Проект "Я здесь живу, и край мне этот дорог"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта:осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям,воспитание любви и привязанности к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_zde_zhivu_i_kray_mne_etot_dorog.docx | 253.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт
«Быдсяма челядьӧс 8 № - а видзанiн» школаӧдз велӧдан Выльгорт сиктса муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение
Тема проекта
Составители:
воспитатели специальной
группы компенсирующей
направленности для детей
с ТНР (подготовительная)
Вологжанина Л.В.
Титова С.В.
Выльгорт 2023
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо её знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не всегда замечает красоты родного края. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, а ведь она основана из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, Республики, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого, к далекому.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. А любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, Республике, у него проявляются в чувстве восхищения достопримечательностями, предметами народно- прикладного творчества, природой, людьми того места, где они живут. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях, первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы, ее богатствам. Ребенку необходимо соприкоснуться и увидеть всю красоту, неповторимость своей малой родины, Республики.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает нас личный опыт и опыт работы других педагогов.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Исходя из актуальности проблемы был разработан проект «Я здесь живу, и край мне этот дорог», который и реализует комплексный подход к развитию ребенка, затрагивает все образовательные области. Осуществляет патриотическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности.
Паспорт проекта.
Вид: Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2023-2024 уч.год.
Участники проекта: дети подготовительной группы специализирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, родители.
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
1.Образовательные:
- Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края и своей малой родины.
- Накапливать знания о туристических местах и достопримечательностях Республики Коми и своей малой Родины.
2. Развивающие:
- Развивать бережное отношение к селу и его природе, к
достопримечательностям и культурным ценностям;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
3. Воспитательные:
-Патриотическое направление:
* Воспитывать чувство патриотизма, гордости, любви к малой родине.
-Духовно-нравственное направление:
* Воспитывать уважение к традиционным ценностям, ценностям семьи и общества.
- Социальное направление:
* Воспитывать дружелюбие, коллективизм, уважение к обычаям и традициям своей Родины.
- Познавательное направление:
* Воспитывать любознательность, интерес, стремление узнавать что-то новое о своей Родине.
-Физическое и оздоровительное направление:
*Воспитывать навыки и привычки здорового образа жизни юных туристов-краеведов. Способствовать оздоровлению детей средствами природных факторов и физических упражнений.
-Трудовое направление:
*Воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
-Эстетическое направление:
*Воспитывать у дошкольников чувство прекрасного, умение замечать и восхищаться красотами родного края.
Задачи для педагогов:
1. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников.
2. Взаимодействовать с организациями по профилю и специалистами.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края
• Наиболее важные места и достопримечательности родного края и Сыктывдинского района.
• Символику села и республики.
• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества родного края.
Продукт проектной деятельности:
-Альбом, изготовленный совместно с родителями «Я здесь живу, и край мне этот дорог. Моя малая родина»
- Альбом «Экскурсии по достопримечательностям Сыктывдина».
-Конспекты по теме проекта.
Перспективный план работы:
Формы работы с детьми:
- занятия;
- презентации;
- календарные праздники;
- экскурсии;
- пополнение развивающей среды;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- выставки детско-родительских работ;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
Этапы работы над проектом
1-Подготовительный
Сентябрь
-Изучение методической литературы по теме проекта.
- Познакомить родителей с темой и задачами проекта.
-Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребёнка» (проведено 10-16.09)
-Размещение в уголке для родителей информации по теме «Воспитание любви к родному краю в семье и детском саду»
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с темой проекта.
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в группе соответствии с перспективным планом,
- совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- совместные мероприятия со специалистами детского сада и других организаций.
- экскурсии по селу, (возможно по району).
- пополнение развивающей среды,
- выставки детско-родительских работ.
Месяц | Работа с детьми | Отчёт о выполнении | Работа с родителями | Отчёт о выполнении |
октябрь | - Беседа «Моя страна-Россия» -Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. - чтение стихов о Родине - прослушивание песен («Наша родина сильна», «Росиночка-Россия») - закрашивание изображения герба России - Посещение Детской библиотеки им. С.В. Маршака на познавательный час «Достопримечательности Республики Коми» | 23.10 30.10 30.10 31.10 | Фотовыставка «Золотая осень в родном селе» Папка-передвижка «Семья-малая родина» | 20.10 25.10 |
ноябрь | Презентация «Моя Республика Коми» Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн Коми Республики. -Чтение стихов на Коми и на русском языке о Республике Коми -Беседа «Красная книга Республики Коми» | 06.11 02.11 17.11 22.11 | Папка-передвижка «Люби и знай свой Коми край», Экскурсия в этнопарк с. Ыб Мероприятие с мамами ко Дню матери – «Как мамы были маленькими» | 23.11 26.11 28.11 |
декабрь | Беседа «Достопримечательности и экскурсионные места нашего района» Посещение музея Сыктывдинского района (программа «Откроем бабушкин сундук»). | 15.12 04.12 | Посещение детской библиотеки им.С.Михалкова «Виртуальное путешествие «По родному Коми Краю» | 10.12 |
январь | Рассказ-беседа «Традиции нашей Республики» | 22.01 | Экскурсия в экопарк «Лозымская пуща» | 14.01 |
февраль | Рассказ-беседа «Как возникло наше село» Виртуальная экскурсия «село моё - Раньше и теперь» | 19.01 | Интеллектуальная интерактивная игра «Люби и знай свой Коми край» | 01.02 |
март | «Чем богат наш край (заказники и заповедники)- презентации. Квест-игра «Родина моя-Россия» | 04.03 20.03 | Экскурсия по экотропе «Ордым» | 17.03 |
Апрель | Беседа «Как сделать наше село краше» 1. Целевые прогулки по улицам села. 2. Составление творческих рассказов «Каким я вижу свое село». | 20.04 | Посещение Национального Музея РК Субботник по уборке улиц села | 21.04 27.04 |
май | Беседа «Защитники Коми Земли» -Парад Победы Экскурсия к памятнику воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенном на территории села. | «Весна Победы»(Бессмертный полк), инсценирование военной песни |
III этап. Подведение итогов реализации проекта (май)
-презентация и фотовыставка проекта «Я здесь живу, и край мне этот дорог»
- конспекты занятий и бесед по теме проекта.
- пополнение уголка родного края в группе.
Выводы по проекту.
В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой родине.
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили,
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Чтобы вызвать интерес к родному городу, селу необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял бы яркие впечатления. Это могут быть образы природы, интересные места, традиции, труд близких людей. Полученные знания о малой родине будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю.
Ещё надо сказать о том, что в нашем проекте мы сакцентировали внимание на работу с семьёй. Потому что, первые уроки патриотизма дети получают в семье.
В начале учебного года мы провели анкетирование родителей из которого мы узнали, что они одобряют наш проект, что краеведение надо вводить с детского сада, дети должны знать историю и культуру своего села, своей малой родины. Что краеведение воспитывает чувство любви к родине, чувство патриотизма. А также родители ответили, что им самим интересно узнать больше о нашем родном селе, районе, республике.
В своём проекте мы использовали не только традиционные формы работы с детьми -занятия, беседы, презентации. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы построили свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному селу и его ближайшим интересным окрестностям.
В рамках проектной деятельности мы с детьми посетили районный музей истории и культуры, работники музея всегда приготовили программу, интересную детям. Ребята узнали много интересного из истории и жизни села.
Также мы активно сотрудничаем с нашей детской библиотекой. Сотрудники библиотеки всегда готовят для ребят познавательные мероприятия по краеведению, знакомят с литературой, из которой можно узнать про наш район, про нашу республику.
Недавно мы побывали в доме народных ремёсел «Зарань», где посетили необычную выставку экспонатов сделанных руками детей и взрослых, занимающихся в Доме ремёсел. А так же сотрудники провели для ребят мастер-классы.
Гуляя по родному селу мы разговаривали про достопримечательности, про исторические здания, рассматривали памятные доски на зданиях, памятники, обелиски.
Как было ранее сказано-наши родители-активные участники проекта и в выходные дни мы путешествовали по туристическим местам нашего района.
В первую очередь, конечно, это гордость нашего села- олимпийский комплекс международного значения им. Раисы Петровны Сметаниной. На котором мы побывали уже не в первый раз. На территории комплекса в 2017 году была открыта этноэкотропа «Ордым», которая находится на территории заказника «Важъёлью». Комплексный заказник «Важъёлью» учреждён в 1993 с целью сохранения и воспроизведения диких животных, мест обитания редких растений, занесённых в Красную книгу РК. А основное назначение этноэкологической тропы – воспитание культуры поведения людей в природе, экологическое просвещение населения, знакомство с этносом народа коми, с его историей и бытом в непосредственной связи с природой в естественных условиях.
Ещё нашим экскурсионным объектом конечно был финно-угорский этнопарк в селе Ыб. Ребята там увидели настоящего хозяина леса-лося, увидели коми избу, быт коми народа, побывали в доме охотника Йиркапа, лесной охотничьей избушке. Экскурсии сопровождались интересными рассказами сотрудников этнопарка, сказками, преданьями, легендами коми народа. Затем на мастер-классе ребята с родителями сделали своими руками куклу «Зарань». Конечно, всё увиденное и услышанное мы, по традиции, обсудили за совместным чаепитием.
В феврале мы побывали в Лозымской пуще. Мы с ребятами там увидели настоящих белоснежных северных оленей, покормили их ягелем, познакомились с породой охотничьих борзых собак. Побывали в лесной избушке бабы Ёмы, в которой тоже собраны интересные предметы старины, покатались на лесном снегоходе, посетили источник Николая Чудотворца. Такие лесные прогулки у нас тоже не проходят просто так, экскурсии дали возможность в естественной обстановке познакомить ребят с природными объектами и явлениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. В ходе прогулок и экскурсий мы знакомим дошкольников с правилами поведения и бережного отношение к природе нашего края. Учим ребят замечать и видеть красоту родного края в любое время года.
Также в один из выходных дней сотрудники детской библиотеки пригласили нашу группу и провели очень познавательную виртуальную экскурсию по городам и достопримечательностям Республики Коми, на которой не только дети, но и взрослые узнали много интересного. В конце мероприятия на мастер-классе ребята с родителями сделали поделку-магнит-лыжи с палками.
Ещё одним из направлений нашего проекта является знакомство с республикой Коми через знакомство с малой родиной наших родителей. В ноябре, в рамках празднования Дня Матери мы провели мероприятие для детей и педагогов «Как мамы были маленькими». Наши мамы пришли и рассказали о своём детстве и о своей малой родине. Попова Полина Алексеевна-уроженка с.Выльгорт провела виртуальную экскурсию по улицам и достопримечательностям Выльгорта. Ребята узнавали как раньше выглядели известные места и здания Выльгорта. Маркова Любовь Андреевна рассказала о своём родном селе Керес и Корткеросском районе. Мы её не зря пригласили, потому что Корткеросский район известен и ежегодными состязаниями кузнецов «Кӧрт Айка» и ежегодными соревнованиями на лямпах и лызях. Ещё Любовь Андреевна научила ребят играть в коми народные игры своего детства. Виктория Викторовна Харламова рассказала о своей малой родине с. Часово. Село хоть и не большое, но его уроженцам есть чем гордиться. Уроженец села Геннадий Юшков автор почти 150 песен, в том числе песни «Марьямоль». Также Виктория Викторовна провела с ребятами и педагогами мастер-класс по изготовлению игрушки из своего детства-лошадки из лыкового мочала. В группе мы создаём альбом для ребят, который называется «Малая родина наших предков», где собираем информацию о родителях, бабушках, дедушках, об их малой родине, достопримечательностях, известных уроженцах и интересных фактах этих мест.
Совсем недавно ещё мы провели интерактивную интеллектуальную игру для детей и родителей «Люби и знай свой Коми край», на которой как раз было много вопросов из истории и культуры нашей республики, которые мы узнавали во время экскурсий.
В апреле мы посетили с детьми Национальный музей г.Сыктывкара. Экскурсоводы нас познакомили с выставкой «Мастер Года». Ребята узнали кто такие мастера, увидели творчество и изделия мастеров Республики Коми. Сотрудники музея в увлекательной и интересной форме познакомили ребят с произведениями декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, отражающие национальный компонент нашей Республики Коми. В рамках выставки также проходит акция "Всё начинается с семьи", приуроченная к объявленному в России Году семьи. Изделия мастеров отражают традиционные семейные ценности. Ребятам и их родителям выставка очень понравилась.
Обобщая проведённую работу хочется сказать, что постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлечённым интересным делом преобразования села, нашего родного района, который интересен своей историей, культурой и самобытностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я здесь живу»
Беседа, где я живу....
ННОД по патриотическому воспитанию. «Я здесь живу, здесь Родина моя».
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем....
Сценарий экскурсии "Мы здесь живём и край нам этот дорог!"
Сценарий экскурсии...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы«Я здесь живу, здесь Родина моя!»
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на прот...
Я здесь живу и край мне этот дорог
Педагогический проект по патриотическому воспитанию...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию «Я здесь живу, здесь Родина моя!»
Цель: пробудить интерес детей к родному городу.Задачи:Обучающие:формировать знания детей об истории возникновения родного города, о людях, населявших город, их быте, занятиях; расширять представления ...
Развивающая игра " Живой и неживой мир.Что здесь живое?"
Инреактивная играРазвивающая игра " Живой и неживой мир. Что здесь живое?" МБДОУ "ДСОВ №24",г.Усинска? воспитатель: Долганова Елена ЕвгеньевнаСлайд 2Из двух картинок выбери ту, кот...