Региональный компонент занятие Рыболовство
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Арчагова Алена Валерьевна

Региональный компонент занятие Рыболовство для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie_rybolovstvo.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие.

Тема: Рыболовство.

Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера.

Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси-рыболовство.

Показать способы и приемы рыбной ловли, обычаи и обряды, связанные с этим видом деятельности.

Обогащать словарь: названия рыб –осетр, нельма, муксун, окунь, стерлядь. Развивать связную речь, добиваться полных ответов на поставленные вопросы, упражнять в составлении сложных предложений.

Развивать мелкую моторику руки, точность движений, аккуратность в работе с берестой: логическое мышление, образное мышление, упражнять в отгадывании и загадывании загадок.

Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера, желание создавать поделки своими руками.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей на прогулку к реке. Загадка о реке.

-Как называется наша река?

-Ребята, посмотрите, что это? (сети)

-Кого ловят сетями в реке? (рыбу)

-Какая рыба водится в реке Обь?

-А знаете ли вы, чем еще можно ловить рыбу? (удочкой).

Сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси.

Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой-ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. И ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

-Как вы думаете, почему они так поступали?

Правильно, потому что они заботились о том, чтобы всем хватило рыбы. И тем кто живет дальше по реке, и тем кто будет жить после них. Ведь ханты живут по правилу: «бери только столько – сколько можешь съесть». А потом эти народности придумали другое приспособление.

Посмотрите. Как бы вы назвали его? На что оно похоже? А называется оно запором. Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно на мелководье, где больше скопление рыб.

Еще ханты придумали и начали плести сети, которые изготовляли из крапивы. К сетям привязывали камень – грузило.

-Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку?  (на лодке)

-А лодка у них называется долбленкой. Знаете, почему? Правильно, потому что выдолблена из ствола кедра, она очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок.  Посмотрите, какие лодки изготовляли.

Рыболовством обычно занимаются мужчины. Но иногда с ними на рыбалку идут и женщины, которые помогают вынимать рыбу.

Послушайте, какие загадки ханты придумали:

«Под водой гремучий дом»

-Как вы думаете, что это такое?

-Это морда.

-А как бы вы придумали загадку о морде.

А вот еще загадка:

«У воды сто глаз, тысяча очей»

- Знаете что это? Это сеть.

-Придумайте вы загадку про сеть.

Подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Ребята, а хотите вы пойти на рыбалку?

Давайте мы изготовим фигуру рыбки из бересты, чтобы удача сопутствовала нам.

Процесс выполнения работы.

Сюжетная игра «Рыболовы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"

Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с использованием регионального компонента во второй младшей группе: "Здравствуй, северный олень!"

Програмное содержание:-Познакомить детей с северным оленем, проживающем на Крайнем Севере.-Учить различать и называть оленя-Находить, показыать и называть части тела оленя.-Формировать умение выделять...

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» с использованием регионального компонента во второй младшей группе. "Кормушка для птичек"

Основные задачи: ·        «Художественноетворчество»:  Закреплять умение работать с кистью и клеем. Продолжать учить работать коллективно. ·...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Региональный компонент - часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «Я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает...