ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
проект (старшая группа) на тему
Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.)
Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечение естественного вхождения в духовный мир и традиционную жизнь родного края, в культуру нации как составляющую часть общечеловеческого культурного наследия используя такие направления, как краеведческие, художественно- эстетические, речевые и коммуникативно-личностные.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи и формирования национальной культуры ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей как фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.
С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Актуальность этого исследования определяется той огромной ролью, которую играют разные фольклорные жанры в развитии речи и формировании национальной культуры ребёнка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где связная речь является необходимым условием успешной учёбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valiullina_n_proekt.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Валиуллина Н.Н.
Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чистопольско-Высельский детский сад» Чистопольского муниципального района республики Татарстан
Место учёбы: министерство образования и науки РФ ФГБО учреждение высшего профессионального образования
«Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
Факультет дошкольного воспитания
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Электронная почта:v-nafisa@ mail.ru
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
Паспорт проекта
Тема: формирование национальной культуры через татарский народный фольклор
Тип проекта: исследовательско- творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.)
Актуальность: обновление деятельности ДОУ тесно связано с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечение естесственного вхождения в духовный мир и традиционную жизнь родного края, в культуру нации как составляющую часть общечеловеческого культурного наследия используя такие направления, как краеведческие, художественно- эстетические, речевые и коммуникативно-личностные.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи и формирования национальной культуры ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей как фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.
С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Актуальность этого исследования определяется той огромной ролью, которую играют разные фольклорные жанры в развитии речи и формировании национальной культуры ребёнка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где связная речь является необходимым условием успешной учёбы.
Цели: повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по формированию национальной культуры средствами разных форм фольклора, используя инновационные технологии; овладение детьми знаниями о татарском языке, обычаях и традициях посредством татарского детского фольклора.
Задачи: создание благоприятных условий; формирование основ базовой культуры личности; приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме, татарском орнаменте и блюдах; воспитывать желание участвовать в татарских народных праздниках и развлечениях
Гипотеза проекта: реализация ФГОС будет осуществляться путём переосмысления педагогической работы и программного обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности.
Я предполагаю, что уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре повышается, если педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса формирования национальной культуры; будет организованно специальное обучение с использованием разных форм не только непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах; разные формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для формирования знаний о национальной культуре
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1.Организационная основа.
2.Тематическое планирование.
3.Подборка материала (народные игры, сказки, пословицы, аудио- и видеоматериалы, анимационные сюжеты, мультипликационные фильмы)
4.Составление картотеки.
5.Сценарии праздников и развлечений.
6.Конспекты занятий по ознакомлению с обычаями и традициями татарского народа.
7 Пополнение мини-музея.
8.Наглядно-демонстрационный материал.
9.Консультации для родителей и воспитателей.
10.Обобщение и распространение опыта.
Виды деятельности: непосредственно образовательная, игровая, театрализованная, совместная , самостоятельная, творческая, продуктивная, словесная, наглядная, сюрпризный момент, поощрения
Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 1.Кабинет татарского языка.
2.Театральная студия
3.Музыкальный зал.
4.Физкультурный зал.
5.ТСО (ноутбук, интерактивная доска , мультимедийное устройство,
звуковые колонки, диски, флэшка).
6.Театральные костюмы, маски, атрибуты.
7.Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических и народных игр, мультфильмов по мотивам народных
сказок, песен, сценарии развлечений и т. д).
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.
Этапы и сроки:
1.Подготовительный ( 01. 09.13г.-30.04.14г.)
-изучение состояния работы,
методической литературы
-анкетирование, мониторинг
-создание условий для реализации проекта
-подбор материалов
2.Деятельный ( 01.05.14г.-29.12.14г.)
-внедрение проекта в образовательный процесс
-ориентация проекта на исследовательско - творческое восприятие детей
-взаимодействие с родителями и педагогами, направленное на реализацию проекта
3.Заключительный. ( 09.01.15г.-28.08.15г.)
-выставка продуктивной деятельности детей
-развлечение
-оформление фотоальбома
-итоговое занятие
-презентация
План реализации проекта
Работа с детьми
1.Беседы о традициях и обычаях, орнаменте и символики, об устном народном творчестве татарского народа.
2.Диагностика с целью отслеживания знаний детей.
3.Татарские народные игры.
4.Разучивание песен, пословиц и поговорок.
5.Чтение народных сказок.
6.Просмотр мультфильмов по мотивам народных сказок.
7.Дидактические и словесные игры по расширению знаний о татарской народной культуре, используя ТСО.
8.Продуктивная деятельность (апликация, лепка,рисование).
9.Участие в выставках детского творчества, на праздниках и развлечениях.
10.Разгадывание загадок.
11,Создание фотоальбома.
Сотрудничество с родителями.
1.Беседа, информационные стенды, папки-передвижки.
2.Анкетирование родителей.
3.Совместная работа детей и родителей теме.
4.Помощь в пошиве народных костюмов для детей и кукол, пополнение мини-музея атрибутами.
5.Совместные экскурсии в сельский ДК, в библиотеку, в краеведческий музей «Чистопольско - Высельской СОШ».
6.Участие и помощь в проведении народных игр, драматизации сказок, КВН, праздников, развлечений.
7.Оформление фотоальбома.
8.Создание презентации.
Работа с педагогами.
1.Выступления на педагогическом совете и в ресурсном центре.
2.Открытые занятия по теме, с использованием ТСО
3.Совместное проведение народных игр, праздников и развлечений.
4.Пополнение национальных уголков.
5.Консультация для воспитателей детского сада.
6.Презентация проекта.
Сотрудничество с социокультурными центрами
1.Сельская библиотека
2.Сельский ДК.
3.Краеведческий музей МБОУ «Чистопольско - Высельская СОШ»
4.Музыкальная школа МБОУ «Чистопольско - Высельская СОШ»
Мониторинг
По результатам диагностики определения уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о татарском народном фольклоре я выяснила следующее: высокий уровень- 15%, средний уровень- 66%, низкий уровень- 19%.
Возможные риски
При реализации проекта возможны следующие риски, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1.Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций.
2.Взаимодействие педагогов ДОУ с целью решения целей и задач проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовки проекта проведена беседа, консультация с воспитателями ДОУ, которые одобрили проект и приняли решение сотрудничать.
3.Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность.
Ожидаемые результаты
Дети. - Сформируется устойчивый интерес к татарскому народному
творчеству, фольклору, традициям и культуре родного края;
- Повысится уровень связной речи;
- Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами,
выражениями.
Родители. - Сформируется понимание необходимости использования разных форм фольклора в развитии речи и пополнении знаний о национальной культуре.
- Взаимодействуют с педагогами по вопросу национальной
культуры детей.
-Поощряют использование разных форм фольклора в играх
детей дома.
Педагоги. - Повышение теоретического уровня по теме проекта.
- Внедрение современных методов и технологий по развитию речи и национально-регионального компонента.
- Самореализация.
- Обобщение и распространение педагогического опыта.
Список литературы
1.Региональная программа дошкольного образования / Р.К. Шаехова/ - РИЦ, 2012.
2.Воспитание и обучение в детском саду (Национально - региональный компонент) Программы /Авт.-сост.: К. В. Закирова, Р.А. Бурганова. и др.- Казань : Магариф,2009.
3.Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду/ З. М. Зарипова, Р. С. Исаева и др.. – Казань,2013.
4.Игры в детском саду: методическое пособие / К. В. Закирова, Л.Р.Муртазина – Казань,2012.
5.На поляне детства: хрестоматия для воспитателей/ К. В.Закирова .- Казань ,2011.
6.Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие/ К.В. Закирова,Р.К .Кадырова, Г.М. Сафиуллина – Казань,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...
Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».
В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...
Тема выступления на педагогическом совете: Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.
Использование музейного пространства группы для приобщения детей к национальной культуре и традициям нашего народа....