Проект "Я здесь живу, и край мне этот дорог"
проект (подготовительная группа)

Цель проекта:осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и  края, местным достопримечательностям,воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_zde_zhivu_i_kray_mne_etot_dorog.docx253.79 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт

«Быдсяма челядьӧс 8 № - а видзанiн» школаӧдз велӧдан Выльгорт сиктса муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение

Тема проекта

Составители:

 воспитатели специальной

 группы компенсирующей

направленности для детей

с ТНР (подготовительная)

Вологжанина Л.В.

Титова С.В.

Выльгорт 2023

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта

Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо её знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не всегда замечает красоты родного края. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, своей малой родине, а ведь она основана из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, Республики, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого, к далекому.

         Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. А любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

    Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу, городу, Республике, у него проявляются в чувстве восхищения достопримечательностями, предметами народно- прикладного творчества, природой, людьми того места, где они живут. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях, первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы, ее богатствам. Ребенку необходимо соприкоснуться и увидеть всю красоту, неповторимость своей малой родины, Республики.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает нас личный опыт и опыт работы других педагогов.

         Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

       Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.  Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

     Исходя из актуальности проблемы был разработан проект «Я здесь живу, и край мне этот дорог», который и реализует комплексный подход к развитию ребенка, затрагивает все образовательные области. Осуществляет патриотическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности.

Паспорт проекта.

Вид: Познавательно-творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2023-2024 уч.год.

Участники проекта: дети подготовительной группы специализирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, родители.

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1.Образовательные:

- Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края и своей малой родины.

- Накапливать знания о туристических местах  и достопримечательностях Республики Коми и своей малой Родины.

2.  Развивающие:

- Развивать бережное отношение к селу и его природе, к

достопримечательностям и культурным ценностям;

-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

3. Воспитательные:

-Патриотическое направление:

* Воспитывать чувство патриотизма, гордости, любви к малой родине.

-Духовно-нравственное направление:

* Воспитывать уважение к традиционным ценностям, ценностям семьи и общества.

- Социальное направление:

* Воспитывать дружелюбие, коллективизм, уважение к обычаям и традициям своей Родины.

- Познавательное направление:

* Воспитывать любознательность, интерес, стремление узнавать что-то новое о своей Родине.

-Физическое и оздоровительное направление:

*Воспитывать навыки и привычки здорового образа жизни юных туристов-краеведов. Способствовать оздоровлению детей средствами природных факторов и физических упражнений.

-Трудовое направление:

*Воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

-Эстетическое направление:

*Воспитывать у дошкольников чувство прекрасного, умение замечать и восхищаться красотами родного края.

Задачи для педагогов:

1. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников.

2. Взаимодействовать с организациями по профилю и специалистами.

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края

• Наиболее важные места и достопримечательности родного края и Сыктывдинского района.
• Символику села и республики.
• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества родного края.

Продукт проектной деятельности:

-Альбом, изготовленный совместно с родителями «Я здесь живу, и край мне этот дорог. Моя малая родина»

- Альбом «Экскурсии по достопримечательностям Сыктывдина».

-Конспекты по теме проекта.

Перспективный план работы:

Формы работы с детьми:

  • занятия;
  • презентации;
  • календарные праздники;
  • экскурсии;
  • пополнение развивающей среды;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • выставки детско-родительских работ;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).

Этапы работы над проектом

1-Подготовительный

Сентябрь

  -Изучение методической литературы по теме проекта.

  - Познакомить родителей с темой и задачами проекта.

  -Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребёнка» (проведено 10-16.09)

  -Размещение в уголке для родителей информации по теме «Воспитание любви к родному краю в семье и детском саду»

 - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с темой проекта.


II этап
 - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в группе соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия со специалистами детского сада и других организаций.
  4. экскурсии по селу, (возможно по району).
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детско-родительских работ.

Месяц

Работа с детьми

Отчёт о выполнении

Работа с родителями

Отчёт о выполнении

октябрь

- Беседа «Моя страна-Россия»

-Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России.

- чтение стихов о Родине

- прослушивание песен («Наша родина сильна», «Росиночка-Россия»)   - закрашивание изображения герба России

- Посещение Детской библиотеки им. С.В. Маршака на познавательный час «Достопримечательности Республики Коми»

23.10

30.10

30.10

31.10

Фотовыставка «Золотая осень в родном селе»

Папка-передвижка «Семья-малая родина»

20.10

25.10

ноябрь

Презентация «Моя Республика Коми»

Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн Коми Республики.

-Чтение стихов на Коми и на русском языке о Республике Коми

-Беседа «Красная книга Республики Коми»

06.11

02.11

17.11

22.11

Папка-передвижка «Люби и знай свой Коми край»,

Экскурсия  в этнопарк с. Ыб

Мероприятие с мамами ко Дню матери – «Как мамы были маленькими»

23.11

26.11

28.11

декабрь

Беседа «Достопримечательности и экскурсионные места нашего района»

Посещение музея Сыктывдинского района (программа «Откроем бабушкин сундук»).

15.12

04.12

Посещение детской библиотеки им.С.Михалкова «Виртуальное путешествие «По родному Коми Краю»

10.12

январь

Рассказ-беседа «Традиции нашей Республики»

22.01

Экскурсия в экопарк «Лозымская пуща»

14.01

февраль

Рассказ-беседа «Как возникло наше село»

Виртуальная экскурсия

 «село моё - Раньше и теперь» 

19.01

Интеллектуальная интерактивная игра «Люби и знай свой Коми край»

01.02

март

«Чем богат наш край (заказники и заповедники)- презентации.

Квест-игра «Родина моя-Россия»

04.03

20.03

Экскурсия по экотропе «Ордым»

17.03

Апрель

Беседа «Как сделать наше село краше»

1.  Целевые прогулки по улицам села.

2.  Составление творческих рассказов «Каким я вижу свое село».

20.04

Посещение Национального Музея РК

Субботник по уборке улиц села

21.04

27.04

май

Беседа «Защитники Коми Земли»

-Парад Победы

Экскурсия к памятнику воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенном на  территории села.

«Весна Победы»(Бессмертный полк), инсценирование военной песни

III этап. Подведение итогов реализации проекта (май)

 

-презентация и фотовыставка проекта «Я здесь живу, и край мне этот дорог»

- конспекты занятий и бесед по теме проекта.

- пополнение уголка родного края в группе.

Выводы по проекту.

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой родине. 

  Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили,

    Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования.  Чтобы вызвать интерес к родному городу, селу необходим подбор  материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял бы яркие впечатления. Это могут быть образы природы, интересные места, традиции, труд близких людей. Полученные знания о малой родине будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю.

     Ещё надо сказать о том, что в нашем проекте мы сакцентировали внимание на работу с семьёй. Потому что, первые уроки патриотизма дети получают в семье.

      В начале учебного года мы провели анкетирование родителей из которого мы узнали, что они одобряют наш проект, что краеведение надо вводить с детского сада,  дети должны знать историю и культуру своего села, своей малой родины. Что краеведение воспитывает чувство любви к родине, чувство патриотизма. А также родители ответили, что  им самим интересно узнать больше о нашем родном селе, районе, республике.

     В своём проекте мы использовали не только традиционные формы работы с детьми -занятия, беседы, презентации. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы построили свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному селу и его ближайшим интересным окрестностям. 

      В рамках проектной деятельности мы с детьми посетили районный музей истории и культуры, работники музея всегда приготовили программу, интересную детям. Ребята  узнали много интересного из истории и жизни села.

     Также мы активно сотрудничаем с нашей детской библиотекой. Сотрудники библиотеки всегда готовят для ребят познавательные мероприятия по краеведению, знакомят с литературой,  из которой можно узнать про наш район, про нашу республику.

       Недавно мы побывали в доме народных ремёсел «Зарань», где посетили необычную выставку экспонатов сделанных руками детей и взрослых, занимающихся в Доме ремёсел. А так же сотрудники провели для ребят мастер-классы.

  Гуляя по родному селу мы разговаривали про достопримечательности, про исторические здания, рассматривали памятные доски на зданиях, памятники, обелиски.

   Как было ранее сказано-наши родители-активные участники проекта и в выходные дни мы путешествовали по туристическим местам нашего района.

       В первую очередь, конечно,  это гордость нашего села- олимпийский комплекс международного значения им. Раисы Петровны Сметаниной. На котором мы побывали уже не в первый раз.  На территории комплекса в 2017 году была открыта этноэкотропа «Ордым», которая находится на территории заказника «Важъёлью». Комплексный заказник «Важъёлью» учреждён в 1993  с целью сохранения и воспроизведения диких животных, мест обитания редких растений, занесённых в Красную книгу РК. А основное назначение этноэкологической тропы – воспитание культуры поведения людей в природе, экологическое просвещение населения, знакомство с этносом народа коми, с его историей и бытом в непосредственной связи с природой в естественных условиях.

      Ещё нашим экскурсионным объектом конечно был финно-угорский этнопарк в селе Ыб. Ребята там увидели настоящего хозяина леса-лося, увидели коми избу, быт коми народа, побывали в доме охотника Йиркапа, лесной охотничьей избушке. Экскурсии сопровождались интересными рассказами сотрудников этнопарка, сказками, преданьями, легендами коми народа. Затем на мастер-классе ребята с родителями сделали своими руками куклу «Зарань». Конечно, всё увиденное и услышанное мы, по традиции, обсудили за совместным чаепитием.

В феврале мы побывали в Лозымской пуще. Мы с ребятами там увидели настоящих белоснежных северных оленей, покормили их ягелем, познакомились с породой охотничьих борзых собак. Побывали в лесной избушке бабы Ёмы, в которой тоже собраны интересные предметы старины, покатались на лесном снегоходе, посетили источник Николая Чудотворца. Такие лесные прогулки у нас тоже не проходят просто так, экскурсии дали возможность в естественной обстановке познакомить ребят с природными объектами и явлениями,  с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. В ходе прогулок и экскурсий мы знакомим дошкольников с правилами поведения и бережного отношение к природе нашего края. Учим ребят замечать и видеть красоту родного края в любое время года.

Также в один из выходных дней сотрудники детской библиотеки пригласили нашу группу и провели очень познавательную виртуальную экскурсию по городам и достопримечательностям Республики Коми, на которой не только дети, но и взрослые узнали много интересного. В конце мероприятия на мастер-классе ребята с родителями сделали поделку-магнит-лыжи с палками.

Ещё одним из направлений нашего проекта является знакомство с республикой Коми через знакомство с малой родиной наших родителей. В ноябре, в рамках празднования Дня Матери мы провели мероприятие для детей и педагогов «Как мамы были маленькими». Наши мамы пришли и рассказали о своём детстве и о своей малой родине. Попова Полина Алексеевна-уроженка с.Выльгорт провела виртуальную экскурсию по улицам и достопримечательностям Выльгорта. Ребята узнавали как раньше выглядели известные места и здания Выльгорта. Маркова Любовь Андреевна рассказала о своём родном селе Керес и Корткеросском районе. Мы её не зря пригласили, потому что Корткеросский район известен и ежегодными состязаниями кузнецов «Кӧрт Айка» и ежегодными соревнованиями на лямпах и лызях. Ещё Любовь Андреевна научила  ребят играть в коми народные игры своего детства. Виктория Викторовна Харламова рассказала о своей малой родине с. Часово. Село хоть и не большое, но его уроженцам есть чем гордиться. Уроженец села Геннадий Юшков автор почти 150 песен, в том числе песни «Марьямоль». Также Виктория Викторовна провела с ребятами и педагогами мастер-класс по изготовлению игрушки из своего детства-лошадки из лыкового мочала. В группе мы создаём альбом для ребят, который называется «Малая родина наших предков», где собираем информацию  о родителях, бабушках, дедушках, об их малой родине, достопримечательностях, известных уроженцах и интересных фактах этих мест.

    Совсем недавно ещё мы провели интерактивную интеллектуальную игру для детей и родителей «Люби и знай свой Коми край», на которой  как раз было много вопросов из истории и культуры нашей республики, которые мы узнавали во время экскурсий.

   В апреле мы посетили с детьми Национальный музей г.Сыктывкара. Экскурсоводы нас познакомили с выставкой «Мастер Года». Ребята узнали кто такие мастера, увидели творчество и изделия мастеров Республики Коми. Сотрудники музея в увлекательной и интересной форме познакомили ребят с произведениями декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, отражающие национальный компонент нашей Республики Коми. В рамках выставки также проходит акция "Всё начинается с семьи", приуроченная к объявленному в России Году семьи. Изделия мастеров отражают традиционные семейные ценности. Ребятам и их родителям выставка очень понравилась.

Обобщая проведённую работу хочется сказать, что постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлечённым интересным делом преобразования села, нашего родного района, который интересен своей историей, культурой и самобытностью.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я здесь живу»

Беседа, где я живу....

ННОД по патриотическому воспитанию. «Я здесь живу, здесь Родина моя».

Цель: Закрепить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы«Я здесь живу, здесь Родина моя!»

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на прот...

Я здесь живу и край мне этот дорог

Педагогический проект по патриотическому воспитанию...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию «Я здесь живу, здесь Родина моя!»

Цель: пробудить интерес детей к родному городу.Задачи:Обучающие:формировать знания детей об истории возникновения родного города, о людях, населявших город, их быте, занятиях; расширять представления ...

Развивающая игра " Живой и неживой мир.Что здесь живое?"

Инреактивная играРазвивающая игра " Живой и неживой мир. Что здесь живое?" МБДОУ "ДСОВ №24",г.Усинска? воспитатель: Долганова Елена ЕвгеньевнаСлайд 2Из двух картинок выбери ту, кот...