Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Аксёнова Полина Викторовна

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:

«Знакомство с Мезенской росписью»

Составила:

Воспитатель МАДОУ «Детский сад 14»

Аксёнова П. В.

Сыктывкар-2019

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью. Программные задачи:

«Познавательное развитие»:

- Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, с историей промысла; учить рассматривать, выделять основные элементы узоров, выделять особенности Мезенской росписи.  Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.

«Художественно-эстетическое развитие»:

 - Создать условия для формирования у детей умения рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти. Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её.

«Речевое развитие»:

 -  Формировать умение  участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушания отвечать на вопросы. Содействовать обогащению словаря детей существительными, глаголами, прилагательными, опираясь на предложенную тему: Палащелье, мезенская, элементы, спираль, штрихи, крест,  солонка –соль – насыпать, ковш- вода – черпать и т.д.

«Физическое развитие»:

Развивать общую моторику и координацию движений.

«Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать игровую деятельность.

Предварительная работа:

  • Беседа воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
  • Отгадывание загадок о народных промыслах.

Формы организации совместной деятельности: партнёрская форма организации, индивидуальная и фронтальная.

Материалы: Дымковские игрушки, народные промыслы: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Семеновские матрешки, филимоновские игрушки,  компьютер, мультимедиа, карточки с изображением символов и последовательности выполнения изделия, конверт с буквами, гуашь (чёрная и красная), кисти (№3) по количеству детей, подставки под кисти, салфетки для кисточек, баночки для воды.

Ход занятия:

I. Организационный момент ( Дети входят в группу под русскую народную мелодию).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними вес вместе:

Добрые слова не лень

Говорить нам каждый день.

Всем гостям мы скажем…

Дети: «Здравствуйте»! 

Беседа о народных промыслах, повторение изученных ранее видов. (Слайд №1)

Воспитатель:  Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью.

Воспитатель: Ребята,  мы уже не раз пробовали себя в качестве настоящих умельцев, мастеров разного рода народных промыслов. Помните, как мы с вами расписывали гжельским узором тарелку  и наряжали  барыней красочным дымковским орнаментом? А какие еще народные промыслы мы изучали?

Предполагаемые ответы детей:  хохломская, семёновская, филимоновская роспись. 

Воспитатель: Верно, ребята. Чем они отличаются друг от друга?

Предполагаемые ответы детей:  элементами узора, используемыми цветами, материалами.

Воспитатель: Правильно. Ребята, я вам предлагаю поиграть в одну игру, которая называется «Подбери нужный фон».

2. Проводится игра «Подбери нужный фон».

Перед детьми лежат салфетки с характерным для той или иной росписи узором (гжельская, хохломская, дымковская, семёновская  и мезенская). Детям нужно расставить на салфетки предметы, соответствующие каждой из видов росписи. После этого воспитатель спрашивает, почему ребята расставили предметы именно так и все ли узоры им знакомы. Дети отмечают мезенскую роспись как новую и незнакомую.

II. Основная часть.

3. Знакомство с мезенской росписью, особенности мезенской росписи.

(Слайд№2)

Воспитатель: Ребята, Вам интересно, откуда взялась эта необычная роспись?  

 - Сегодня, дети, я приглашаю вас совершить путешествие в далекую северную деревню Лешуконского района Архангельской области.

Эта деревня называется Палащелье .

Воспитатель: А на чём можно отправиться во времена прежние?  (ответы детей)

Воспитатель: Есть у меня  игра волшебная, которая поможет нам очутиться в этой деревне Палащелье.

Вставайте-ка в кружок, возьмитесь за руки и  отправимся в деревушку в гости.

Проводится народная игра «Белорыбица»

Выйдем за ворота,   (идём по кругу, держась за руки)

Поглядим далеко.   (глядим в даль, ребро ладони приставлено ко лбу)

Морюшко широко –   (разводим руки в стороны)

Белой рыбы много.   (ладони вместе, изображаем волну)

Сети мы закинем,   (бросок от плеча)

С белой рыбой вынем.  (тянем сети)

Зачерпнём водицы,  (наклоняемся, зачерпываем воду)

Наварим мы  ушицы.   (левой рукой изображаем кастрюлю, правой мешаем).

Покушайте ушицы перед дальней дорогой, а теперь…

Глазоньки свои закроем,

Ноженькою топнем, рученьками хлопнем,

Вкруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Скажем: «Ах!» - и окажемся в гостях.

(Слайд №3)

Воспитатель: Вот и прибыли мы с вами в Палащелье. Пройдёмся по деревне, поглядим на дома. (Слайд № 4)

Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. (Слайд №5) Они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире.

Воспитатель: Хотите узнать, чем они прославились? (дети высказывают свое мнение).

(Слайд № 6,7)

Воспитатель: Давным-давно поселились люди на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.

С незапамятных времён крестьяне – мастера украшали свои избы – дома: резные ставни защищали от ветров студёных, конь на крыше оберегал дом от невзгод. (Слайд № 9,10)

Воспитатель: А вы знаете, кто занимался мезенской росписью? (дети рассматривают слайд № 11, 12)

Воспитатель: Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные.  (Слайд № 13) 

 - Посмотрите, какие красивые изделия у палащельских мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы. (Слайд № 14) 

Воспитатель: Ребята, что вы видите на слайде? (ответы детей)

 - Это кухонные доски (одна сторона которых украшена  ярким узором, а на другой можно резать овощи и другие продукты). Если такую нарядную доску повесить на стенку, она украсит кухню.

- Но не только для кухни изготавливают мезенские мастера разные предметы. (Слайд № 15)  Они делают расписные шкатулки для хранения всяких мелких вещей: пуговиц, ниток, украшений. (Слайд № 16) 

- А это прялка. В старину с ее помощью пряли нитки. (Слайд № 17) 

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, какие еще вы видите предметы, расписанные Мезенской росписью? (Ответы детей).

Воспитатель: Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств,  цветовой сдержанностью. Используются всего два цвета: красно-коричневый и черный. (Слайд № 18)

 - Как вы думаете, из чего в старину делали красную краску? А чёрную?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, красную краску делали из глины, которой в округе много, а чёрную из сажи, которая в трубах печных копится. (Слайд №19). А чтобы лучше держалась она на досках, добавляли смолу еловую или лиственничную.

Воспитатель обращает внимание на выставку изделий.

Воспитатель: Рассмотрите изделия наши расписные. Скажите, чем они похожи? Чем отличаются? (Дети берут в руки изделия).

Какие знакомые элементы росписи  вы увидели?

Какой главный, центральный элемент встречается на всех изделиях? (Конь, олень).

Воспитатель обращает внимание на слайд. (Слайд № 20)

Воспитатель: Коня мужчины не просто так рисовали. Конь – помощник, защитник. Конь – символ добра, символ солнца.

Старики говаривают, что конь на своей спине утром солнце на небо везёт. Поэтому рисуют его красным цветом, как солнце на заре.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно коня мезенского. Скажите, чем он отличается от настоящего?  (Изображали схематично, длинные тонкие ноги, похож на наскальные рисунки)

Воспитатель: Что ещё изображали на своих изделиях мастера? (Слайд №21)

 Предполагаемые ответы детей: линии прямые и волнистые, звёздочки, завитки, треугольники, квадраты, ромбы.

Воспитатель:  А вы знаете, что они обозначают?

Воспитатель: С давних времен, с возникновения промысла, в работах палащельских мастеров сохранились глубокие древние традиции. Большое место среди них занимают знаки четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня. (Слайд № 22)

Древние люди очень боялись воды (изображение воды и элементов узора – прямой и волнистой линии), которая несла много бед – наводнения, ливни. Они всегда старались защитить себя от ее разрушительной силы, изображали ее на всех своих изделиях; но вода – это не только зло, но и необходимость для всего живого.  (Слайд № 23) 

- Какие знаки обозначают воду? (ответы детей).

Воспитатель: Следующая стихия – воздух, его движение; для этого рисовали спиральки, множество штрихов (дети рассматривают картинки).

Воспитатель: Земля кормила народ, одаривала своим урожаем, знак плодородия земли был на всех работах. Найдите знаки земли (дети находят квадраты, ромбы, прямые линии, растения).

Воспитатель: Четвертая стихия – огонь. Скажите, почему люди боялись огня? (ответы детей). Древние люди думали, что огонь – живое существо, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается, и что огонь – это земное воплощение солнца. Солнце изображали на всех работах. Попробуйте найти знаки огня и солнца (дети находят кресты).

(Воспитатель показывает карточки с элементами стихий).

Воспитатель: Запомнили знаки? Тогда давайте поиграем в игру «Четыре стихии», я буду показывать знаки разных стихий, а вы, будете её отгадывать и показывать: если на карточке изображен знак огня, солнца – поднимите руки вверх, земли – нужно сесть, воздуха – покружиться, воды – сделать волнистые движения руками.

4. Проводится подвижная игра «Четыре стихии».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Внимательно играли. Ну а мы продолжим наше путешествие по деревне Палащелье.

Сюрпризный момент -  письмо и посылка. (Слайд № 24)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у птички в лапках?

Предполагаемые ответы детей: Стрелочка.

Воспитатель: Эта стрелочка показывает вниз. Давайте, подойдем поближе. (Воспитатель делает акцент на то, что рядом с мультимедийной доской лежит письмо и посылка).

Воспитатель: Давайте откроем и узнаем, кто нам оставил письмо и посылку.

Зачитывает письмо.

Воспитатель:  «Здравствуйте, дети! Пишут вам мастера. Мы хотим поменять наружную вывеску нашего здания. Но для этого не хватает помощников. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образцы. Надеемся, вы сможете их собрать. Спасибо заранее. Сотрудники музея».

Воспитатель: Ребята, что это? (Достает из конверта бумажные буквы).

Предполагаемые ответы детей: Буквы.

Воспитатель: Ребята, наверное, это не просто буквы, здесь прячется какое-то слово.  Давайте попробуем собрать слово из этих букв и тогда мы узнаем, где нынешние художники расписывают предметы. (Дети на ковре собирают слово МАСТЕРСКАЯ).

Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы вывеска стала яркой и красивой? (ответы детей).

А украсим мы  наши буквы росписью, с которой мы сегодня с вами познакомились. (Мезенской росписью).

Воспитатель: Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство, когда вы откроете глаза, то превратитесь в мастеров народного промысла. (Дети садятся за столы, каждому достаётся буква).

5. Объяснение творческого задания.

Воспитатель: Начнем с самых простых элементов. (Обращаю внимание на образцы на которых нарисованы различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.) .

Объяснение последовательности выполнения элементов на доске.

Воспитатель:

 Мастера скорей за дело,

Украшай буквы смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о труде?

1. “Если очень стараться, будет все получаться”,

2. “Будет терпенье, будет и уменье”,

3. “Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души”.

Воспитатель: Теперь вы смело можете приступать к работе.

6. Выполнение  творческого задания.

Самостоятельная работа детей под спокойную  музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная  работа).

Воспитатель:  Ребята, ну и мастера, молодцы, какую красоту нарисовали!

Какие труды – такие и плоды. Как называется эта чудная роспись на ваших буквах и почему ее так стали называть? Какие элементы мезенской росписи вы использовали в своей работе? Какие краски применяли?

Воспитатель: Что ж, ребятушки, нам с вами пора с Палащельем прощаться, да домой возвращаться.

Дети встают в круг, берёмся за руки.

Встанем снова мы в кружок, за руки возьмёмся.

Глазоньки свои закроем.

Ноженькою топнем, рученьками хлопнем.

Вокруг себя обернёмся, снова за руки возьмёмся.

Скажем : «Ой!» - и вернёмся мы домой.

7.Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Замечательно, ребята! Сегодня мы с вами повторили все виды народных промыслов, которые изучали ранее, отметили, чем они отличаются, а чем похожи. Вам понравилось путешествие в деревню Палащелье?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что из деревни мы вернулись не с пустыми руками? Мастера, передали вам интересную игру -домино «Угадай роспись». Вы сможете играть в группе со своими друзьями и рассказать много интересного о различных народных промыслах.

Спасибо, всем!

Используемая литература:

  1. Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Промыслы. Изделия. Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2009. – С.224
  2. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поворской – М.: ВЛАДОС, - 2000. – 272с.

  1. Изместьева Л. А. Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера» – Архангельск: Правда Севера, 1992. – 29 с.
  2. Рогозина Н. И., Попова О. Т., Загайнова Н. А., Смирнова О. М., Костина Л. Н. «Бабушкины уроки» Архангельск 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия. В подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну звука Р».

Основная цель: Автоматизация звука [Р] в словах. Цели: логопедические I Неречевые: 1. Развитие зрительного внимания. 2. Конструктивного праксиса. 3. Развитие общей моторики, учить детей выполнять движ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Вода. Свойства воды»

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Прогулка по зимнему лесу»

Лексическая тема. «Зима. Дикие животные наших лесов».Цель: Расширение и закрепление представлений о зиме и диких животных.Интеграция образовательных областей:познание;коммуникация;здоровьеТехнологии:и...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ЗНАКОМСТВО С ШЕРСТЬЮ"

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ- ПОЗНАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ...

Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью....