины.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством «смоленской вышивкой», исконно смоленским геометрическим орнаментом вышивкой «цветная перевить».

Дать представление о символике народных «украс» Смоленской губернии.

Обобщить знания детей о гончарном искусстве и глиняной игрушке-свистульке.

Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к работе художников и народных мастеров.

Побуждать интерес к талантам народных умельцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_smolenshchiny.pptx2_.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«О знакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством Смоленщины.» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области Работу выполнила: Никанорова Е.В., воспитатель, высшая квалификационная категория

Слайд 2

Цель. Познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства Смоленщины. Развивать у детей интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать любовь к Родине через народное творчество. Задачи : Углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел Смоленщины. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством «смоленской вышивкой», исконно смоленским геометрическим орнаментом вышивкой «цветная перевить». Дать представление о символике народных « украс » Смоленской губернии. Обобщить знания детей о гончарном искусстве и глиняной игрушке-свистульке. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к работе художников и народных мастеров. Побуждать интерес к талантам народных умельцев.

Слайд 3

Самая существенная черта русского народного промысла – праздничное ощущение радости. Л. Н. Толстой Народные промыслы - это история не только определенного региона, это история всей страны. Поэтому сохранение традиций народных промыслов, одна из основных задач нашего поколения.

Слайд 4

Основные виды народных промыслов Смоленщины С давних времен Смоленск славился своей вышивкой. Своими корнями смоленские узоры уходят в глубокую старину. Орнамент старины глубокой В некотором царстве, в некотором государстве, в одном из имений земли смоленской жила прекрасная и мудрая княгиня Мария Клавдиевна Тенишева . Собранная княгиней уникальная коллекция предметов русской старины легла в основу одноименного музея. Свои богатства дворянка тратила не на роскошные наряды и светские приемы, а на общественную и просветительскую деятельность.

Слайд 5

Задумала Мария Клавдиевна возродить на смоленской земле традиции народного искусства. В конце девяностых годов девятнадцатого века приступила княгиня к созданию учебных художественных мастерских: собрала из окрестных деревень самых талантливых и умелых мастериц и стала давать им задания и все необходимые для их выполнения материалы. Мастерицы брали из рук княгини нитки и полотно, а возвращали расшитые чудесными узорами рушники, сарафаны да рубашки. И так споро велась у них работа, что вскоре про уникальную творческую артель узнали не только по всей стране, но и за ее пределами. Творениями смоленских мастериц восхищались в Париже, Лондоне и Праге, а международные судьи на выставках не скупились на комплименты и награды. Не удивительно, что художественное производство в Талашкино достигло внушительного размаха: под руководством княгини трудилось более двух тысяч крестьянок из полусотни смоленских деревень .

Слайд 6

Пролетели годы, как единый миг. Много событий роковых и неспокойных повидала страна с тех пор, как мастерицы в Талашкино сделали свои первые стежки. За последующее столетие предприятию пришлось пережить не одну трансформацию. Сначала появилось смоленское объединение художественных промыслов, затем, фабрика художественной вышивки . В 1999 году фабрика была реорганизована в ЗАО «Смоленская вышивка», а в 2013 году ей присвоили имя Марии Клавдиевны Тенишевой . Это единственное в регионе предприятие, входящее в состав Ассоциации народно-художественных промыслов России

Слайд 7

В наши дни Людмила Грамажора из Смоленска занимается возрождением традиционных орнаментов Смоленской области в технике ручной набойки на ткани на основе изученных материалов, собранных профессором археологии Е.Н. Клетновой в Вяземском уезде. Сохранение ею орнамента народного творчества позволяет продолжать древние традиции смоленского края. Применявшаяся веками, но утраченная со временем техника нанесения рисунка на ткань в наши дни сохраняется преданными этому ремеслу людьми. Мастерица украшает набивным, похожим на вышивку рисунком декоративные салфетки, полотенца, скатерти и одежду.

Слайд 8

«Символика народных украс Смоленской губернии» Основу вышивки и ткачества составляет геометрический орнамент. Один из самых популярных традиционных символов: Ромб – обозначает красно солнышко Полоска – матушку-землю Крест – огонь. Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки – древний символ засеянного поля.

Слайд 9

Часто в Смоленской вышивке присутствуют крюковые знаки – свастика. Знак этот, опороченный фашистами, имеет очень древнее происхождение и относится к солнечной символике. Истинный знак изображается против часовой стрелки, к нему добавляются и другие знаки, вместе они приобретают новые символические значения.

Слайд 10

Примечателен и сам процесс переноса задуманного рисунка на полотно. Орнамент «накалывается» на кальку: рисунок прокалывают острой иглой по контуру, после чего на подложенной под бумагу кальке остается полупрозрачная заготовка. Следующий шаг – перенести наколотый рисунок на ткань. Для этого, как и много веков назад, на предприятии используется печная сажа. Размещенный поверх ткани рисунок на кальке обрабатывается смесью сажи и керосина. Пара минут - и аккуратный четкий рисунок уже красуется на ткани.

Слайд 11

С древнейших времен на Смоленской земле украшали вышивкой предметы одежды и быта. Основным тоном смоленской вышивки является красный, но его дополняют желтый цвет теплого янтарного оттенка, а также синий, порой черный или зеленый. Примечательны вышитые рукава рубах — порой узкие полоски вышитых и вытканных узоров покрывают рукав от плеча до запястья, и, хотя орнамент каждой полосы довольно прост, за счет большого количества полос и ритмичного чередования цветов создается впечатление яркости и богатства.

Слайд 13

Смоленская вышивка отличается ярко-жёлтым, огненным колоритом и встречается на поликах (плечо, оплечник рубашки) женских рубах, подзорах, концах полотенец, на нарядных фартуках, салфетках.

Слайд 14

Исконно смоленский геометрический орнамент вышивка «цветная перевить» Вышивка «цветная перевить» - особый вид вышивки, выполняемой цветными нитками. Вышивание «цветной перевитью » распространено в основном в Калужской, Рязанской, Смоленской и Тульской областях. Эта вышивка представляет большую художественную ценность. Отличается она гармоничностью узора, своеобразием растительного и геометрического орнамента и разнообразием приемов исполнения. Эта вышивка относится к ажурным счётным швам. Выполняется по сетке, т.е. по продёрнутому полотну в двух направлениях: по утку и по основе. Основа (1) и уток (2) Для образования сетки выдёргиваются две нити и оставляются три.

Слайд 15

Полученная сетка заполняется рисунком уже в пяльцах. В старинных изделиях чаще всего вышивка в два цвета: светлый фон, сплошь застилающий сетку, и вокруг прозрачная перевить, решётка, образующая чёткий яркий орнамент. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набиралась цветными нитками. Светлый фон, образуя свой орнаментальный узор, застилается по клеткам утки и основы разными способами: настилом, штопкой, диагональными рядами воздушных петель.

Слайд 16

Изделия, вышитые «цветной перевитью » , украшают и другими видами швов: «набором», «росписью», «гладью» и «крестиком ».

Слайд 17

Старинная вышивка «цветная перевить» выполненная на крестьянской одежде, была собрана Е.Н. Клетновой в конце XIX – начале XX веков в Вяземском уезде Смоленской губернии, и имела два цвета: светлый фон, застилающий сетку, а вокруг прозрачная перевить, образующая чёткий яркий орнамент, преимущественно в красных тонах.

Слайд 18

Традиции плетения и ткачества поясов на Смоленщине На Смоленщине с давних времен сложились определенные традиции плетения и ткачества поясов. Как правило, пояса традиционно украшали орнаментом из ромбов. Ромбы были с крючками, кругами, различными формами свастик. Пояс имел разное назначение: использовался не только в быту, обрядах или как оберег, но еще служил оборонительным средством в ближнем бою с врагом. По конструкции пояса разнообразны, представляются в виде шнурка, плетеной узорной тесьмы, тканой или вязаной полосы. Пояса изготавливались из льняной нити или цветных шерстяных ниток. Украшали их кистями, бахромой, помпонами. Также использовались традиционные для Смоленщины узоры – геометрические орнаменты . Орнамент Смоленского края, воспроизводимый в вышивках, носит характерное местное название « украсы ».

Слайд 19

Характерными особенностями « украс » является: 1 ) абсолютная «двуличность», т. е. не только известная чистота изнанки, но совершенная ее тождественность с лицом; 2) всякий узор составляется из отдельных самостоятельных «фигур», повторяемость, комбинация и симметрическое расположение и создает орнамент ;

Слайд 20

Гончарное искусство и глиняная игрушка. Гончарное дело является одним из традиционных ремесел на Смоленщине. Возникновение керамических промыслов ведет своё начало с IV века нашей эры. Глиняные изделия изготовляли на Руси повсюду, где находились залежи гончарных глин. Гончары ходили по деревням и сёлам, торговали посудой и свистульками. Глиняные поделки радовали слух, служили манками для дичи, были участниками обрядов, являлись оберегами от злых духов. История появления на Руси таких поделок уходит корнями в глубь веков. И сегодня народная игрушка является важным этническим элементом, памятником традиционной культуры русского народа. В ней гармонично соединяются элементы декоративно-прикладного, изобразительного и музыкального искусства.

Слайд 21

В наше время смоленская глиняная игрушка-свистулька активно развивается. Работают мастера, сохраняющие местные художественные традиции. Их знания и навыки передаются из поколения в поколение. Мастера-игрушечники земли Смоленской чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана. Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии В маленькой деревне Лукьяново , в восьми километрах юго-западнее Вязьмы, уже почти 20 лет живёт и трудится удивительная женщина – Надежда Михайловна Хисамова . Её знают, как одарённого педагога и человека, глубоко и прочно связанного со своей землей. И она на самом деле связана: маленькие комочки родной вяземской глины в её руках оживают, превращаясь в яркие, неповторимые игрушки, знаменитые уже далеко за пределами Вяземского района.

Слайд 22

Выставка прикладного искусства

Слайд 23

Мастерица загорелась идеей заново, «с нуля» создать особый вид глиняной игрушки, который мог бы стать новым брендом Вяземской земли, подобно вяземскому прянику. Для этого она использует в своей работе только особые сорта глины (красную и голубую), а узор, которым покрывается каждое готовой изделие, восходит к традиционной славянской тематике земледелия. Глиняная игрушка

Слайд 24

Руками мастерицы созданы народные куклы обереги. Среди них куклы-веснянки (дарятся с пожеланием красоты и молодости), купавки (делались на праздник Ивана Купалы, пускалась по воде), «мировое дерево» (дарилось молодожёнам на свадьбу), кукла на ложке (делается на деревянной ложке), кукла-травница (народный вариант ароматического саше), кукла- благополучница (в неё зашивали 5 копеек или 5 рублей), кукла- десятиручка (дарилась женщине с пожеланием, чтобы всё успеть сделать – и за детьми присмотреть, и за мужем, и на работе не оплошать). В руках у Надежды Михайловны Хисамовой кукла-оберег «коза» - символ богатства

Слайд 25

Куклы-оберег

Слайд 26

Талантливую жительницу деревеньки Лукьяново Вяземского района Надежду Михайловну Хисамову знают и ценят не только на Смоленщине, но и далеко за ее пределами. В свое время сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, увидев поделки мастерицы и ее учеников, благословил на творчество: «Благим делом занимаетесь!». Награждение Хисамова Н.М

Слайд 27

Смоленская древняя земля богата не только славной историей, но и своими древними промыслами. Изделия искусных ремесленников были широко известны далеко за пределами города, их продукцию охотно покупали заезжие купцы. Высокое качество изделий смоленских народных промыслов сохранилось и современными мастерами . Народные художественные промыслы в наше время развивает ТОО «Фабрика художественной вышивки». Старинный русский город Вязьма бережно хранит и развивает традиции русских народных промыслов. Кроме традиционной керамической посуды здесь можно приобрести изделия с искусной резьбой по дереву , вяземские игрушки-свистульки, изделия из лозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"...

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством"

Информационно-коммуникативные  технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, служат развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ф...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»Программное содержание:1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысла...

Особенности организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Особенности организации организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством...

2020 год. Семинар-практикум "Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством в ДОУ"

    19 марта 2020 года в МАДОУ № 33 прошел семинар-практикум на тему: "Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством в ДОУ". С докладом выступили воспитатели...