Кабинет татарской национальной культуры «Бабушкин дом»
презентация

Ляйсан Хамзовна Габдрашитова

В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия татарского народа. В этом следует видеть стремление татар к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kabinet_tatarskoy_natsionalnoy_kultury_.pptx1.9 МБ
Файл slova_slaydam.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2 СП «1 Красноярский детский сад» КАБИНЕТ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ «Бабушкин дом» Подготовила воспитатель Габдрашитова Л.Х. Мустакимова Н.М.

Слайд 3

Актуальность В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия татарского народа. В этом следует видеть стремление татар к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. В нашей группе приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.

Слайд 4

Цель: приобщение детей к культуре татарского народа. Задачи . Воспитывать интерес к татарской национальной культуре, народному творчеству, традициям, народным детским играм. Знакомить детей с истоками народной мудрости: сказками, потешками, загадками, закличками, пословицами и поговорками. Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа. Воспитывать желание создавать красоту своими руками . Уделять особое внимание формированию связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность по средствам малых фольклорных форм; Формировать предметно-игровую среду для активизации познавательно-творческой деятельности . Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей, а также его художественных достоинств и воспитательного значения. Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар ", "Национальные костюмы народов татар", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий.

Слайд 5

Добро пожаловать в наш мини – музей!

Слайд 6

Мы сюрприз приготовили, это очень интересно. Приходите приглашаем, очень рады всем гостям!

Слайд 7

Ах, какой самовар, Из него валит пар. Мы чаек с тобою пьем, О здоровье речь ведем.

Слайд 8

Картотеки, лэпбук - альбом «Татарские национальные игры»

Слайд 9

Спортивное развлечение «Науруз»

Слайд 10

Книжный уголок: пословицы, загадки, стихи, сказки.

Слайд 11

Уголок дидактических игр Дидактические игры формируют у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента. Это и лучшее усвоение материала, закрепление лексики татарского языка, речевого материала в игровой форме. Но это требует определенной подготовки самих воспитателей. Воспитатель хорошо должен знать народное искусство, орнамент татарского узора. Такие игры помогают закреплять пройденный материал, развивать память, внимание, творчество и фантазию, воспитывает усидчивость .

Слайд 12

«Укрась одежду » Цель: закрепить знания детей о элементах национального костюма; учить детей с помощью цветных шаблонов составлять собственные композиции на формах.

Слайд 13

«Составь узор» Цель : учить составлять целое из частей; закреплять знания детей элементов татарского орнамента; развивать творчество и фантазию, внимание; воспитывать усидчивость.

Слайд 14

« Найди и составь » Цель: учить детей находить и называть элементы татарского орнамента; обогащать словарь детей.

Слайд 15

Ходили в гости к бабушке у неё большой сундук. Там одежда, украшения, тюбетейка и калфак. Костюмы и украшения татарского народа

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд        

       Добрый день уважаемые коллеги. Мы хотим представить вам презентацию на тему «Мини – музей «Кабинет татарской национальной культуры «Бабушкин дом».

 

  2 слайд 

Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло с собой, то положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как культура и нравственность. Их возрождение, следует начинать с детства.

      Вот почему в воспитательно – образовательном процессе включили один из направлений работы детских садов – это нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта татарского народа, который позволяет естественно сочетать обучение и воспитание.

 

3слайд

       В настоящие время детский сад постепенно внедряет в работу инновационные технологии. Основной задачей воспитателей – это выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые соответствовали бы поставленным задачам. Чтобы обогатить и закрепить представления детей о жизни татарского народа было решение создать свой мини – музей.

    Создавая музейный уголок у себя в детском саду мы ставили следующие задачи :

  • Внедрение национально-регионального компонента в воспитательно –образовательный процесс.
  • Ознакомление дошкольников с обычаями и традициями, культурой татарского народа.
  • Заложить основы музейной культуры, сформировать у детей образ музея как сокровищницы искусства.

 

Помощь музея была бы необходима для решения следующих задач:

  • С помощью экспонатов музея ознакомить детей родным татарским языком, активизировать в речи детей названия атрибутов музея. Воспитывать интерес к культуре, декоративно-прикладному искусству татарского народа.
  • Через специально организованные занятия продолжать устанавливать причинно-следственные связи развития общества, этнокультуры татарского народа. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народному ремеслу. Дать возможность развития эстетического вкуса.
  • Формировать у дошкольников представление о музейном экспонате как о предмете культурно-исторического значения, навыки личностного общения.

 

4 слайд

         Наш музейный уголок не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Ограниченность пространства кабинета позволяет использовать его как часть предметно-развивающей среды, способствующей знакомству детей с историей и культурой родного края.

 

5 слайд

        Задумка состояла в том, чтобы проводить с детьми занятия непосредственно в музейном уголке, в обстановке национального быта, тем самым прививать детям желание знать свои истоки. В игровой форме создаются условия, формирующие диалогическую речь, детские высказывания словотворчество.

          Мини – музей мы можем использовать и на занятиях по изучению национальных предметов, но и при организации сюжетно – ролевых игр, например, в старшем дошкольном возрасте организуем игру в «Музей» - ребенок выступает гидом и ведет детей в музей. Как положено дети приобретают «билеты», затем, после рассказа гида дети проходят в имитированное кафе, где угощаются национальными блюдами. В игровой форме у детей особенно велика познавательная активность. Идет закрепление названий предметов на татарском языке, дети закрепляют навыки поведения в общественных местах.

 

6 слайд

          Слова «мини» отражают и возраст детей, размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей – предметы  можно трогать руками, переставлять. Мини – музей – это результат общения, совместной работы педагогов, детей, родителей. Музейный уголок постоянно будем пополнять новыми предметами, здесь же будем размещать работы, выполненные ребятами и совместно со взрослыми. Эти предметы будут использоваться для проведения занятий, для развития речи, воображения, интеллекта мышления, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора.

7 – 8 слайд

 Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения национальных игр. Это и знакомство с разнообразными видами татарского народного творчества, приобщение детей к истокам народной культуры и традиции. Осуществлялся все это через различные виды деятельности, использование развивающей среды, общевоспитательные работы и работа с родителями.

9 слайд

    Из всего богатства татарского фольклора – это татарская литература, которая знакомит нас с сказками, народным юмором, пословицами, поговорками, загадками и т.д. Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладные искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видна особенности черт национальности татарского народа: строение глаз, лица, одежда, элементов узора. Растительные орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. Тогда у детей сформируется некоторое представление о национальном орнаменте. В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему. Посредством сказок дети знакомятся с историческим прошлым татарского народа, его бытом, обычаям, спецификой деятельности, заключавшейся, главным образом в скотоводстве, охоте, рыболове, торговле, в ремесле.

9 – 13 слайды  

       Материал, полученный на познавательных занятиях дети отражают в творчестве, на специально организованных занятиях с удовольствием рисуют и украшают предметы, увиденные в музее. Разработана тематика занятий и дидактические игры:

  • Укрась фартук (платье, камзол, передник)
  • Составь узор
  • Наряди куклу в татарский костюм.
  • Укрась тюбетейку и калфак
  • Татарский орнамент (игры кубиками)
  • Четвертый лишний

14 слайд

Мы хотели, чтобы дети были не только наблюдателями, а непосредственно участниками процесса.

При ознакомлении детей с бытом и декоративно –прикладным искусством татарского народа невозможно обойтись без демонстрации:

  • уголок татарского дома,
  • выставка одежды и национальных женских украшений,
  • экспозиция книг на татарском языке.

  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает с теплотой о родном городе, селе, в котором он вырос, где прошло его детство, где остались его родные и близкие. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что окружает человека с ранних лет.

    Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения.  Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения. Педагогический коллектив детского сада находятся в постоянном поиске решения проблемы приобщения детей к культуре населения, проживающий в нашем районе, ведь знать культуру народа, на земле которого ты живешь необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План недели татарской национальной культуры

Обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской национальной культуры...

Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа

В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.) Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального ком...

"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...

«Ознакомление дошкольников логопедической группы с особенностями татарской национальной культуры в рамках дополнительного образования»

В настоящее время, во всех дошкольных учреждениях  страны, развивается система дополнительного образования. Реализующаяся через систему дополнительного образования «Навигатор».И наш д...