Воспитатель года 2022. Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему "Знакомство с мезенской росписью"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тимофеева Галина Владимировна

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:

«Знакомство с Мезенской росписью»

Подготовила Тимофеева Галина Владимировна

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской росписью.

Программные задачи:

Образовательные:

Дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.

Познакомить детей с трудом мезенских мастеров, учить рассматривать, выделять особенности Мезенской росписи.

Развивающие:

- Создать условия для формирования у детей умения рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти. Развивать общую и мелкую моторику и координацию движений. Формировать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Содействовать обогащению словаря детей существительными, глаголами, прилагательными, опираясь на предложенную тему: Палащелье, мезенская, элементы, спираль, штрихи, крест, ухват, чугунок, половик, русская печь. и т.д.

Воспитательные:

Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.

Оздоровительные задачи:

Следить за осанкой детей во время работы, создание положительного настроения на протяжении всего занятия.

Предварительная работа:

-Беседа воспитателя об истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

-Отгадывание загадок о народных промыслах.

Формы организации совместной деятельности: партнёрская форма организации, индивидуальная и фронтальная.

Наглядный: использование декораций («Ярморка», элементы мини-музея «Русская изба», «Русские народные промыслы», «Мастерская»), показ образца работы, сбор пазлов из элементов росписи (половик).

Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы. Использование художественного слово.

Практический: выполнение элементов Мезенской росписи, сбор Мозаики из изображений росписи, сделанных детьми.

Использование ИКТ для показа детям деревни откуда зародилась мезенская роспись

Материалы: Дымковские игрушки, Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Семеновские матрешки, филимоновские игрушки, мезенская посуда, компьютер, мультимедиа, карточки с изображением символов и последовательности выполнения изделия, пазлы с элементами росписи, гуашь (чёрная и красная), кисти (№3) по количеству детей, подставки под кисти, салфетки для кисточек, русские народные костюмы для детей, для игры «Заря заряница»-зонт с лентами, мезенская мозайка.  

Ход занятия:

I. Организационный момент (Дети входят в группу, их встречает воспитатель одеты в русский народный костюм)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Добрые слова говорить нам не лень, скажем все вместе «Добрый день!»

Дети: «Добрый день»!

Воспитатель: Ребята я вас приглашаю    на ярмарку! Хотите?....

Я предлагаю отправиться на ярмарку и пройти через ворота. Русская народная игра «Ворота»

Два ребенка делают ворота из рук, остальные по одному проходят друг за другом в ворота и говорят: Как у наших, у ворот, стоит ряженный народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы всем несут!!! (3 мин)

 (часть группы украшенная платками….., стол накрытый скатертью, на столе различные предметы: самовар, фрукты. посуда и т.д.)

- Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

Воспитатель преображается в коробейника (надевает короб с товаром):

А на ярмарке товары : росписные самовары

Продаются вилы, санки  (показывает рукой на товар)

и конфеты и баранки (показывает на короб).

Воспитатель показывает детям коробок и говорит:

Вот чудесный коробок,

Вам, ребята, он дружок.

Хочет вам заданье дать,

Просит роспись отгадать.

(Воспитатель показывает на короб в руках коробейника)

Воспитатель: Возьмите каждый по предмету (товару, изделию)

А сделали все эти предметы русские мастера – умельцы. Все изделия делались вручную. В каждое изделие мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал их изумительной росписью.

Воспитатель: Назовите росписи на каждом изделии. Чем они отличаются они друг от друга?

Предполагаемые ответы детей: элементами узора, используемыми цветами, материалами.

Воспитатель: Ребята, а у меня есть ещё одна вещь( показывает).

Как вы думаете , какая это роспись?

Ребенок: а я не знаю , мы такую не учили…

Воспитатель:

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

Воспитатель: Зародилась эта роспись в деревне Палащелье которая находилась на берегу реки Мезень оттого и название - мезенская роспись.

- Какая это роспись? (Мезенская)

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в мезенское подворье и погрузиться в быт мезенских мастеров. (Дети проходят в подворье, присаживаются на скамейку.

Просмотр видео

Воспитатель:  Зародилась эта роспись далеко на Севере, в деревне Палащелье у реки Мезень.

Долгими вечерами трудились мастера создавая красивые узоры.

А после работы песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт

А сам в угол идёт. (ухват).

Воспитатель показывает ухват украшенный мезенской росписью.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Воспитатель: Правильно, вот он красавец (показывает чугунок украшенный мезенской росписью)

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает. (печь)

Воспитатель: Вот она наша печь – кормилица украшена мезенской росписью

Ребята, а какие краски присутствуют в мезенской росписи? (красную и чёрную)

 Разноцветных красок раньше не было люди жили бедно и краску изготавливали из того что было под рукой – красную краску делали из глины (показывает стоящую около печки глину), которая находилась на берегу реки Мезень, а черную из печной сажи!( показывает сажу из печи) Других цветов красок не было.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо отгадываете загадки, теперь предлагаю игру Мезенских мастеров «Заря-заряница»

Игра «Заря заряница!»

Дети берут каждый по ленточке и ходят по кругу. Водящий без ленточки ходит в противоположную сторону после слов:

Заря заряница, солнцева сестрица

По небу ходила, лучи обранила,

Лучи золотые, ленты голубые,

Раз, два не воронь

Беги как огонь

Водящий прикасается к рядом стоящему, и они бегут в разные стороны, тот кто первый взял ленточку, тот остается в кругу, а другой ходит по кругу.

Воспитатель: Ребята в сундучке осталась ещё одна загадка:

Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге

Останавливает ноги? (половик)

Воспитатель: Правильно ребята. Здесь нет половика, давайте поможем хозяевам и соберем половик из элементов мезенской росписи

(Собирают половик – пазлы). Молодцы!

Воспитатель: Ребята посмотрите на все эти предметы и скажите, какие узоры используются в мезенской росписи?

Дети: Волнистые линии

Воспитатель: в мезенской росписи волнистой линией изображали воду!

Дети: кресты

Воспитатель: таким образом мезенские умельцы изображали солнце

Дети: Прямые лини

Воспитатель: Так мастера изображали землю, а спиралью изображали воздух. А теперь давайте по половику пройдем  и в мастеркую (дети идут друг за другом по пазлам).

Воспитатель: Посмотрите, мы пришли в мастерскую мезенской росписи.  Сколько здесь разного товара, какой росписью они украшены?

Дети: мезенской

Воспитатель: Ой ребята посмотрите здесь письмо давайте его прочитаем?

«Дорогие ребята, очень ждал вас в гости,  но мне пришлось уехать на ярмарку, да так срочно, что я даже не успел доделать мезенскую мозаику.  Будьте  добры и  помогите  мне доделать её. Очень буду вам благодарен за помощь. Мезенский мастер Иван.»

Воспитатель: Ребята где же мозайка, а вот она. Мезенские мастера укрывали недоделанные мозайки. Вы готовы помочь мастеру?

Дети: Да!

Воспитатель:

Мастера скорей за дело,

Украшай мозаику смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель: Перед тем как начать работу нам необходимо  размять пальчики. (Выполнение пальчиковой гимнастики)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли кисточки опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Выполнение творческого задания.

Воспитатель: посмотрите мастер каждому приготовил образец той детали, которую нужно доделать.

Самостоятельная работа детей по образцу под спокойную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).

Воспитатель: Ребята, ну вы настоящие мастера, проходите к полотну складывайте недостающие детали, посмотрите внимательно где каждый элемент должен находить что бы не перепутать нашу мозаику. Молодцы!

Теперь мастер сможет отвести эту мозаику на ярмарку.

Ребята мы много трудились, и как мезенские мастера после трудного дня можем немного отдохнуть и поиграть в игру «Золотое, солнышко»

Золотое солнышко

Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,  (медленный бег по кругу)

Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (приседают медленно взявшись за руки)

А цветочки подрастают. (привстают)

Ведущий: Хорошо отдохнули, А нам пришла пора возвращаться назад в детский сад. (Дети встают в пары и под музыку, играя в игру «Ворота» проходят через ворота ярмарки)

Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (мы побывали на ярмарке)

С какой росписью познакомились? (мы познакомились с мезенской росписью)

Почему она так называется? (росписи дали название реки Мезень)

Какие цвета используются в мезенской росписи?  (Мастера использовали красный цвет и черный)

Какие элементы мезенской росписи вы запомнили? (Волнистая линия, прямая, крест, спираль)

Что они обозначают? (Волнистая линия –вода, прямая линия-земля, крест-солнце или огонь, спираль-воздух)

Молодцы ребята! Вы сегодня  хорошо потрудились: отгадали все загадки, сложили половицу, узнали много о мезенской росписи, помогли мастеру закончить мозаику. И на память я хочу  вам подарить медали, украшенные  мезенской росписью.

Мы на ярмарку сходили,

Пляски хороводы поводили.

Много нового  узнали,

До свиданья всем сказали!!!  (4 мин)

Дети прощаются и выходят из группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание:Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки из внешнего вида;Воспитывать заботливое...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Лаборатория времен года"

Конспект открытого  мероприятия «Лаборатория времен года». Подготовительная группа. Образовательная область: Познавательная, речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.Це...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство с Мезенской росписью»

Цель: Обобщение знаний детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Закрепление умения различать его виды, называть знакомые народные игрушки. Знакомство с Мезенской роспи...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе . Подготовила воспитатель Корецкая Н.П. Тема: «Составление творческого рассказа из личного опыта - Как я готовлюсь к Новому году

Развитие связной монологической речи.Задачи:- развивающие:развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение, память, логическое мышление, умение составлять творческие рассказы;- ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Красота ордынской росписи»

   В наше непростое время вопросы национальной самоидентичности, осознания себя русским человеком, воспитание гордости за свой народ и любви к Родине стоят как никогда остро. Педагоги...


 

Комментарии

Корпылёва Наталия Вячеславна

Очень интересное занятие и грамотно составлен конспект! Спасибо, Галина Владимировна, за материал, который можно использовать в работе с детьми.