Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с проведением мастер-класса для родителей «Традиции русской семьи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Баканова Наталия Петровна

Познакомить детей с историей и традициями русского народа.

Задачи:

• Образовательные:

- продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;

- формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с куклой-оберегом;

- обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- научить изготавливать народную куклу-оберег.

• Развивающие:

- развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности;

- расширять словарный запас детей;

- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью;

- развивать мелкую моторику рук и кистей.

• Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту;

- воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до логического завершения;

- воспитывать дружеские отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №15»

Дошкольное отделение №41

Конспект открытой непосредственно образовательной

деятельности в старшей группе с проведением

мастер-класса для родителей

«Традиции русской семьи»

Подготовила и провела воспитатель:

 Баканова Наталия Петровна

Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа.

Задачи:

• Образовательные:

- продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;

- формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с куклой-оберегом;

- обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- научить изготавливать народную куклу-оберег.

• Развивающие:

- развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности;

- расширять словарный запас детей;

- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью;

- развивать мелкую моторику рук и кистей.

• Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту;

- воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до логического завершения;

- воспитывать дружеские отношения.

Интеграция областей:

- Речевое развитие: расширение номинативного словаря и словаря признаков; введение в речь детей фразеологизмов.

- Социально-коммуникативное развитие: знакомство детей с русской-народной игрой, старорусскими традициями.

- Познавательное развитие: расширение представлений о русской культуре и традициях.

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, художественное слово, вопросы, загадки, напоминания.

Наглядный: визуализация с помощью картинок (презентация) и наглядных образов.

Игровой: (наглядно-действенный метод).

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.

Форма организации познавательной деятельности: групповая форма организации деятельности детей.

Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении практического задания с учетом возрастных особенностей.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Знакомство с куклами ,изготовление кукол.

3. Разучивание подвижной игры "Маланья".

4. Разучивание танца «Масленица».

5. Знакомство с русским бытом.

6. Разучивание закличек, стихов, поговорок.

7. Оформление выставки «Народные промыслы».

8. Словарная работа: Оберег, обряд, светлица, горница, былинная, златоглавая, утварь.

Ход НОД

(входят под музыку «Зимушка» )

Организационный момент.

Ребята, я приглашаю вас на необычное занятие. Сегодня предлагаю отправиться в стародавние времена.

Присаживайтесь. Посмотрите в окно. Какая же чудесная погода. И в такой чудесный день мне бы хотелось поговорить с вами тоже о чем-то светлом, добром и прекрасном. (заставка картинка русские березы)

 А что может быть лучше и прекраснее родной земли, Родины? Скажите, как называется страна, в которой мы живем?

А кто знает, как наше государство называлось раньше, в старину? Правильно, оно называлось красивым словом Русь. Великая Русь.

А какими словами еще можно назвать нашу Русь? Какая она, наша Родина? (могучая, златоглавая, святая, деревянная, березовая, былинная, сказочная, древняя) . (слайды: древней Руси)

Вот как  много красивых слов можно сказать о нашей родной земле. И я предлагаю вам окунуться в старые, добрые времена на Руси.

- Как вы думаете, куда мы попали? Правильно, мы попали в старинную русскую избу, в которой раньше жили люди.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине.

И про эту старину

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Как вы думаете, из чего раньше делали дома? (из дерева, бревен). А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный). (слайды стройка деревянных домов, труд людей)

- А как назывались мастера, которые делали дома из дерева? (плотники)

Предлагаю вам сегодня побеседовать не только о людях, которые жили в старину, но и о семье и семейных русских традициях.

В старину на Руси только трудом держался дом. Семьи были большие, работы было много: коровушку покорми - подои, курочкам пшена насыпь, печку истопи, хлебушка испеки, дом подмети, дрова наруби - принеси, в ступице маслица сбей, ниточку шерстяную напряди.

Ребята, давайте внимательно рассмотрим  комнату, в которой мы с вами очутились. Как такая комната называлась в старину? (светлица, горница). 

Посмотрите, что в горнице считалось самым главным? Без чего в избе жить невозможно? (печь). Конечно, в старину говорили: "Печь - всему голова". Печь - это сердце дома. Она кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

Печка - древняя кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? что в ней готовили? (кашу, щи, пекли пироги и хлеб)

А мы с вами сейчас Накроем праздничный стол.

Игра-эстафета  «Накрой стол»

- Ребята, вспомните, в каких русских народных сказках мы встречаем образ печи? (Гуси-лебеди, По щучьему велению, Колобок, Маша и медведь)

- Что же еще вы видите в горнице?

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно, шили одежду. Кудель - клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали ниточку, наматывали ее на веретено.

- Ребята, посмотрите, а что на столе у хозяев стоит? Во главе стола - самовар.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами. Самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А это та посуда, которой раньше пользовались люди. Сделана она из дерева и глины. Все это называется кухонная утварь.

Как раньше говорили на Руси: "Делу время - потехе час". Повеселим себя старинной русской игрой «Маланья»?

Подвижная игра «Маланья».

- Отдохнули и хватит, а то мы можем разбудить ребеночка хозяев. Посмотрите, он спит в люльке.

В далекие времена придумали наши предки куклы – обереги, которые делали своими руками.

Ребята, а как делали таких кукол? Из чего? (из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань)

Почему куклам не делали лицо?(кукла - оберег не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку. )

Куклы были разные: Какие виды кукол вы знаете? (обереги, игрушки, обрядовые)

(Рассказать о каждом виде)(показ картинок с куклами – дети отвечают названия)

Какую куклу делали для младенца ? - пеленашка. Ее делали перед появлением ребеночка на свет, клали в колыбель, чтоб злой дух не поселился в ней. Такая кукла оберегала сон малыша.

- Давайте посмотрим, каких кукол делали раньше на Руси. (дети садятся, показ картинок)

Игрушки- зайчик на пальчик…

Обрядовые – Масленица.

В те далекие времена люди провожали зиму и встречали весну. А зазывали они весну - кросну разными закличками:

А на масленицу пекли блины, веселились, водили хороводы, пели песни.

Словно солнышко на блюде,

Золотистые блины!

Нынче праздник в доме будет,

Масленицу встретим мы!

Чтение закличек.

Танец  «Масленица» 

Отступает зимний холод,

Впереди уже видна,

Накрывающая город

Светом ласковым, весна.

Пусть наполнится  весельем

Ваш гостеприимный дом!

Животворный дух весенний

Пусть всегда витает в нем!

Сейчас я приглашаю всех принять участие в изготовлении куклы «Веснянки»

Продуктивная деятельность. Мастер-класс

Будем мы сейчас играть, будем куклу создавать.

Ткани белой мы возьмем, жгутик ровненький свернем.

Сложим жгутик пополам, подравняем по краям.

Выделим теперь головку – ниточкой затянем ловко.

Ткань другую  мы возьмем, снова жгутиком свернем.

Ручки под головку вставим, ниткой пояс обмотаем.

Вот еще одни кусочек – выйдет юбочка в цветочек.

Сделаем на юбке складки, чтобы был наряд в порядке.

Поясок цветной завяжем, даже фартучек привяжем.

Этой кукле  - невеличке,  не хватает лишь косички.

Для косы конечно тут нитки яркие пойдут.

Мы в петельку их протянем и плести косичку станем.

Бантик на косе завяжем и Веснянку всем покажем.

- Ну вот и подошли к концу наши посиделки,  и я предлагаю вам в кружок возле свечи.

- Эта свеча - символ домашнего очага, домашнего тепла, ведь для нас наш детский сад - второй дом. Пусть эта свеча согревает всех нас в трудную минуту, дает нам жизненного света и тепла! А сейчас закройте глаза, представьте, как горит свеча, почувствуйте, что мы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен в нашей семье. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать тем же.

- Спасибо вам. Мне было приятно с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Школа космонавтов"

Конспект НОД способствует развитию интереса о космосе, в ходе НОД дети учатся изготавливать ракеты в технике оригами, развивается и расширяется связная речь, активизируется и обогащается словарный зап...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности  в старшей  логопедической группе «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»Цель:  формировать представление о здоровье, как ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Непоседы» на тему: «Путешествие в страну здоровья»

Формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Конспект Интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Удивительное путешествие в Музей под открытым небом «Кижи-Кожээ»

Лексическая тема: «Домашние животные»Вид занятия: интегрированное занятиеФормы образовательной деятельности: игра-путешествиеЦель: формированное элементарных представлений о родном крае, о...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Лучше всех"

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Лучше всех"...