"В деревенской избе, в светлой горнице".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости в дом пришли,
радость хозяйке принесли.
Проходите, да присаживайтесь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_derevenskoy_izbe.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 7 «Ярославна» города Рубцовска Алтайского края
Конспект ОД: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная группа.
Подготовила:
Полторацкая Наталья Николаевна
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема: «В деревенской избе, в светлой горнице».
Цель: Создание условий способствующие воспитанию у детей интереса и уважения к традициям русского народа.
Задачи:
Способствовать расширению знаний детей об обычаях и обрядах русского народа.
Помочь в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни.
Развивать разговорную речь детей, учить пользоваться малыми формами фольклора (пословицы, загадки, заклички, считалки).
Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности через исполнение фольклорных песенок, частушек, разыгрывание сюжетов, хороводов, игр.
Развивать зрительное восприятие.
Воспитывать духовно – нравственную культуру детей, повышать всестороннее развитие личности.
Методы и приёмы:
Словесные: загадывание загадок, пословицы, частушки, заклички, стихотворения, поговорки, рассказ воспитателя, ситуативный разговор, художественное слово.
Наглядные: горница оформлена в русском народном стиле, рассматривание слайдов, организация выставки, использование аудиовизуальной техники, показ,
Практические: слайдовая презентация, показ предметов декоративно-прикладного искусства, физкультминутка, конструирование, музыкальное сопровождение, проектно-исследовательская деятельность, игровые, ХОРОВОД «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА», ОРКЕСТР народных инструментов, сценка «Румяные пироги», ИГРА «ЗАРЯ – ЗАРНИЦА»
Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ.
Обогащение словаря:
Изба, горница, завалинка, ключи, кликать, кадушка, коромысло, кренделя, куличи.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Знакомство детей с народными традициями и детским фольклором (пословицами, поговорками, загадками, считалками, закличками).
На музыкальных занятиях – прослушивание русской народной музыки, обучение игры на музыкальных инструментах, танцевальных движений. Разучивание русских народных игр, хороводов.
На занятиях по изобразительной деятельности – знакомство с народными промыслами России.
Взаимодействие с логопедом (разучивание и четкое проговаривание считалок, пословиц, поговорок).
Ход мероприятия.
Хозяйка: (встречает гостей в горнице)
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.
Проходите, да присаживайтесь.
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Дети: Утро доброе, хозяйка!
Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы, да красны девицы!
Ребенок: Позвольте в горницу войти.
2 –й ребенок: В горницу войти, да на лавочки присесть.
Дети поют: Горница новая, горница новая
Полна горница людей, полна горница людей.
Все гости хороши, все гости хороши.
А хозяйка лучше всех, а хозяйка лучше всех.
Глазками поводит, глазками поводит, улыбается…
Хозяйка: Как говорится, милости просим в нашу горницу.
Всем чем богаты, тем вам и рады.
Проходите, да садитесь на лавочки.
Хозяйка: Я рада, что вы вновь пришли ко мне в горницу.
А может и еще к нам кто-то придет?
Бабушка (входит с корзиной):
Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!
Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуй, бабушка!
Мы очень рады видеть тебя в нашей горнице.
Бабушка: Я бабушка – рассказушка, к вам в гости пришла и много интересного принесла.
Хозяюшка: А что же такого интересного ты нам принесла?
Бабушка: Я весною на завалинке
А зимою в горнице посиживаю.
Сяду, на народ всегда гляжу.
Все всегда запоминаю,
И в копилку собираю.
Это моя корзинка – копилка.
Сяду рядышком на лавке.
Вместе с вами посижу.
Ребенок: Да возьмите и вы пошумите,
Хороводы заведите,
В игры поиграйте,
Загадки разгадайте.
Бабушка: Отгадайте мою загадку:
Заря – зарница, красна – девица
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной, с сохой,
С бороной, с ключевой водой.
Хозяйка: А мы хоровод заведем,
Вот и отгадка будет.
ХОРОВОД «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА»
Ой, бежит ручьем вода
Нет ни снега, нет ни льда
Ой, вода, ой, вода
Нет ни снега, нет ни льда – 2 раза.
Прилетели журавли
И соловушки малы
Журавли, журавли
И соловушки малы – 2 раза.
Мы весняночку поём
Весну красную зовём
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём – 2 раза.
Бабушка: Молодцы ребята, отгадали мою загадку.
Только как говорят: Делу время – а потехе час.
Бабушка: Что – то не видно солнышко, давайте все вместе дружно попросим:
Солнышко покажись,
Красное снарядись,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
Сядь к нам на пенек,
Посвети весь денек.
Глядите, теплее стало
Солнышко из-за тучки выглянуло.
Птички звонко запели,
Бабушка: А в моей корзинке – копилке,
Есть пословицы, поговорки.
Хозяйка: Бабушка, а наши дети, тоже знают пословицы и поговорки.
(Ответы детей).
Землю красит солнце, а человека – труд.
Что солнышко в небе, то мама в дому.
При солнышке тепло, при матери добро.
Без дела жить, только небо коптить.
Маленькое дело – лучше большого безделья.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Где песня поется, там весело живется.
Бабушка: Вот и пополнилась моя корзиночка – копилочка. Я помню, как раньше певали в избах. Красота! Очень я песни, да музыку люблю. А уж, как музыканты заиграют, так душа запоет…
Ребенок: А в нашем оркестре всего понемножку,
Звенит треугольник, запели гармошки,
Звонко играют, бубны, да ложки.
ОРКЕСТР народных инструментов исполняет русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Бабушка (хвалит детей)
Ребенок: Частушки спеть мы вам хотим,
Потешим и повеселим,
Поют задорно наши малыши,
Смейтесь гости от души.
Хозяйка: Послушайте частушки – переклички
Мальчики: Девочки – беляночки
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Ребенок: Вы послушайте девчата,
Нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется
В бане парится медведь».
Ребенок: А я умница, я разумница.
Про это знает вся наша улица.
Мой друг Ермошка, да я немножко.
Ребенок: Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка, в тарантас,
Повезу свою подружку,
Всем сегодня напоказ.
Ребенок: Ох, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я ни топочу,
Все равно, плясать хочу.
Бабушка: Позабавили вы меня ребята. Частушками пополнили мою корзиночку – копилочку. А сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки живут в горнице.
Кто приходит и уходит, все ее за ручку водят.
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.
В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет.
Бабушка: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. В моей корзинке есть для вас интересная игра «Заря – зарница»
Шалуны – балуны, выбегайте во дворы, становитесь все играть, воеводу выбирать.
Ребенок: Воевода из народа
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец.
ИГРА «ЗАРЯ – ЗАРНИЦА»
Заря – зарница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые,
- раз, два – не воронь, а беги как огонь.
Бабушка: Молодцы, ребята!
Повеселили вы меня сегодня!
Да и корзиночка – копилочка пополнилась.
А сейчас, я вас угощу кренделями, пирожками, да блинами…
Сценка «Румяный пирог».
Ребенок – тесто: Уползу я из кадушки и не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой с творогом.
Бабушка: Не беги! Я испеку оладушки, бублики.
Пирожком ты будешь с начинкой ягодной.
Ребенок - тесто: Мне в кадушке мало места,
Мне в кадушке стало тесно.
В печку лезть не интересно.
Хозяйка: Да и не расстраивайся бабушка,
Никуда тесто не денется. Подойдет,
Да и вернется. Давайте его позовем.
Тесто, тесто к нам вернись
В пирог румяный превратись.
Ребенок - тесто: Ой, замерзло! Ты меня не трогай!
Подожди немножко,
Буду я начинкой
С ягодой малинкой.
Буду кулебякой и коврижкой с маком.
Бабушка приглашает детей делать пирожки (имитируя движения раскатывания теста), ставят в печь.
Печка, печка, жарче грей
Пироги будут вкусней.
Хозяйка: А пока пекутся пироги, мы гостям загадаем загадки.
Кто входит в окно и не ломает его.
Каким гребешком никто не причесывается.
Морщинистый Тит всю деревню веселит.
К маме речкой я бегу и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился весной.
Без рук, без ног, а на гору ползет.
Хозяйка: Вот и загадки все отгадали…
Бабушка: А теперь воздавая традициям русским хвалу
Приглашаю всех вас к праздничному столу.
Выпить чай из самовара.
С пирогами, с кренделями,
И конечно с куличами.
Хозяйка: Спасибо бабушка!
Всем людям добрым
Желаем добра, золота и серебра.
Все: Доброго вам здоровья, гости дорогие.
Бабушка: До свидания, ребята.
А мне пора идти дальше.
Хозяйка: Досвидания, бабушка
Мы будем ждать тебя в гости к нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В деревенской избе в светлой горенке..."
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа....
Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...
В деревенской избе, в светлой горенке"
Знакомство детей с обычаями гостеприимства на Кубани, даётся сведения о жизни казаков. Знакомство с народным фольклором Кубани....
Посиделки в деревенской избе
Сценарий фольклорного мероприятия для старшей и подготовительной к школе групп....
НОД в старшей группе по ФЦКМ "В деревенской избе, светлой горенке"
Конспект занятия для знакомства с предметами стариныяяяя. а также равития творчества дошкольников (знакомство детей с соленым тестом)...
Конспект "В деревенской избе, светлой горенке"
Конспект "В деревенской избе, светлой горенке"...