"День черкесского костюма"
методическая разработка (старшая группа)

Мижаева Мира Аминовна

Цель:

  1. Познакомить детей с национальной одеждой. Научить детей видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты.
  2. Расширять знания детей о народно-прикладном искусстве КЧР.
  3. Приобщать детей к истокам народного творчества КЧР.
  1. Учить правильно, называть элементы росписи КЧР - рога тура, бараньи рога, солнце, река и др.

Развивающие задачи:

Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук. Расширять кругозор, любознательность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к кабардинским народным традициям, любовь к своему народу, бережное отношение к национальной одежде, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Оборудование:

Карандаши цветные,Макет.

Предварительная работа:

  • Беседы о КРЧ, о традициях и обычаях народов КЧР.
  • Заучивание стихотворений о КЧР.
  • Рассматривание иллюстраций, различных изделий, посуды народно-прикладного искусства.
  • Знакомство с элементами росписи КЧР.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка». 

Ребенок:

У меня возник вопрос

 И теперь в проект он перерос

В чем же раньше ходили?

Что же прабабушки, прадедушки носили?

Воспитатель:

В книгах я ответ искала

Очень много их перелистала

Я спросила у друзей

Отправили в городской музей

Там ответ найдешь про все на свете:

  • В чем раньше ходили?
  • Как наши предки жили?

- Ребята, а вы хотите узнать какую одежду носили наши предки?

Дети: Да

Воспитатель: Для этого мы с вами  рассмотрим картины.

А прежде чем рассмотреть картинки  послушайте пословицы .

-Где нет уважения, там нет и счастья

-Если ценишь старших, сам будешь ценим

-Нельзя перебивать старших

-Нельзя старшим переходить дорогу

-Уи псалъэ гъэIэф1и,

Уи нэмыс гъэбыдэ.

-Лэжьыгъэм  уегъэлъапIэ,

Щхьэхынагъэм уегъэпуд

 

Воспитатель: Ребята, у нас мини музей. Приглашаю вас совершить со мной увлекательную экскурсию.

Доходят до картины, на которой изображена гора Эльбрус. Воспитатель просит ребенка прочитать стихотворение о горе Эльбрус:

 

Ребенок:

Заснула ночь под буркой черной

И в изголовье у нее

Ты, Эльбрус, словно нареченный

Стоишь, влюбленный в сон ее

Уже тропинки можно спутать

В ущельях мгла густа, крепка

И ветер, чтобы высь укутать

С полей срывает облака.

 

Воспитатель:

Ребята, у нас в группе есть мастерская, мы с вами туда отправимся и будем тоже рисовать. Давайте с вами пройдем в мастерскую.

(Дети садятся за столы)

Вы, наверное, немного устали, предлагаю вам немного отдохнуть.

 

Физминутка

 

 

-Мы портные мастера (поочередно поглаживают руки снизу- вверх)

-Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху- вниз и присесть).

-Сложностей мы не боимся (повороты головы в стороны сидя)

-Нарядим, украсим в раз (подпрыгнуть и показать большие пальцы).

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за картины? Что на них изображено?

 

Дети: Черкесска, женское платье- «Фашэ»

Динур

 

Воспитатель: Ребята! А кто мне назовет части одежды :

 

Черкеска

Адыгэ Фашэ

Шапка

Нагрудник

Рубашка

           Нарукавник

Штаны

Шапка

Пояс

Шаль

Кинжал

Обувь

Обувь

 

 

Воспитатель:

А чего не хватает на этих картинах?

 

Дети: Орнаментов, украшений.

 

Воспитатель: Вот мы и поможем отреставрировать эти картины.

Дети самостоятельно рисуют

Воспитатель: Молодцы ребята! А работать мы будем под красивую национальную музыку.

 

Национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения.

Итоги работы

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые национальные костюмы у нас получились.

- Сегодня мы с вами совершили интересную экскурсию. Вам понравилось? А что именно вам больше всего понравилось?

Дети: отвечают

Воспитатель: Нам пора возвращаться.

Заходят дети в национальных костюмах

 

Девочка:

 

Пщащэу диIэр цIыху пэрытыу

Ижь – ижьыжкIэрэ къокIуэкIыр

Хабзэ дахэм и щыхъэту,

Ята псалъэр ягъэпэжыр

ЦIыху хыхьамэ нэмысыфIэщ

Къэбгъуэтынкъым нэхъ щIыкIафIэ

Я IэбэкIэр гугъэзагъэщ

Ди лъэпкъ дыщэм я бын дыгъэщ.

 

После прочтения стихов дети дарят национальные сладости.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День черкесского флага" (Адыгэ ныпым и махуэм)

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура,история, традиции и обычаи, свою символику.Черкесы имеют свой флаг. И мы знакомим детей с историей созданией черкесского флага....

Сценарий развлечения "День черкесского флага"

Каждый год 25 апреля все адыги на земле отмечают день черкесского флага. И наше дошкольное учреждение не осталось в стороне. воспитанники средней группы "Чебурашки" провели развлечение посвя...

День Черкесского флага

Была проведена беседа с детьми о Черкесском флаге, чтение стихов, апликация Черкессого флага коллективная работа....

Проект «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников к народам разных национальностей России - День черкесского костюма»

Цель проекта: Формирование представлений у детей о национальном черкесском костюме посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....