Мастер-класс: открытое занятие в старшей группе детей «Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки». (Дифференциация звуков С- З)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карпова Наталья Владимировна

Цель занятия:

  • Автоматизация  звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой)  и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
  • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
  • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить  сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
  • Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
  • Совершенствование связной речи детей,  умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение  умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Ознакомление  детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
  • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Уточнение словаря по теме «Сказочные герои».
  • Работа над  интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом.
  • Воспитание интереса к играм  со звуками и словами.
  • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx994.46 КБ

Предварительный просмотр:

www.logoped.ru

Мастер-класс: открытое  занятие

в старшей группе детей
«Звуки С – З. Свистелочки и Звенелочки».

(Дифференциация звуков С- З)

Цель занятия:

  • Автоматизация  звуков [с] и [з] в словах, фразах, предложениях, мини-стихотворениях, чистоговорках. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

  • Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой)  и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
  • Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
  • Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить  сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
  • Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
  • Совершенствование связной речи детей,  умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение  умения отвечать на вопросы полным предложением.
  • Ознакомление  детей со зрительным образом букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
  • Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Уточнение словаря по теме «Сказочные герои».
  • Работа над  интонационной выразительностью речи, темпом и ритмом. 
  • Воспитание интереса к играм  со звуками и словами.
  • Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: 

Зеркала, звуковые символы - звукоподражания, фольга, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, игрушка солнышко, игрушка обезьяна, светофорчики с символами С и З, снежинки на сугробах, карточки с артикуляционными упражнениями, медальоны с символами  «свисток» и «звоночек», буклет для пальчиковой гимнастики «Рога», картинки для физ.минутки, буклет -  массаж лица «Солнышко», картинки слов со звуками С и З, картинки с чистоговорками, картинки со скороговорками, 3 сундука и З корзины (с обозначением  количества слогов) , картинки на слова-паронимы, картинки и буклеты про буквы С и З.

Ход занятия

1. Организационный момент 

Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со  звуками подружимся!

Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(дети встают в круг и называют свои имена)

Скажите, с какого звука начинается слово – солнце? (С)

А на какой планете мы живём? (Земля) А что мы видим на небе ночью – рассыпался горох на тысячи дорог? (Звёзды) – С какого звука начинаются  эти слова? – (З)

2. Сообщение темы занятия 

Сегодня познакомимся  и подружимся со звуками, которые вы выделили из слов – звуки С,  3.

Предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда «свистелочки» -

у них на медальках символ – «свисток», сидящие справа – «звенелочки»  -

 у них на медальках символ «звоночек».

свисток 2                                              звенелочки                                             

А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания «Выбери сказочных героев».

Перед вами 2 наборных полотна – на синее мы будем ставить все картинки со звуком С, а на зелёное – со звуком З. Вот картинки сказочных героев, в именах  которых  есть звуки нашего занятия. Давайте  назовём их и выберем, кто из них со звуком  С, а кто из них со звуком З.

(С – три поросёнка, Солдатик. Василиса, Лиса, Сова, Кот в сапогах, Слонёнок, Снегурочка, Свинка;

З – Незнайка, Разбойник, Обезьянка, Золушка, Змей Горыныч.)

Герои выставляются на 2 наборных полотна.

Они предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать  и произносить звуки С, З.

3. Психогимнастика и массаж лица: 
Логопед: 
«Сегодня,  1 декабря вступила в свои права зима. Давайте изобразим движениями: На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте покажем, как мы лепим снежки /имитация движений/. Поиграли, попрыгали, отогрелись, расслабились».

         Солнышко предлагает вам с ним сделать массаж лица и разогреть мышцы:

«Солнышко»    (с использованием зеркала – поставили зеркала в рабочее положение)

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик  

(движения по лбу от середины к вискам)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи

(плавные зигзагообразные движения оп лбу)

Лучик нежно согревает

Щёчки, щёчки, щёчки

 (потирают щёчки)

Солнышко  на носик ставит

Точки, точки, точки

 (постукивают пальцем по носу и щёчкам)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это.

(спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)

4. А теперь подготовим наш язычок к произнесению звуков – сделаем гимнастику  для губ и язычка,  сопровождая показом движений кистей рук:

-улыбка, заборчик,

-хоботок, - бублик

- чередование улыбка – бублик;

- лопатка;

-горочка,

-язык-силач (поднимаем руки (штангу)– вдох, опускаем - выдох ;

-орешки;

-часики;

-качели;  

-лодочка.                                           (убрали зеркала на край стола)

5. Упражнение на сильного выдоха и развитие мелкой моторики: 

Снег, снег кружится, белая вся улица…

Выпал пушистый снег - сдуем снежинки с сугроба. У нас на столах лежит  фольга – мы скатаем из неё волшебный снежок, положим на  ладошку и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

Чтобы отогреть пальчики после снежка сделаем ПАЛЬЧИКОВУЮ         ГИМНАСТИКУ:

Массаж пальчиков «Обезьянка  мыла...»

Обезьянка  мыла мылом лапку

Каждый пальчик оп порядку.

Вот намылила БОЛЬШОЙ,

Сполоснув его водой.

Не забыла и УКАЗКУ,

Смыв с него и пыль и краску.

СРЕДНИЙ мылила усердно:

Самый грязный был наверно.

БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –

Кожа стала сразу красной.

А МИЗИНЧИК быстро мыла:

Видно, он боялся мыла.

6. Характеристика и артикуляция звуков С-З.   Звуки С и З из дружной семьи свистящих звуков, которые живут в домике языка на 1 этаже (т.е. при их произношении язык находится на 1 этаже – за нижними зубами). Свистящие звуки это Твёрдый глухой звук С, мягкий глухой звук СЬ, твёрдый звонкий звук З, мягкий звонкий звук ЗЬ и твёрдый глухой звук Ц. звуки С и З являются парными. А почему, вы сейчас узнаете.

Давайте посмотрим, на что похожи свистящие звуки при произнесении?

(использую картинки – звуковые символы)

С-С-С - воздух выходит из насоса и свистит;                                              

С-С-С – свистит за окошком ветер;

СЬ-СЬ-СЬ – льётся из крана вода тонкой струйкой;

З-З-З – пилит пила;

З-З-З – работает станок, точащий детали;

З-З-З – звенит звонок;

З-З-З – звенит большой комар;

ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ – звенит маленький комарик;

Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются наши звуки С и З?

(Начинаю заполнять 2 наборных полотна с кармашками -  КАРТИНКАМИ –

синее – для звука С, зелёное – для звука З):

Звук  С   мы будем сравнивать при произношении с песенкой НАСОСА, 

(У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос. ) сканирование0035  сканирование0037

А звук  З – с песенкой  КОМАРИКА (Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь).

                 1 полочка: (картинки НАСОС – КОМАР)

Давайте сравним, что делают наши зубки, губки, язычок,  голосовые складки,

когда мы произносим звуки С, З?

С – губы улыбаются, зубки заборчиком – чуть приоткрыты.

А  З?  - тоже улыбаются и зубы заборчиком.

2 . (Улыбка (заборчик) – Улыбка (заборчик))

С - Язык внизу, за нижними зубами, в виде горочки. Посередине желобок. З – тоже самое.    

3. (картинка язычка, горочка – то же под звуком З)

С – воздушная струя узкая и холодная (струя на ладонь), З – такая же.

4. (картинка: холодный ветер, под  З – такая же картинка)

А теперь сравним, как работают голосовые складки, которые образуют наш голос.

 Приложите свою ладошку к горлышку и послушайте, звенит ли голосок?

(С - Голосок не звенит, значит, этот звук – ГЛУХОЙ)

(З – голосовые складки дрожат, голосок звенит – этот звук  - ЗВОНКИЙ)

5. (С – колокольчик не звенит, З – колокольчик звенит)

не звенит!!!!!!!                                  звенит

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ?

Работой голосовых складок.

Давайте дадим характеристики нашим звукам.

С – согласный (преграда во рту), глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту), звонкий , твёрдый  (есть мягкий брат).

А теперь мы будем различать наши звуки С и З на слух. Поиграем?

Только повторим правило:

Если сомневаешься, какой звук – не спеши,

Руку ты на горлышко положи!

7. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед: «Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» мне слоги»/используется мяч/. 
«с», «а» - «са»; 
«с», «и» - «си»; 
«с», «у» - «су»; 
«с», «о» - «со».

Аналогично произносятся слоги со звуком «З»

8. Давайте разомнёмся и произнесём вместе с Совой чистоговорки (использую картинки):

за – за – за – вот забавная козакозочка

за – за – за  - началась грозагроза

гроза и зонт

Зы – зы  - зы – я боюсь грозы

гостей до дома довезу

Зу – зу – зу – гостей до дома довезу

                                                

9.  Я приглашаю Зайку объяснить вам его задание «Найди пару» (работа со словами-паронимами):

Дело в том, что некоторые слова очень похожи и зовут их паронимы. Нужно найти пары слов, которые отличаются звуками С, З.  А вот эти слова (картинки) – роза, коза, зайка, зуб, роса, коса, сайка, суп.

Давайте найдём пары? Роза-роса, зайка-сайка, зуб-суп, коза-коса.

Копия розароза

РОСИНКИ3  роса

ЗАИНЬКА МОРКОВЬ ГРЫЗЁТ  зайка

САЙКА 1 сайка

10. Со   Снегурочкой поиграем в игру  Игра «Подскажи словечко».

Закончи двустишия словами, подходящими по смыслу и значению:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).          

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).                      

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

11. Я буду читать стихотворение, а вы слушаете последнее слово в строчке

Как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово

 прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: -  Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

12. С Разбойником разучим скороговорку (работа со стихотворным текстом):

  C:\Documents and Settings\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image38.png

        Роса легла на розы,

        Роса блестит, как слёзы.

13.Пальчиковая гимнастика:

У козы – как две косы.

У быка – как два штыка.

У барана – как две баранки.

У лося – как корни сосен.

У оленя – как кусты сирени.

И рога им нужны не чтобы бодаться, а чтобы защищаться.

14. А Змей Горыныч любит, когда  чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он  просит поиграть в игру   «Один – много»    НОС – НОСЫ, НАСОС, АЛМАЗ, АРБУЗ, КАКТУС, КАРАПУЗ,  НАСОС, ТАЗ, ВОЛОС, ПЫЛЕСОС, КАМАЗ, ПОДНОС, МОРОЗ, КЛАСС

15. Кот в сапогах просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова с о звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (недорисованные картинки), теневые изображения, наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха) 

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом  - Комарик.

               

16. Обезьянка предлагает игру   «В слове слог договори, будь внимательным, смотри!» (слоговой анализ и синтез, фонематический слух) Добавлять в конце слова СЫ или ЗЫ, чтобы слово звучало правильно, а потом произнести его целиком.

БУ… , ВЕ… , ВО… , ТА… , ЧА… , ПЛАК…  , РЕЛЬ… , ГРО… , ЗАНО… , БЕРЁ… , ПОЛО… , КОЛБА…,  ТЕРРА… , МОРО… , АРБУ… , АЛМА…, АНАНА… , СЕРВИ… , КЛА… , МИМО… .

17. ФИЗМИНУТКА :

Давайте хлопнем столько раз, сколько козочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас

Сколько видишь ты    замочков -

Столько сделаем прыжочков.

КОЗА!КОЗА!КОЗА!        ЗАЙКАЗАЙКАЗАЙКАЗАЙКА     замочки

                  18. Незнайка предлагает игру «Незнайкины предложения». Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.

Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол

Вот и научились слышать звук в словах, предложениях, чистоговорках.

19. А теперь Василиса Премудрая просит вас выполнить самое трудное задание

«Слово правильно назови и в сундук или корзину положи» (Звуковой и слоговой анализ):                  Посмотрите, что она принесла.

Scan0006                     Scan0042   

На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:

 

    О

 

     О

   

  О

 

У  вас картинки. Для команды «свистелочки» надо определить,  где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным

обозначением места звука в слове.

А для команды «звенелочки» слова со звуком З. Надо определить,  сколько в слове

частей  - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов)  в слове – его надо отхлопать или прошагать)

З – зуб, коза, забор,  кузнечик…..

20.(Знакомство со зрительным образом букв  З и С)

Мы много играли со звуками. А у каждого звука есть буквенное обозначение – буква.

Золушка предлагает нам запомнить образ буквы З  и проговорить с ней стихотворения:

                                           З – завиток на завиток,                    

                                                       З – закрывается замок,                

                                                       З – в зарослях змея ползёт,         

                                            З – заинька морковь грызёт.

(Куда направлены разомкнутые колечки буквы З? – влево)

А  Солдатик любит букву С: сканирование0005МЫШКА

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(С какой стороны откусан бублик?  (справа)

Что за буква светится

Жёлтым ясным   месяцем?

Полумесяц в небе тёмном,

Буквой  С повис над домом.КОНЬ

Шёл конь копытами звеня,   сканирование0004

Как будто С следы коня.

21. Итог занятия: На нашем логопедическом занятии команды  «свистелочки» и

«звенелочки» работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С, З).

Что вам понравилось на занятии?

Дома я предлагаю вам нарисовать эти буквы на листе и раскрасить.

А так же повторить скороговорки, которые мы произносили на занятии.

В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей старшей группы

Совместная деятельность...

Мастер-класс для воспитателей старших групп по художественно-эстетическому развитию

Мастер-класс для воспитателей старших групппо художественно-эстетическому развитию (изодеятельность)«Мы «рисуем» картину»Задачи работы с педагогами:1. Повысить педагогическое мастерство.2. Ознакомить ...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер-класс по украшению старшей группы "Весеннее настроение" вместе с детьми группы

Цель: сплотить детский коллектив в совместном художественном творчестве. Образовательная задача: закрепление навыков работы с клеем и цветной бумагой, ножницами. Развивающая задача: развить стремлен...

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе на тему: "В гостях у Песочной феи. Дифференциация звуков [с] и [ш]".

Конспет направлен на реализацию следующих задач:1.Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш].( умение произносить их протяжно, на одном выдохе)Научить детей различать эти звуки на слух и в пр...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...