Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цели:
Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте. Месторасположении его на карте .
Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).
Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, осинник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятие с учётом регионального компонента | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей и подготовительной группе детского сада " Тайга - богатство Сибири».
Цели:
- Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
- Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
- Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).
- Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, осинник.
Ход занятия
Слайд №1
- Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто может показать границу России? (Воспитатель помогает провести указкой вдоль границы России по карте.)
Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень, рек, озёр и лесов. Давайте найдём на карте наш город Усть –Кут. Мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы - (сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Что такое Родина? (Родная земля, дом, цветы, мама.)
Наш сибирский город – наша малая Родина, в котором мы родились и живём. Послушайте стихотворение «Ты прекрасен мой город» (читает ребенок):
Ты прекрасен, мой город,
Ты красива, Сибирь!
Здесь морозы и холод,
И туманная пыль.
Город наш окружают
Сплошные леса.
Осенью лес – золотая краса.
А зимою деревья
В белых шубах стоят.
Летом много грибов здесь
Груздей и опят.
Ягоды сладкие в лесу том растут
Небольшой городок наш
Зовётся Усть-Кут.
Наша Сибирская земля сказочно богата. Сколько здесь зверя ценного, рыбы невиданной и золота и камней самоцветных. В недрах земли имеются запасы железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, нефть и газа. Но есть еще одно богатство в Сибири. Отгадайте, какое? Вы сейчас догадаетесь, если отгадаете загадку.
Слайд №2
Загадка: Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет. Почему? ( Высказывание детей)
Лес, который тянется на многие километры, называют тайгой. Слово тайга означает «дремучий лес». Лес бывает разный.
Д/и « Назови лес»
Слайд №3
В лесу, где растут березы, называется – (Березняк).
Слайд №4
А как назовем лес, где растут ели? – (Ельник),
Слайд №5
Сосны? – (Сосняк).
Слайд №6
Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.)
Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения).
Прослушивание аудио записи «Звуки леса»
- «Тишина вокруг, спокойно, только чуть слышно потрескивают деревья, дятел постукивает по стволу, птица вспорхнула с ветки, белка скачет с ветки на ветку».
- Как вы себя чувствовали в лесу?
Послушайте загадку (читает ребенок):
"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)
Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.
Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.
Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.
Физкультминутка "Добрый лес":
Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.
Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)
О лесе люди придумали пословицы (читают дети):
"Лес - богатство и краса, береги свои леса!"
«Растенье — земли украшенье».
«Зелёный наряд радует взгляд».
«Рощи да леса — всему краю краса».
«Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади».
"Враг природы тот, кто леса не бережет".
Дидактическая игра "Найди половину".
Ребята, вам из леса лесной житель «Лесовичок» прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?
4. Чтение стихотворения:
В лесу
Словно сказочной книги страница
Лес открылся, листвою звеня.
Понимаю и зверя и птицу,
И они понимают меня.
Может быть, на тропинках звериных
В непроглядной лесной глубине
Вдруг избушка на ножках куриных
Неожиданно встретится мне.
Может, в этом краю, ненароком,
Избегая проезжих дорог,
Заблестит подрумяненным боком
Средь высокой травы колобок.
И нельзя мне в лесу заблудиться,
Хоть брожу от людей вдалеке.
Потому что и звери и птицы
На родном говорят языке.
Автор: В. Орлов
Итог занятия: Что нового вы сегодня узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".
В конспекте представлены задания, игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"...
Конспект занятия «Путешествие в мир театра» по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ (для подготовительной к школе группы)
Цель: Закрепить знания детей о разных видах театра, театральных профессиях, развивать память, воображение, речь, фантазию.Образовательные: ...
План - конспект занятия «Уход за комнатными растениями» по ознакомлению с окружающим миром для детей
План - конспект занятия«Уход за комнатными растениями» по ознакомлению с окружающим миромдля детей средней группы...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему «Что такое космос?»
Цель: Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.Ход:Ребята, отгадайте загадки:Чтобы ...
Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...