Особенности организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством
консультация

Шайхутдинова Гузель Магфуряновна

Особенности организации организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации организованной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным искусством

При организованной образовательной деятельности по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность ООД по декоративно-прикладному искусству в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Включая в педагогический процесс ООД по декоративно - прикладному искусству, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.

Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в трех возрастных группах (средняя, старшая, подготовительная). С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции.

В средней группе детского сада необходимо познакомить детей с народными игрушками: дымковскими, филимоновскими, богородскими. В старшей и подготовительной группах необходимо возвращаться к уже знакомому виду декоративно - прикладного искусства, изучать новые, сравнивая их с уже изученным материалом.

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.  Вся работа проводится в трех направлениях:

1.Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2.Обучение декоративному рисованию и лепке на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных промыслов.

3.Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей.  Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Например, знакомя детей с любым видом декоративно-прикладного искусства в старшей или подготовительной группах в I квартале планируется блок ООД. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.  На специально организованных ООД с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.

Сокращение числа ООД по декоративно – прикладному искусству компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

1.Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2.Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в образовательном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя ООД, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику места проведения непосредственно образовательной деятельности. Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на НОД в изостудии, или наоборот. Учитывая особенность темы, ООД могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

При ознакомлении работы с детьми на ООД по декоративно – прикладному искусству важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельно детей в выборе элементов росписи;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Все ООД проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер. Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения программы по декоративно – прикладному искусству, а самое главное – приобретают возможность неограниченного творчества.

На ООД между всеми видами декоративно – прикладной работе – рисованием, лепкой, аппликацией устанавливаются тесные связи. Обычно ООД проводятся по структуре, помогающей максимально выполнить все задачи.

I этап: В начале обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают образец народного творчества, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап: Познавательный.

1.Где раскрывается тема ООД в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация .

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании ООД проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале деятельности, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале ООД. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

 Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце ООД является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой ООД способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.                                                                                                             Таким образом, необходимыми условиями развития интереса к народному декоративно – прикладному искусству у детей является творческий подход к организации ООД и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

"Интеграция речевой и художественной творческой деятельности при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством"

Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений, и проходит с ним через всю жизнь....

Легенды и сказки по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Представлены легенды, сказки, мифы, стихи по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством: Хохлома, Городец, Гжель, Дымка, Жостово, русский народный костюм...

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»...

Презентация "Использование информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством"

Информационно-коммуникативные  технологии способствуют повышению качества образовательного процесса, служат развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ф...