Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»
статья

Токмакова Ольга Николаевна

Открытое занятие как средство развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»

Цель:

Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.

Задачи:
1.Продолжать закреплять знания детей об истории возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России, о народных промыслах .

2.Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора.
3. Продолжать учить расписывать силуэт дымковской игрушки.
4.Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами.

5.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материалы и оборудование: 

Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, атрибуты для народных танцев( шапки, платочки), аудиозаписи песен: “Ярмарка”, “Русская плясовая” , “Ивушки “,магнитофон, краски, палитры, силуэты дымковских игрушек для росписи, кисти, непроливайки, салфетки для рисования, угощения(сушки, конфеты, баранки)
Методические приемы.

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздаровываемся. (дети здоровываются)

В руках у воспитателя колокольчик ,воспитатель звенит в колокольчик приговаривает:

- Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй,

 Собрались ребята в круг, слева - друг и справа-друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.


Организационный момент:
 
Звучит музыка (Ярмарка)
– Ребята, послушайте какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка?
Дети:-Нет. Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу!
Хотите?(ответ детей) Ребята раньше на ярмарку ездили на лошадях и мы с вами сядем на лошадку и поедем на ярмарку.

Скачет, скачет конь полями,
Cкачет, скачет конь лесами.
Пыль летит из-под копыт –
Конь на ярмарку спешит.

Вот ребята мы и на ярмарке.


- Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда.
- Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке.

 Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская)
Правильно такая роспись называется –хохломская.

 А как мы ее можем узнать? (ответы детей). Да узнать   её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы помните откуда появилась хохломская посуда? (ответы детей)
Сказка про хохлому

 Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали:
- Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки?
А их спрашивали: - Откуда посуда?
Мастера отвечали:
- К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде. А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду.

- Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’, ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры)

Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки.

Ребята пойдемте посмотрим ,что еще есть на нашей ярмарке.
Дети подходят к следующему столу.
- Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка.
Здесь игрушки не простые,
А волшебно-расписные,

Пять кукол деревянных,

Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостях
Как скажите всех их звать?

 (Матрёшка) Правильно , ребята, это матрёшка.
- Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей). Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе) Давайте посчитаем сколько всего матрешек. А как же они прячутся друг в друге? (одна матрешка меньше другой)  Хотите узнать откуда появилась матрешка на Руси?

Дети, появилась матрёшка в России очень давно. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму. ( Демонстрация картинки с изображением Факуруму) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками. А мне известно. Что на нашей ярмарке матрёшки танцевать умеют. Правда? Ну , матрёшки, выходите! И для всех гостей спляшите!
Танец ,,Матрёшки “(музыкальное сопровождение ,,У матрёшки розовые щёчки ‘’)
- Ох, молодцы, матрёшки! Ох, красавицы!

 А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё.

 Дети подходят к  лотку, с тряпичными куклами.

-Встаньте рядышком друг другу, словно месяц ,- полукругом

-Раньше, ребята, не было красивых кукол и мамы своим деткам делали такие тряпичные куклы.

-Эта кукла «Крупеничка» («Зерновушка»), внутри её лежат зёрнышки. В старину после сбора урожая, зёрна засыпали в Крупеничку и хранили до весны. А когда начинался посев семян, доставали из неё зёрнышки и первыми засевали их.

-Кукла «Масленица»- это кукла, которую делали на праздник Масленицы.На седьмой день масленичной недели , в поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу с песнями. В народе говорили, что вместе с куклой «сгорали» все печали и горести.

Кукла «Сонюшка»- дети брали её с собой, когда ложились спать.

 Ну что идем дальше?
Дети проходят к следующему столу.
- Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, мы узнаем, если разгадаем загадку.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники , и ребетня,

Собачки, гусары и рыбы,
Отгадайте, что здесь, друзья!
Дети: - Дымковская игрушка. Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! А почему ее так называют ,кто помнит? (ответы детей)Да все верно называется она так, потому что придумали её в селе Дымково.
Все игрушки не простые,
А волшебно –расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.
- Какие элементы дымковского узора вы знаете? Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка. - Дети, посмотрите, на нашу ярмарку попали нерасписанные игрушки! Нужно срочно это исправить! Давайте вернемся в детский сад и исправим это. Садимся на коня поехали .

Но!- сказали мы лошадке

 И помчались без оглядки.

Вьётся грива на ветру.

Вот и дом. Лошадка, тпру!

Дети садятся за столы, на которых лежат силуэты дымковских коней и баранов, кисти, краски. Воспитатель напоминает детям технические приёмы рисования. Дети украшают силуэты элементами дымковской росписи. Звучит спокойная музыка.
Заключительная часть.
- Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера!

 Ребята вам понравилось наше путешествие ,( ответ детей) , а что больше всего понравилось? (ответы детей ) .
Наша ярмарка большая
И чего в ней только нет!
Не видать конца и края -
Море сушек и конфет!

Достает конфеты и угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

КОНСПЕКТ открытого занятия для родителей по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему: «В подарок маме дорогой – узор на ложке лухломской»

Данное занятие предусматривает решение следующих программных задач:1.     Продолжать знакомить детей с Луховицким народным промыслом.2.     Учить рассматривать ...

«Весенняя полянка» конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию в средней группе

                               «Весенняя полянка» Интеграция образовательных областей:«Познание» (формирование це...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Светофор-помощник" в средней группе.

Рассказать детям, когда появился светофор; оего назначении на проезжей части. дать объяснение профессии реулировщика. Познакомить с назначением дорожных знаков и их применение. Закрепить у детей прави...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе «Ярмарка»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна весело шагает» (средняя группа)2024

Цель:  Обобщение представлений детей о весне.ЗадачиОбразовательные:-уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, --расширить знания детей о весне; расширять и активизиро...