Я здесь живу и край мне этот дорог
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_zdes_rastu_i_kray_mne_etot_dorog.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Чебурашка»
Познавательный проект
Я здесь расту и край мне этот дорог!
Для детей подготовительной группы
Подготовили:
Морозова Г.А - воспитатель
Кокорина О.К. - учитель – логопед
Логопедическая группа
2017 год
Актуальность
Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём
И берёзки у дороги,
По которой мы идём
Что мы родиной зовём
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
В.Степанов
Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с национальным и региональным культурным наследием и историей родного края, формирование у детей необходимых знаний , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Проблема: В старшей и подготовительной к школе группе проводились беседы о родном посёлке, о традициях, культуре и быте народов Архангельской губернии. Было выявлено следующее: дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном посёлке, об особенностях культуры, традиций и быта.
Цель:
Формирование знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на основе его культурных, исторических и природных особенностей.
Задачи:
- Подобрать темы, материалы и формы для работы с детьми и родителямив ходе реализации проекта.
- Составить план реализации проекта и разработать мероприятия в соответствии с ним.
- Ознакомить детей с родным поселком, его достопримечательностями, традициями, со старинными предметами быта, северным народным костюмом, каргопольской глиняной игрушкой и литературным наследием писателей севера (Писахов С. Г., Шергин Б.Ф, Абромов Ф.А.)
- Развивать художественный вкус и творческие способности в процессе изобразительной деятельности детей.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому и посёлку, где он родился.
- Подготовка презентации проекта для представления его на педагогическом совете
Ожидаемый результат реализации программы:
Наличие у детей знаний об истории посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название посёлка, района.
- Знать природу и богатства родного края.
- Иметь представление о символике посёлка.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа населившего посёлок.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
6–7 лет.
- Знать краткие сведения об истории посёлка и района.
- Знать природу и богатство родного края.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг своей области и своего посёлка.
- Иметь представление о родном крае (обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.); о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов, сказочников и художников.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Вид проекта: Познавательный, творческий.
Участники: Дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Сроки реализации: в течение года (подготовительная группа)
Перечень основных мероприятий:
- подбор исторической литературы,
- подбор произведений северных писателей,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
- дидактические игры,
- выставки книг, рисунков, поделок
- разработка методических материалов родителям и педагогам.
Педагогические принципы:
- регионализации;
- непрерывности;
- доступности;
- научности;
- целостности;
- системности;
- преемственности;
- культурообразности;
- стимулирования детской деятельности.
Критерии оценки эффективности проекта:
- количество привлеченных участников в мероприятиях проекта;
- количество и качество проведенных мероприятий;
- разнообразие форм и методов, используемых при реализации проекта;
- соответствие поставленных целей и задач полученным результатам реализации проекта
Содержание проекта
Этапы реализации
Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);
– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Основной этап:
- ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед;
− рассмотрение картинок и беседы по их содержанию;
− работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
− проведение занятий;
− проведение мероприятий;
− изобразительная деятельность с детьми на народную тематику;
− создание и презентация.
Заключительный этап:
- анализ результатов проекта.
План работы
Дата | Содержание | Форма работы | участники |
Подготовительный этап | |||
30/01- 3/02 | – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); - подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, фотографий; презентаций и фильмов, организация развивающей среды в группе. | Сбор и анализ информации | Воспитатель Учитель- логопед |
Основной этап | |||
6/02 | Территория и символы Архангельской области, Плесецкого района | Просмотр презентации | Воспитатель, дети |
8/02 | Плесецк – моя малая родина (название улиц, ТЦ, магазины, административные здания и т.д.) | Рассматривание фотографий, беседа. | Воспитатель, учитель- логопед, дети. |
9/02 | Моя малая родина, край лесов, родников и озёр. (Малые карелы, Кенозерский национальный парк и т. д.) | Презентация с видами природы Плесецкого района | Воспитатель, учитель – логопед, дети. |
10/02 | Семь чудес Архангельской обл. | Просмотр фильма «Достопримеча-тельности Арх. области.» | Воспитатель и дети. |
с 13/02 по 28/02 | Создание иллюстрированного фотоальбома «Из глубины веков» (быт и традиции) | Подбор материала и составление альбома. | Родители и воспитатели |
15/02 | Русская изба история и традиции. Дорогой поморов. | Просмотр фильма и презентации. | Воспитатель, дети. |
Быт русской избы Архангельской губернии. | Экскурсия в краеведческий музей. | Сотрудник библиотеки, воспитатель, дети | |
с 27/02 по 10/03 | Методическое пособие для воспитателей и родителей «Народный костюм Архангельской губернии» | Подбор материала и составление альбома. | Воспитатель |
1/03 | Презентация для детей «Народный костюм Архангельской губернии» | Обработка материала, составление альбома. | Родители и воспитатель |
2/03 | Раскрашивание народных костюмов Архангельской губернии. | Раскрашивание раскрасок | Воспитатель, дети |
в течении марта | Куклы в русском народном костюме. | Пошив костюма | Воспитатель |
9/03 | Знакомство с каргопольской игрушкой. | Беседа | Воспитатель, дети |
9/03 | Составление узоров из элементов росписи каргопольской глиняной игрушки при раскрашивании картинок с игрушками. | Изобразительная деятельность | Воспитатель, дети |
13/03 | Литературная встреча с произведениями Писахова С. Г. «Северный чародей» - биография | Чтение сказок Просмотр презентации | Воспитатель, дети |
14/03 | Мультфильмы по произведениям Писахоа С.Г. | Просмотр мультфильма | Воспитатель, дети |
15/03 | Литературная встреча с произведениями Шергина Б.В. | Чтение сказок | Воспитатель, дети |
15/03 | Мультфильм «Волшебное кольцо» | Просмотр мультфильма | Воспитатель, дети |
22/03 | Литературная встреча с произведениями Абрамова А. Ф. Биография. | Чтение рассказов Просмотр презентации | Воспитатель, дети |
В течение марта | Фотоальбом «Родительский дом, начало начал» | Составление альбома. | Воспитатель, учитель-логопед, родители, дети |
31/03 | Выставка фотографий «Народный костюм Архангельской губернии» | Оформление выставки | Воспитатель |
7/04 | Родительский дом, начало начал (представление детьми отчего дома) | Творческая гостиная | Воспитатель, учитель-логопед, дети |
10/04 | «Сказки бабушки Ульяны» презентация книги о мастерице каргопольской игрушки. | Консультация для родителей | Воспитатель, учитель – логопед, родители |
Литература:
1. «Каргопольская глиняная игрушка» Дурасов Г.П. Издательство: Л.: Художник РСФСР Год: 1986 Cтраниц: 251
2.Парциальная образовательная программа «Детство с родным посёлком»
3. «Архангельские былины и исторические песни» А.Д.Григорьев
4. «Русские поморы» Ануфриев В. В. М, 2008, с. 82
5. « Русский Север» Булатов В. Н. М, Гаудеамус, 2006,-570с
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ННОД по патриотическому воспитанию. «Я здесь живу, здесь Родина моя».
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем....
Сценарий экскурсии "Мы здесь живём и край нам этот дорог!"
Сценарий экскурсии...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы«Я здесь живу, здесь Родина моя!»
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на прот...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию «Я здесь живу, здесь Родина моя!»
Цель: пробудить интерес детей к родному городу.Задачи:Обучающие:формировать знания детей об истории возникновения родного города, о людях, населявших город, их быте, занятиях; расширять представления ...
Проект "Я здесь живу, и край мне этот дорог"
Цель проекта:осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям,воспитан...
Презентация по проекту "Я здесь живу, и край мне этот дорог"
Отчет по проекту "Я здесь живу, и край мне этот дорог"...
Презентация к проекту в подготовительной группе №10 «Я здесь живу, и край мне этот дорог»
laquo;Я здесь живу, и край мне этот дорог»...