Проект на тему: " Экологический дизайн как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Представляю инновационный проект по экологическому воспитанию  для детей среднего возраста.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

Пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы,

В которых воплощается Родина. В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_2023_g_ekologicheskiy_dizayn.docx216.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

«Экологический дизайн как средство развития

творческих способностей детей дошкольного возраста»

Творческий проект

 с детьми средней группы № 3

долгосрочный

Срок реализации: 1 год

C:\temp\Rar$DIa0.463\20211215_131805.jpg     

                                           

Составитель проекта:

         воспитатель:

         Гордеева Л.А.

                       

Саранск, 2023

                                                     

                                                   Пусть ребенок чувствует красоту и

                                                        восторгается ею, пусть в его сердце и

                                                          памяти навсегда сохраняются образы,

                                                  в  которых воплощается Родина»

В. А. Сухомлинский.

Тема экологии как нельзя актуальна в наше время, очень важно научить ребенка бережному отношению к окружающему миру, уметь создавать прекрасное из того, что кажется уже не нужным мусором. И быть может выражение «на мой век хватит, а потом хоть потоп» по отношению к природе, навсегда исчезнет из обращения.

Актуальность проекта

Экологическое воспитание дошкольников является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и  прекрасен,  и все его великолепие нужно донести до ребенка. Ребенку нужно с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Заставлять детей задумываться, над своими действиями и поступками

Под экологическим воспитанием подразумевают непосредственный контакт ребенка с объектами природы , «живое» общение с природой, животными, наблюдения за природой, практическая деятельность по уходу за растениями и животными, осмысление увиденного.

Огромную роль играет практическая деятельность и занятия по экологическому воспитанию в учебном процессе детского сада. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет педагогический эффект. Работа по экологическому воспитанию на сегодняшний день является очень актуальной.

Данный проект определяет цели, задачи направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Вид проекта: групповой, долгосрочный, познавательно-информационный.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Дизайн – вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека, художественное конструирование предметов.

Дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое.

Экологический дизайн:

– конструирование из подручных материалов;

– изучение форм и конструкций природы;

– создание «второй природы» (рукотворных вещей);

– изобразительная грамотность;

– детальное изучение природных форм, выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (карандаш, фломастеры, тушь-перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами);

– материаловедение:

-приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д.; 

-способы соединения бумаги: с помощью клея, степлера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.;

– проектирование –  знание закономерностей формообразования в природной и искусственной среде, умение видеть целое из отдельных частей.

Цели проекта:

  • Формирование начал экологической культуры дошкольников.
  • Привитие дошкольникам любви ко всему окружающему.
  • Создание условий для развития познавательных способностей детей.
  • Изучение детьми живой и неживой природы.
  • Расширение кругозора детей.
  • Понимание необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

Задачи:

  • Формировать экологические представления и основы экологического воспитания.
  • Развивать экологическое сознание, мышление и эмоциональную отзывчивость на восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать нормы поведения в природе и бережное отношение к ней.
  • Дать понятия детям о том, что природа – наш общий дом и для растений, и для животных, и для человека.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

Педагогические принципы:

  • систематичность
  • наглядность
  • доступность
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • создание благоприятной среды

Методы и средства:

  • Беседы с детьми
  • Прогулки, экскурсии
  • Сбор доступного, подручного материала
  • Создание поделок из собранного материала
  • Подведение итогов совместной работы

Ожидаемые результаты:

  • Осознанное правильное отношение детей к природе.
  • Развитие познавательной активности детей
  • Развитие у детей устойчивого интереса к представителям живого мира.
  • Интеллектуально-личностное развитие детей.
  • Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных в дикой природе.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

- Определение проблемы, цели и задач проекта, подбор материала.

- Разработка наблюдений за живой и неживой природой, конспектов целевых прогулок, подборка художественной литературы.

-Поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме: загадки, поговорки, стихотворения.

-Рассматривание картин, иллюстрации в книгах.

-Прослушивание аудиозаписей «Звуки природы», «Голоса птиц», «Звуки издаваемые животными дикими и домашними»

-Наблюдения за живой и неживой природой.

-Нахождение и установление эффективных связей с родителями.

2.Основной этап (перспективный план работы)

Дата

Мероприятия

Содержание

Октябрь

Занятие

 «Путешествие в осень»

Повышать интерес к существенным признакам и  многоцветию осени. Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, развивать умения проявлять свой эмоциональный всплеск в  практическом  применение через выполнение заданий разными художественно прикладными материалами. Воспитывать  желание направленное на создание детских эстетически выразительных дизайнерских работ.

Ноябрь

Занятие

«Маленькие дизайнеры одежды»

-Обогащать представления дошкольников о людях создающих одежду.

- Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания рисунка, развивать творческое воображение, фантазию.

-Формировать чувство уверенности в себе и самовыражения.

-Вызывать у детей чувство радости от красиво выполненных изображений.

-Расширить и  активизировать  словарный запас: дизайнер, модельер, ткань.

-Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту.

-Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания. 

-Воспитывать уважение к людям творческих профессий.

Декабрь

Акция

«Зимняя красавица»

(выставка елок из

 бросового

материала)

-Формировать познавательно- исследовательский интерес детей и желание сделать интересную и оригинальную елочку своими руками из подручного материала.

-Привлечь внимание детей,  к проблеме охраны лесов, особенно в новогодние дни.                                                                                                                             - Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний. воспитывать бережное отношение к природе.

Январь

Квест - игра «Эколята – друзья и защитники природы»

-Способствовать формированию у детей нового  экологического мышления, способность  осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде,  умение жить в гармонии с природой.

-Развивать у детей интерес к творчеству в  создании эстетических дизайнерских работ по изготовлению образов сказочных героев «Эколят».  

-Воспитание у дошкольников  экологической культуры и  природолюбия,  

Февраль

Дидактическая игра

«Чьи следы»

- Формировать  знания о жизни в дикой природе.

- Расширить речевые способности, пополнить словарный запас.

-Развить у детей умение распознавать  и  различать животных по отпечаткам лап.

-Развить память, внимание, способность творчески и логически мыслить.
- Воспитать любознательное и заботливое отношение к природе.
 

Март

Методическая разработка

Создание

альбома

 «Экологические стихи и сказки»

- Расширять и развивать экологические знания и умения детей через экологические стихи и сказки.

-Посредством экологических  сказок прививать детям экологическую культуру поведения.

- Воспитывать интерес к миру сказочной экологии, его героям: говорящим оленям и тиграм, птицам и насекомым, рыбам и цветам, деревьям и морям, и совершенствовать  знания о том, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи.

Апрель

Итоговая

презентация

«Экологический дизайн как средство развития

творческих способностей детей дошкольного возраста»

- Отразить опыт работы по воспитанию здорового, физически развитого ребенка, умеющего ощущать всю прелесть природы, жить с ней в гармонии.

- Подтвердить  фотоматериалом и, показать методы и формы организации  воспитательно - образовательного  процесса  у  дошкольников по  теме проекта в условиях детского сада.

-Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей

3. Заключительный этап

- Создание методической разработки «Экологические стихи и сказки»

- Подведение итогов реализации проекта.

-Анкетирование родителей и опрос детей.

- Презентация проекта.

Использованная литература:

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

 2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная   технология экологического образования дошкольников // Дошкольная  педагогика. - 2006. – 27с.

 3. Горькова, Л. Г. сценарии занятий по экологическому воспитанию  дошкольников  (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 150с.

4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. -

5.Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.

6. Николаева С.Н.«Любовь к природе воспитываем с детства, М., Мозаика – Синтез, 2004.

7. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.

 «


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Ребенок не любит рисовать?  Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

Опыт работы "Детский дизайн, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста""

laquo;Детский дизайн как средство развития творческих способностейдошкольников» «Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»Выготс...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляю...

Проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть п...

Образовательный проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» с детьми 6-7 лет

Срок проекта: долгосрочный (2024-2025 гг.)Вид проекта: практико-ориентируемыйУчастники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у во...