"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"
проект (подготовительная группа) на тему
Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необходимо не только детей, но и их родителей, многие же родители, которых не могут даже общаться на родном языке...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost1.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 326 комбинированного вида»
Московского района г. Казани
ПРОЕКТ
исследовательской деятельности воспитателя по обучению татарского языка
по теме:
«Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа»
Проект выполнила
Воспитатель II кв-ой категории
Мирзагитова Алсу Нурвахитовна
Казань 2010 год
ПЛАН ПРОЕКТА
1. Актуальность темы.
2. Цели и задачи.
3. Этапы проведения.
4. Формы работ по реализации проекта.
5. Описание хода и результатов работ.
6. Итоги.
7. Литература.
Актуальность проекта
Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необходимо не только детей, но и их родителей, многие же родители, которых не могут даже общаться даже на родном языке. Современные концепции личности ребенка, а так же региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включения отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследия каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранения и развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни.
Обращение воспитательным традициям татарского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания татар. Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой народов становиться важным направлением социального воспитания.
Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка дошкольном детстве. Именно процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучение детей.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих ( Д.Б.Эльконин, Р.Е. Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др) . к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведение народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти-шести лет.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше и меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становиться еще актуальнее.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину при ознакомлении старших дошкольников с народным творчеством, формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводиться лишь к заучиванию пословиц, загадок, поговорок. Педагоги редко используются эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводиться к подготовке к школе, к усвоению грамоты кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводиться на второй план.
Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей младшего возраста средствами народного творчества. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса.
Некоторые аспекты речевого развития дошкольников средствами народного творчества занимались О.С.Ушакова, К.Д. Ушинский, В.В.Шевченко, О.И.Давыдова и др.
В настоящее время проявилось достаточно большое количество различных парциональных программ использования традиционной культуры в воспитательно- образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Приобщение детей к истокам татарской народной культуры» О.Л.Князевой и много других.
ЦЕЛЬ: Воспитание нравственно-патриотических чувств через национальную культуру татарского народа, для выявления оптимальных условий развития речи детей с помощью различной форм фольклора.
ЗАДАЧИ:
- Развивать нравственность и патриотизм детей через знакомство творчеством татарского народа. Формирование первоначальных представлений об истории и культуре татарского народа.
- Обучение устной речи через ознакомление с татарскими народными праздниками и национально декоративно-прикладным творчеством.
- Воспитывать терпимость к разным культурам, верованиям через приобщение детей к культурно- историческим ценностям татарского народа.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
- Подготовительный этап- изучение интересов детей; сбор информации; разработка программ и сценариев мероприятий.
- Основной этап (непосредственно обучение)- организация исследовательской работы; разбор пословицы, поговорки, скороговорки; чтение художественных произведений.
–на занятиях;
- повседневной жизни;
III. Заключительный- подведение итогов работы; оценка результатов реализации проекта, оформление фото-отчетов выставок.
ФОРМЫ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для достижения поставленных целей и задач требуется комбинация нескольких форм работ, которые охватывают не только саму работу непосредственно с детьми, но включают в работу родителей и остальных педагогов дошкольного образовательного учреждения. Только при сочетании этих трех факторов, достижение целей и задач будет наиболее оптимальным.
В данном проекте использованы три формы работы:
ОПИСАНИЕ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Связь с другими педагогами | Работа с родителями |
Знакомство с народным творчеством через чтение сказок, рассматривание иллюстраций, повтор содержания. | Слушают, рассматривают иллюстрации. Рассказывают о чем сказка. | Логопед закрепляет звук Ш | Создание информационного стенда, консультации, анкетирование, просмотр открытых мероприятий. |
Разучивание пословиц, поговорок. | Заучивают пословиц и поговорок. | Проговаривание и прпевание на музыкальных занятиях. | |
Ознакомление с татарским орнаментом. | Рассматривание изделий с татарским орнаментом, рисование элементов орнамента. | Использование в логоритмических занятиях. | Изготовление альбома с образцами татарского орнамента. |
Фотоальбом «Народные праздники в детском саду». | Рассматривание альбома, высказывание детей. | Проведение народных праздников «Навруз», «Сабантуй». | Организация фотовыставки «Семейные народные праздники». |
Постановка театрализованного представления. | Участие детей в представлении. | ||
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. | Рассматривание изделий народного промысла. | Организация выставки изделий народного промысла. |
РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни . очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народным традициям, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Прежде всего мы создали в группе национальный уголок, где окружающие предметы впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они- часть великого татарского народа.
В своей работе я широко использую все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты татарского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу и нежность. Большое внимание в своей работе я уделяю приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения характерными особенностями времен года, поведение птиц. Причем эти наблюдения связаны трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Особую роль я отвожу ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным промыслом. Так как предметы искусства и ремесленного дело является своеобразной связующей нитью культурной жизни татарского народа в прошлом и настоящем, в них отражаются традиции, история, любимая цветовая гамма народа.
Практика показала, что для всестороннего развития ребенка особое значение приобретают игры- забавы с использованием народного творчества. Мы старались вводить игры хорошо известные детям поговорки, пословицы, чтобы дать возможность проявить речевую активность.
Использование малых форм народного творчества в театрализованной деятельности (игры, драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
У родителей повысился интерес народному творчеству речевом развитии детей. Они с удовольствием заучивают скороговорки, потешки, поговорки, пословицы.
В дальнейшем планирую разработать перспективный план по знакомству с народным творчеством по всем возрастным группам. Составить анкету для родителей по знаниям различных форм национального творчества.
Приобретать игры с использованием народного творчества. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» ( по содержанию картинки вспомнить произведение). Вечер развлечений с элементами народного творчества. Его программа разнообразно: чтение детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала ( игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; народные игры; загадывание загадок.
Праздники могут быть подготовлены силами воспитателей. Иногда его готовят как сюрприз для детей. Особенно ценно, считают методисты, заблаговременно подготовить утренник с детьми. Именно такая подготовка помогает решению многих задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Таким образом, организуя развлечения для детей, мы активизируем в речи детей малые формы народного творчества. Это способствует развитию образности и выразительности их речи. Итак, использованием народного творчества в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.
ЛИТЕРАТУРА
- Т.Н.Образцова «Ролевые игры для детей», Москва 2005 год.
- Файзуллина Р.Ш. «Татарский народный орнамент»- пособие для воспитателей детских садов, Казань 1984 г.
- В.Г.Гомәрова, Ф.Я.Зарипова «Бәйрәмнәр бәйләме” Казан, Мәгариф 2005 ел.
- Р.Ф.Ягъфәрова “Балалар фольклоры” Казан, Мәгариф 2000 ел.
- К.В.Закирова, Р.Ә. Кадыйрова “Әхлакнигезе- матур гадәт” Казан, Мәгариф 1998 ел.
- Д.М.Исхаков “Этнография татарского народа” Казань, Магариф 2004 год.
- Ф.С.Баязитова “Народные обряды” Казань, татрское книжное издательство, 1995 год.
- Г.Г.Гәрәева “Уйный-уйный укыйбыз” Казан, “Яңалиф” 2007 ел.
- К.В.Закирова “Уйный-уйный үсәбез” Казан, Мәгариф, 2005 ел.
- К.В.Закирова “Күңел ачыйк бергәләп” Казан, Мәгариф, 2003 ел.
- К.В.Закирова, С.М.Гаффарова “Әткәм-әнкәмнең теле” Казан, Мәгариф, 1997 ел.
- Нурия Сергеева “Веков связующая нитҗ. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества” Казань, 2004 год.
- Ф.Ф.Харисова “Национальная культура и образование” Москва, 2000год.
- Н.А.Кузьменко, Л.А.Кошмак “Приезжайте к нам в Казань” Казань, 2004 год.
- Девятых Л.И., Белоглазов А.В. “Казань- времен связуюая нить”, 2000 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для национальной (средней) группы на тему: «Знакомство с татарским орнаментом, через традиции и обычаи татарского народа"
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа...
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
Приобщение детей к истокам национальной культуры через народную игру
Консультация для воспитателей...
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры и традициям посредством организации музейной экспозиции «Русская изба»
Цель работы музея «Русская изба» - приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа...