Проект "Формирование чувства патриотизма, дружбы народов через ознакомление с народами Поволжья"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект интересен для использования в работе со старшими дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_povolzhe.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Формирование чувства патриотизма, дружбы народов через ознакомление с народами Поволжья»
Петрова Татьяна Александровна,
старший воспитатель,
МБДОУ « Детский сад №411» г.о. Самара
1. Актуальность.
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.
Россия всегда была многонациональным государством.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Приоритет в осуществлении данного вопроса в большей степени принадлежит образованию, а точнее нам педагогам, что отражено в директивных государственных документах. Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Дети разных национальностей живут бок о бок. Дети проявляют интерес к обычаям, традициям, промыслам, фольклору народов Поволжья. Однако знаний в этой области у них недостаточно. Для начала решили выяснить: дети каких национальностей Поволжья есть в нашей группе. Оказалось, что большинство детей русские, есть еще татары, чуваши и мордва. Именно с этими национальностями и решили познакомить детей.
Было принято решение посвятить этой теме проект.
2. Цель проекта:
Познакомить детей с жизнью, культурой и традициями народов Поволжья (татары, мордва, чуваши).
3. Задачи.
Для детей:
Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности продуктивной, игровой.
Для родителей:
Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
Способствовать активному участию родителей в организации работы с социумом.
Для педагогов:
разработать подходы к созданию в группе образовательной среды, способствующей формированию у детей дошкольного возраста знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах народов Поволжья.
4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек и т.п.
Игровые: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные: демонстрация иллюстраций, карточек, просмотр мультфильмов, презентаций.
Практические: обследование предметов быта и одежды, выполнение заданий.
Технология проектной деятельности.
5. Ожидаемые результаты
Для детей:
- знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
- повышен уровень знаний о народах Поволжья, их праздниках,
о народных играх, традициях и обычаях.
Для педагогов:
повысился уровень профессионального мастерства педагогов в воспитании детей на основе полученных знаний.
Для родителей:
родительский опыт обогатился идеями этнопедагогики.
I этап – предварительный:
- мониторинг знаний детей;
- информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- анкетирование родителей;
- составление плана работы по проекту;
- изучение литературы, сбор информации из разных источников;
- подбор детской художественной литературы, подготовка конспектов, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов, дидактического материала.
II этап – основной:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
сентябрь | Ознакомление с татарским народом ОД «Ознакомление с татарским народом». Знакомство с территорией, гербом и флагом республики Татарстан. Просмотр презентации из сети интернет «Татарский народ». Чтение татарской народной сказки «Белый волк». Дидактические игры: «Собери картинку», «Весёлое путешествие», «Проверь себя», «Что лишнее?», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте татарского народа. ОД Коллективная аппликация «Одень на праздник Айгуль и Марата». Разучивание татарских народных подвижных игр: «Тимербай», «Продаём горшки», «Серый волк». Слушание сборника «Татарские детские народные песни» | Папка-передвижка «Интересное оТатарстане» Предложить родителям с помощью интернет - ресурсов изучить самостоятельно темы «Казанский Кремль», «Реки о голубые озёра Татарстана», «Животный и растительный мир Татарстана», сделать газету по просмотренному ресурсу и рассказать детям в группе. | Приобретение большой карты Самарской области. Отметить границы республики Татарстан ее столицу. Внесение куклы в национальной татарской одежде, татарской национальной одежды, герба и флага Татарстана. |
Октябрь | Ознакомление с чувашским народом ОД «Ознакомление с чувашским народом». Знакомство с территорией, гербом и флагом республики. Чувашии. Просмотр презентации из сети интернет «Чувашский народ» Чтение чувашской народной сказки «Красавица Тайслу» Дидактические игры: «Третий лишний», «Подбери орнамент к костюму», «Разрезные картинки», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте чувашского народа. Разучивание чувашских народных подвижных игр: «Слепой медведь», «Летучая мышь», «Луна или солне?». Слушание детских чувашских песен. | Папка-передвижка «Интересное о Чувашии» Создание книжки по одной из сказок чувашского народа. | Отметить на карте Самарской области границы республики Чувашии и ее столицу. Внесение куклы в Чувашской народной одежде, герба и флага Чувашии. |
Ноябрь | Ознакомление с мордовским народом ОД «Ознакомление с мордовским народом». Знакомство с территорией, гербом и флагом республики. Просмотр презентации из сети интернет «Мордовский костюм и национальные праздники» Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Дидактические игры: «Третий лишний», «Подбери орнамент к костюму», «Разрезные картинки», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте чувашского народа. Разучивание мордовских народных подвижных игр: «Раю-раю», «Колечко», «В курочек». Слушание мордовских мелодий. | Папка-передвижка «Интересное о Мордовии» Предложить родителям описать один из чувашских народных праздников и сделать картотеку народных праздников Чувашии. | Отметить на карте границы республики Мордовия и ее столицу. Внести куклу в национальной одежде, герб и флаг Мордовии. |
III этап – заключительный:
- Проведение итогового диагностирования детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о народах Поволжья.
- Презентация проекта для педагогов ДОУ.
- Развлечение совместно с родителями «Самарская ярмарка».
- Оформление в группе уголка «Народы Поволжья».
Сценарий Самарская ярмарка
(Звучит русская народная песня «Ах, Самара городок», в зал входят дети и встают по всему залу) (СЛАЙД 1)
Ведущая: Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
1 ребёнок: И волжских просторов - широких и чистых
Никто не забудет – нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых
Нам видеть и помнить дано навсегда!
2 ребёнок: Самара, ты в сердце огонь разжигаешь
Отчизне своей мы готовы служить
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить
ИСП. ПЕСНЯ «Гимн Самары»
(исполняют воспитатели вместе с детьми)
3 ребёнок: Родина – слово большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес.
4 ребёнок: В нём умещается ровно полмира
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная Самара
Мы всей душою любим тебя.
песня «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова
Ведущая: Осенью заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай и устраивают весёлые ярмарки. Все, на что щедра наша земля, можно увидеть в эти дни в Самаре на осенней сельскохозяйственной ярмарке.
Торговые люди едут со своим товаром в Самару охотно.
Стало уже по традиции, - устраивать осеннюю ярмарку на главной площади города – площади имени Куйбышева. Приценяйся - и покупай, да побольше, чтоб провианта хватило до следующего лета.
Спешите, спешите поскорее!
Нет нашей ярмарки веселее!
Приходите, разомните кости!
Самарская ярмарка приглашает всех в гости!
(Звучит русская народная музыка. В зал вбегают 2 скомороха) (СЛАЙД»2)
1 скоморох: Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево – лавки с товаром
Гляньте направо – веселье даром
2 скоморох: Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители
Ждём на ярмарку детей
Ждём и их родителей
(Выходят коробейники, вынося овощи)
1 продавец: Свёклу надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свёклы нету.
2 продавец: Очень будете довольны
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится конечно.
На зубах хрустит, хрустит
Я могу вас угостить.
3 продавец: А вот румяная редиска
А хвалить её зачем
Она и так известна всем.
4 продавец: Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
5 продавец: Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
6 продавец: Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные
1 скоморох: Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключения
В этом нет сомнения.
2 скоморох: Подходи, честной народ!
Ярмарка к себе зовёт!
Ярмарка не даст скучать!
Петь заставит, танцевать!
танец «Кадриль» русская народная музыка (СЛАЙД 3)
1 скоморох: Эй, Купцы – продавцы, спешите скорей! Нет нашей ярмарки ярче, и веселей.
2 скоморох: И с Поволжской земли все на ярмарку пришли.
1 скоморох: Вот чуваши идут, о родной сторонке весело поют.
(выходят дети в чувашских костюмах)
(СЛАЙД 4)
1 ребёнок: Аваны юлдашем!
2 ребёнок: Здравствуйте, друзья!
3 ребёнок: И мы на ярмарку пришли.
У нас тоже есть товар
Лучше ли, хуже ли – судить не нам.
4 ребёнок: Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети
Выручает нас всегда
Эта скромная еда
5 ребёнок: И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И варёной и печёной,
И хрустящей, и толчёной.
ВСЕ: Про неё сказать не грех,
Что картошка лучше всех.
1 скоморох: Отличная чувашская картошка.
6 ребёнок: А вот продаются чувашские затеи
Покупайте скорее,
Чтобы было веселее.
В прочем я их не продаю, а так отдаю.
Чувашская игра «Солнце и месяц» (чувашская народная музыка)
(Звучит татарская народная музыка, в зал входят дети в татарских костюмах) (СЛАЙД 5)
1 ребёнок: Хороши товары у всех, а нам тоже есть, что показать.
1 скоморох: Просим! Просим!
2 ребёнок: Как красив мой Татарстан,
Широки твои поля
И течёт, не уставая, полноводная река
3 ребёнок: Эх, дайте мне сказать
И начать сказание
Вызываю плясунов на соревнование.
ИСП. Татарский народный танец.
(Выходят 2 девочки в русских народных костюмах)
1 девочка: Уж я так устроена
Петь плясать настроена.
Один день не попляшу -
На другой с ума схожу
2 девочка: Ох, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не топочу -
Всё равно плясать хочу.
Исполняется танец «Варвара» русская народна музыка (СЛАЙД 6)
1 Скоморох: Славно нас повеселили.
(Звучит башкирская народная музыка, выходят дети в башкирских костюмах) (СЛАЙД 7)
Мальчик: А нам можно на ярмарке свой товар показать?
2 скоморох: А вы откуда?
1 девочка: Мы приехали к вам из Башкирии.
Степная Башкирия,
Какая даль! Какой простор!
В степи, как в небе тонет взор
И мысли летят за ним в след
И ей вокруг преграды нет
2 ребёнок: Кругом зелёный океан
На нём волной застыл курган,
И всюду, пеной бурных вод.
Ковыль серебряный цветёт
2 скоморох: А чем богаты? Что привезли гости из Башкирии?
3 ребёнок: Только летом круглый год
В улья пчёлы носят мёд
Золотой, душистый, сладкий
Не для вас ли он, ребятки?
4 ребёнок: В нём лекарства, витамины
От простуды и ангины
Сильными хотите быть?
Значит, мёд должны любить.
5 ребёнок: Что ещё сказать вам дети?
Если вызвал интерес
Много есть чудес на свете
Мёд же - чудо из чудес
1 скоморох: (пробует мёд)
Ну и товар всем товарам товар!
6 ребёнок: Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть.
2 скоморох: А во что будем играть?
1 ребёнок: В Башкирскую игру «Юрта»
Башкирская игра «Юрта» башкирская народная музыка.
1 скоморох: Какая весёлая игра, а мы вас песней удивим.
Где песня льётся, там легче живётся.
дети исполняют русскую народную песню «Пойду ль молода»
Звучит русская народная музыка, на лошадке выезжает мальчик) (СЛАЙД 8)
2 скоморох: (подходит к мальчику)
Чей нос?
Мальчик: Витянькин
2 скоморох: Куда едешь?
Мальчик: В Самару
2 скоморох: Что везёшь?
Мальчик: Рожь.
2 скоморох: Что возьмёшь?
Мальчик: Грош.
2 скоморох: Что купишь?
Мальчик: Калач да блин.
2 скоморох: С кем съешь?
Мальчик: Один.
2 скоморох: Не ешь один, не ешь один. (треплет за нос)
1 скоморох: Посмотрите, сколько замечательных друзей приехало к нам на ярмарку. О дружбе сложено много песен и стихов, а также сложено много пословиц. А вы знаете пословицы о дружбе?
Я начну, а вы попробуйте закончить.
- Не имей сто рублей, а имей……(сто друзей)
- Друга ищи, а найдёшь….(береги)
- Что посеешь, то и ….(пожнёшь)
- Старый друг – лучше ….(новых двух)
2 скоморох: Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
1 скоморох: Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!
ИСП. ПЕСНЯ «Песенка дружных ребят» муз. С. Соснина
(СЛАЙД 9)
2 скоморох: Ой, да наплясались, навеселились мы с вами на самарской ярмарке. Товару накупили всякого!
До свидания, гости званые,
Гости званые, долгожданные!
1 скоморох: Солнышко закатилось,
Наша ярмарка…
Все: Закрылась.
(Под музыку дети выходят из зала)
Методика обследования по изучению представлений старших
дошкольников о народах Поволжья.
Диагностический инструментарию, который содержал следующие задания:
Задание 1 «Национальность»
Цель: определить уровень знаний о народах, проживающих в Поволжье. Беседа по вопросам:
- Как называется наш край? Наша область? А наш город?
- Какие соседние республики ты знаешь?
- Какие народы живут в нашем краю?
- Знаешь ли ты, дети, какой национальности есть в твоей группе?
- А ты, какой национальности?
- На каком языке ты разговариваешь?
- Как ты думаешь, чем отличаются народы разных республик?
- А что у них общего?
Задание 2 «Национальный костюм»
Цель: Определить уровень представлений о национальном костюме народов
Поволжья при помощи фотографий.
Вопросы:
- В национальные костюмы, каких народов Поволжья одеты дети?
- Почему ты думаешь, что это (русский, татарский, чувашский, мордовский)
костюм?
- Покажи и назови, из какой одежды состоит этот национальный костюм?
(ребёнку предлагают назвать элементы одежды выбранного им костюма).
Критерии оценки:
Задание 3 «Устное народное творчество»
Цель: определить уровень знаний детей об устном народном творчестве
народов Поволжья.
Оборудование:
иллюстрации к наиболее известным сказкам народов
Поволжья.
Вопросы:
- Иллюстрации, к каким сказкам ты узнал?
- Народ, какой национальности сочинил сказки, которые ты узнал?
- Какие народные игры ты знаешь? Назови их.
- Знаешь ли ты народные пословицы? Назови их.
Задание 4 «Народные праздники и игры»
Цель: определить уровень знаний детей о народных праздниках народов
Поволжья.
Вопросы:
- Какие народные праздники и игры ты знаешь?
- Что ты можешь рассказать о названных тобою праздниках?
- Какие народные праздники празднуют у тебя дома?
- В какие народные игры ты играешь?
Критерии оценки:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балл – низкий уровень
Список использованных источников.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной,-М.: Просвещение, 1989.
- Коллекция «Куклы в народных костюмах» (ежемесячный журнал + кукла»): Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и ООО «Этноконсалтинг», 2015.
- Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...
«Воспитание чувства патриотизма у детей через ознакомление с геральдикой родной страны».
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в общ...
Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.
Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного воз...
Воспитание патриотизма и гражданственности, через ознакомление детей со знаменитыми людьми России
Воспитание патриотизма и гражданственности, черезознакомление детей со знаменитыми людьми России...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...