Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_na_temu.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:
«Знакомство с Мезенской росписью»
Подготовила Тимофеева Галина Владимировна
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью.
Программные задачи:
Образовательные:
Дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.
Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, учить рассматривать, выделять особенности Мезенской росписи.
Развивающие:
- Создать условия для формирования у детей умения рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти. Развивать общую и мелкую моторику и координацию движений. Формировать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Содействовать обогащению словаря детей существительными, глаголами, прилагательными, опираясь на предложенную тему: Палащелье, мезенская, элементы, спираль, штрихи, крест, ухват, чугунок, половик, русская печь. и т.д.
Воспитательные:
Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.
Оздоровительные задачи:
Следить за осанкой детей во время работы, создание положительного настроения на протяжении всего занятия.
Предварительная работа:
-Беседа воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
-Отгадывание загадок о народных промыслах.
Формы организации совместной деятельности: партнёрская форма организации, индивидуальная и фронтальная.
Наглядный: использование декораций («Ярморка», элементы мини-музея «Русская изба», «Русские народные промыслы», «Мастерская»), показ образца работы, сбор пазлов из элементов росписи (половик).
Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы. Использование художественного слово.
Практический: выполнение элементов Мезенской росписи, сбор Мозаики из изображений росписи, сделанных детьми.
Использование ИКТ для показа детям деревни откуда зародилась мезенская роспись
Материалы: Дымковские игрушки, Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Семеновские матрешки, филимоновские игрушки, мезенская посуда, компьютер, мультимедиа, карточки с изображением символов и последовательности выполнения изделия, пазлы с элементами росписи, гуашь (чёрная и красная), кисти (№3) по количеству детей, подставки под кисти, салфетки для кисточек, русские народные костюмы для детей, для игры «Заря заряница»-зонт с лентами, мезенская мозайка.
Ход занятия:
I. Организационный момент (Дети входят в группу, их встречает воспитатель одеты в русский народный костюм)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Добрые слова говорить нам не лень, скажем все вместе «Добрый день!»
Дети: «Добрый день»!
Воспитатель: Ребята я вас приглашаю на ярмарку! Хотите?....
Я предлагаю отправиться на ярмарку и пройти через ворота. Русская народная игра «Ворота»
Два ребенка делают ворота из рук, остальные по одному проходят друг за другом в ворота и говорят: Как у наших, у ворот, стоит ряженный народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы всем несут!!! (3 мин)
(часть группы украшенная платками….., стол накрытый скатертью, на столе различные предметы: самовар, фрукты. посуда и т.д.)
- Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Воспитатель преображается в коробейника (надевает короб с товаром):
А на ярмарке товары : росписные самовары
Продаются вилы, санки (показывает рукой на товар)
и конфеты и баранки (показывает на короб).
Воспитатель показывает детям коробок и говорит:
Вот чудесный коробок,
Вам, ребята, он дружок.
Хочет вам заданье дать,
Просит роспись отгадать.
(Воспитатель показывает на короб в руках коробейника)
Воспитатель: Возьмите каждый по предмету (товару, изделию)
А сделали все эти предметы русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью.
Воспитатель: Назовите росписи на каждом изделии. Чем они отличаются они друг от друга?
Предполагаемые ответы детей: элементами узора, используемыми цветами, материалами.
Воспитатель: Ребята, а у меня есть ещё одна вещь( показывает).
Как вы думаете , какая это роспись?
Ребенок: а я не знаю , мы такую не учили…
Воспитатель:
Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
Воспитатель: Зародилась эта роспись в деревне Палащелье которая находилась на берегу реки Мезень оттого и название - мезенская роспись.
- Какая это роспись? (Мезенская)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в мезенское подворье и погрузиться в быт мезенских мастеров. (Дети проходят в подворье, присаживаются на скамейку.
Просмотр видео
Воспитатель: Зародилась эта роспись далеко на Севере, в деревне Палащелье у реки Мезень.
Долгими вечерами трудились мастера создавая красивые узоры.
А после работы песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт
А сам в угол идёт. (ухват).
Воспитатель показывает ухват украшенный мезенской росписью.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
Воспитатель: Правильно, вот он красавец (показывает чугунок украшенный мезенской росписью)
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Воспитатель: Вот она наша печь – кормилица украшена мезенской росписью
Ребята, а какие краски присутствуют в мезенской росписи? (красную и чёрную)
Разноцветных красок раньше не было люди жили бедно и краску изготавливали из того что было под рукой – красную краску делали из глины (показывает стоящую около печки глину), которая находилась на берегу реки Мезень, а черную из печной сажи!( показывает сажу из печи) Других цветов красок не было.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо отгадываете загадки, теперь предлагаю игру Мезенских мастеров «Заря-заряница»
Игра «Заря заряница!»
Дети берут каждый по ленточке и ходят по кругу. Водящий без ленточки ходит в противоположную сторону после слов:
Заря заряница, солнцева сестрица
По небу ходила, лучи обранила,
Лучи золотые, ленты голубые,
Раз, два не воронь
Беги как огонь
Водящий прикасается к рядом стоящему, и они бегут в разные стороны, тот кто первый взял ленточку, тот остается в кругу, а другой ходит по кругу.
Воспитатель: Ребята в сундучке осталась ещё одна загадка:
Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге
Останавливает ноги? (половик)
Воспитатель: Правильно ребята. Здесь нет половика, давайте поможем хозяевам и соберем половик из элементов мезенской росписи
(Собирают половик – пазлы). Молодцы!
Воспитатель: Ребята посмотрите на все эти предметы и скажите, какие узоры используются в мезенской росписи?
Дети: Волнистые линии
Воспитатель: в мезенской росписи волнистой линией изображали воду!
Дети: кресты
Воспитатель: таким образом мезенские умельцы изображали солнце
Дети: Прямые лини
Воспитатель: Так мастера изображали землю, а спиралью изображали воздух. А теперь давайте по половику пройдем и в мастеркую (дети идут друг за другом по пазлам).
Воспитатель: Посмотрите, мы пришли в мастерскую мезенской росписи. Сколько здесь разного товара, какой росписью они украшены?
Дети: мезенской
Воспитатель: Ой ребята посмотрите здесь письмо давайте его прочитаем?
«Дорогие ребята, очень ждал вас в гости, но мне пришлось уехать на ярмарку, да так срочно, что я даже не успел доделать мезенскую мозаику. Будьте добры и помогите мне доделать её. Очень буду вам благодарен за помощь. Мезенский мастер Иван.»
Воспитатель: Ребята где же мозайка, а вот она. Мезенские мастера укрывали недоделанные мозайки. Вы готовы помочь мастеру?
Дети: Да!
Воспитатель:
Мастера скорей за дело,
Украшай мозаику смело,
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Перед тем как начать работу нам необходимо размять пальчики. (Выполнение пальчиковой гимнастики)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Взяли кисточки опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Выполнение творческого задания.
Воспитатель: посмотрите мастер каждому приготовил образец той детали, которую нужно доделать.
Самостоятельная работа детей по образцу под спокойную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).
Воспитатель: Ребята, ну вы настоящие мастера, проходите к полотну складывайте недостающие детали, посмотрите внимательно где каждый элемент должен находить что бы не перепутать нашу мозаику. Молодцы!
Теперь мастер сможет отвести эту мозаику на ярмарку.
Ребята мы много трудились, и как мезенские мастера после трудного дня можем немного отдохнуть и поиграть в игру «Золотое, солнышко»
Золотое солнышко
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (медленный бег по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают медленно взявшись за руки)
А цветочки подрастают. (привстают)
Ведущий: Хорошо отдохнули, А нам пришла пора возвращаться назад в детский сад. (Дети встают в пары и под музыку, играя в игру «Ворота» проходят через ворота ярмарки)
Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (мы побывали на ярмарке)
С какой росписью познакомились? (мы познакомились с мезенской росписью)
Почему она так называется? (росписи дали название реки Мезень)
Какие цвета используются в мезенской росписи? (Мастера использовали красный цвет и черный)
Какие элементы мезенской росписи вы запомнили? (Волнистая линия, прямая, крест, спираль)
Что они обозначают? (Волнистая линия –вода, прямая линия-земля, крест-солнце или огонь, спираль-воздух)
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо потрудились: отгадали все загадки, сложили половицу, узнали много о мезенской росписи, помогли мастеру закончить мозаику. И на память я хочу вам подарить медали, украшенные мезенской росписью.
Мы на ярмарку сходили,
Пляски хороводы поводили.
Много нового узнали,
До свиданья всем сказали!!! (4 мин)
Дети прощаются и выходят из группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"
Программное содержание: • Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; • Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"
Программное содержание:Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки из внешнего вида;Воспитывать заботливое...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Лаборатория времен года"
Конспект открытого мероприятия «Лаборатория времен года». Подготовительная группа. Образовательная область: Познавательная, речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.Це...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»
Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе . Подготовила воспитатель Корецкая Н.П. Тема: «Составление творческого рассказа из личного опыта - Как я готовлюсь к Новому году
Развитие связной монологической речи.Задачи:- развивающие:развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение, память, логическое мышление, умение составлять творческие рассказы;- ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Времена года".
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Красота ордынской росписи»
В наше непростое время вопросы национальной самоидентичности, осознания себя русским человеком, воспитание гордости за свой народ и любви к Родине стоят как никогда остро. Педагоги...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Корпылёва Наталия Вячеславна
Очень интересное занятие и грамотно составлен конспект! Спасибо, Галина Владимировна, за материал, который можно использовать в работе с детьми.