Горница - изба
план-конспект занятия (старшая группа)

Орлянская Татьяна

Занятие направленное на  формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornitsa-izba.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Горница- изба»

Воспитатель: Орлянской Т.А. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок» города Зеленокумска Советского района»

Цель: формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,«Речевое развитие»;

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представление о характерных особенностях русской избы, ее внутреннем убранстве.

Продолжать знакомить детей с бытом, культурой и традициями семьи.

Продолжать формировать навыки работы с пластилином, используя прием возвратно- поступательного движения ладоней рук.

Развивающие:

Развивать:

- мелкую моторику кисти рук, стимулируя речевые центры мозга; развивать логическое мышление,

- слуховое и зрительное восприятие, умение слушать и слышать.

Воспитательные:

Формировать интегративные качества:

- интерес к прошлому своего народа, его быту, духовной культуре;

- вызвать потребность в бытовом труде, чувство уважения к повседневным трудовым действиям, сопричастности к результатам коллективного труда;

- умение испытывать удовлетворение от результатов своего труда и труда сверстников.

- начальные навыки учебной деятельности - культуру речевого общения - отвечать внятно, не перебивая взрослого и сверстников, не выкрикивая;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в процессе совместной деятельности, вызвать положительные отклики на оказание помощи нуждающимся.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами : горница, изба, ухват, рушник, чугунок, ухват, сундук, очи, сарафан.

Оборудование:

Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда ) ;

Содержимое сундука: пословицы;

Красная лента для игры;

Материалы для работы с пластилином;

Аудиозапись;

Экран с презентацией.

Предварительная работа:

Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Закончи пословицу»;

Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;

Слушание русской народной музыки;

Чтение сказки «Гуси – лебеди», «По щучему велению», с последующей беседой о прочитанном ;

Рассматривание альбома «Русская изба»;

Словесная игра «Ленточка»;

Заучивание пословиц, поговорок;

Ход образовательной деятельности:

Групповая комната оформлена старинными предметами быта в стиле «Русская горница».

Дети заходят в группу с другим воспитателем, их встречает девушка в русском народном костюме!

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге - хозяйке радость.

Для них и место готово.

Красному гостю- красное место. Приглашаю вас, гости дорогие, в свою горницу!

(Кланяется до пояса). Дети не садятся.

Воспитатель: Ребята, на Руси люди приветствовали друг друга поклоном, кланяясь «в пояс».

Дети, давайте, и мы поприветствуем гостей поклоном. (Кланяются).

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель. А ребята, а как раньше на Руси знакомились?

Воспитанник: Как вас звать, красная девица (добрый молодец)?

Воспитатель. Ребята, представимся и мы. Для этого поиграем в игру. Кому лента в руки попадет – тот свое имя назовет ласково;

Словесная игра «Ленточка»

Воспитатель. А меня моя бабушка называет Настенька. Ребята, а как гостей встречали на Руси?

Воспитанник: Гостей встречали с угощеньем – пирогами, блинами, сушками, пряниками печатными, да чаем душистым.

Дети подходят к экрану.

1.(Слайд русской избы) Я очень рада гостям, в избе порядок навела пол подмела , дров наносила, печку затопила. 2.(Слайд горницы) Русская печь находится у входа в избе, она кормилица семьи.

3.(Звук «Печка») Пых! Я русская Печка! Я занимаю самое большое место в доме. Я самая главная и не даю замерзнуть, да голодными не оставлю вас. На печке можно даже спать. Отгадайте загадки, в каких сказках, меня можно встретить?

Воспитатель:

Игра «Угадай сказку»

Воспитатель: Сейчас мы и проверим. Посмотрите на экран 4.(Слайд с загадками)

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает о русской печке? (Дети рассказывают стихи)

Стихи о печке:

1. Воспитанник: Рады видеть вас у печки

Без неё и дом пустой

В ней и жарить, в ней и парить

И зимой с ней как весной.

В доме каждому нужна

Печки добрая спина.

2. Воспитанник: С русской печкой нам не грустно

А тепло всегда и вкусно.

Мы не спим на печи

Мы не сидим на печи

А едим из печи калачи.

3. Воспитанник: Ты бери ухват и горшок тащи

Где дрова горят – затомились щи.

Сварит, сжарит, испечёт –

В каждом доме ей почёт.

Воспитатель: Ребята, а что это такое?

Воспитанник: А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок. В нем готовили щи да кашу!

Воспитатель: Печь горячая, огонь пышит…Как вы думаете, как поставить туда чугунок?

Воспитанник: А ставили в печь горячую чугунок ухватом.

5. (Звуки шороха Кузи за печкой)

Воспитатель: Ой, ребята, кто там за печкой .

Воспитанник: А я знаю, что в старину верили, что за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых . И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой.

Воспитатель: У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

(#1057;лайд Кузя. Звучит голос Кузи )

- Ребята, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: поставьте, пожалуйста, заплатки на мои носки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.

Воспитатель: Ребята, поможем Кузе?

Д/и. «Подбери заплатку»

Хозяйка раздает детям по 2 носка, на столе выкладывает заплатки, дети должны к своим носкам подобрать нужную заплатку. Затем хозяйка спрашивает, почему дети подобрали именно эту заплатку?

Воспитатель: молодцы ребята, починили все носки Кузе. Отправим ему посылку с его носками, и еще подарим Кузе вот эти носки. ( Все складывает в посылку).

Воспитатель: А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем? Ой что- забыла совсем все слова… Надо подумать. Присаживайтесь.(Садятся).Я буду называть слова, и говорить что они означают. Если правильно назову, вы похлопаете в ладоши, если нет- потопаете ножками.

Словесная игра «Старинное словечко»

(Словарь: изба – дом , горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза). Воспитатель подбирает неправильные синонимы к словам…

7.(Слайд с русской народной мелодией).

Воспитатель: Ой, ребята, куда это нас зовет музыка? А зовет она нас поиграть в старинную русскую игру «Ручеек». Вот и мы с вами сейчас поиграем в эту игру.

Подвижная игра «Ручеек»

Участники разделяются на пары и встают в две колонны на расстоянии друг от друга, соединяют попарно высоко поднятые руки, образуя тоннель.

При игре с водящим (водой), он входит в образовавшийся коридор сзади и выбирает себе пару из числа участников, взяв игрока за руку, и встает со своей парой в начало «ручейка». Освободившийся игрок становится водящим и тоже идет в конец коридора, где процесс повторяется. Если участников игры много, то водящих может быть несколько.

При игре без водящего (количество игроком четное) пары постоянны. В этом случае последняя пара в колонне входит в тоннель и не отпуская рук проходит через него, становясь в начало «ручейка» и т.д.

В игре нет победителей и проигравших, играют в нее, пока не надоест.

Ребята, вставайте парами, а я буду водить.

После игры.

Воспитатель: (Достаю сундук). У меня в руках сундучек волшебный. В нем хранятся пословицы про дом и семью, которые дошли до наших дней. А вы знаете такие пословицы? (Да) Сейчас проверим.

Словесная игра «Пословицы»

Не дом хозяина красит,….. а хозяин дом.

В гостях хорошо, ……а дома лучше.

Всякий дом …..хозяином держится.

Не красна изба углами,…… а красна пирогами.

Без труда не выловишь……. и рыбку из пруда.

Кто живет трудом,……. то в почете большом!

Делу время –….. потехе – час!

8.(Слайд с голосом Кузи): Ребята, это снова я, Кузя! Вы мне так помогли, спасибо Вам! Теперь мне будет очень тепло зимой в носочках. Хотел отблагодарить вас и угостить чаем с пирогами. Вот только тесто поставил, но пироги испечь не успел. Поможете мне?

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Пальчиковая игра «Пироги»

Воспитатель: Давайте немного разомнем ручки

Замесила бабушка

Ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи

Свеженькие пироги!

Птичке-невеличке,

Зайчику, лисичке,

Кошке и матрешке!

Всем дала понемножку!

Лепка «Пироги»

Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и пироги лепить начнем. Скатаем шарики и ладошкой прижмем! А косичками украсим наш пирог!

Готовые работы выкладываются на поднос.

Воспитатель: Готовые пироги выкладывайте на противень и в печку! В нем солнышко, да водичка, да медок, да ржаная мучичка. Да любви частичка, да доброе пожелание-слово – вот и готово! (ставит на печку)

А печка –то ведь у меня не простая, а волшебная! А чтобы пироги наши испеклись быстрее, скажем волшебные слова! Раз, два, три - печка пеки!(3 раза).

Воспитатель достает из-за печки печенье, похожее на пироги.

Воспитатель: А вот и наши пироги поспели!

Стих про самовар

Воспитанник: На столе самовар стоит,

И на вас глядит

Самовар то не простой.

Самовар то расписной,

Гостинцы берите, да к самовару подходите.

А теперь мы предлагаем наши гостям вкусные пряники да сушки. Угощайтесь люди добрые! И мы чайку попьем!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наше путешествие в старину?

А где мы побывали с вами?

Что нового вы узнали?

Что больше вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

"В деревенской избе, в светлой горнице".

Здравствуйте, гости дорогие! Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.Проходите, да присаживайтесь.              ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».

Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....

Макет "Русская изба - горница"

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...