Проект "Формирование чувства патриотизма, дружбы народов через ознакомление с народами Поволжья"
проект (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Петрова Александровна

Проект интересен для использования в работе со старшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_povolzhe.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Формирование чувства патриотизма, дружбы народов через ознакомление с народами Поволжья»

Петрова Татьяна Александровна,

старший воспитатель,

МБДОУ « Детский сад №411» г.о. Самара

1. Актуальность.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры.

Россия всегда была многонациональным государством.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Приоритет в осуществлении данного вопроса в большей степени принадлежит образованию, а точнее нам педагогам, что отражено в директивных государственных документах. Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Дети разных национальностей живут бок о бок. Дети проявляют интерес к обычаям, традициям, промыслам, фольклору народов Поволжья. Однако знаний в этой области у них недостаточно. Для начала решили выяснить: дети каких национальностей Поволжья есть в нашей группе. Оказалось, что большинство детей русские, есть еще татары, чуваши и мордва. Именно с этими национальностями и решили познакомить детей.

Было принято решение посвятить этой теме проект.

2. Цель проекта:

Познакомить детей с жизнью, культурой и традициями народов Поволжья (татары, мордва, чуваши).

3. Задачи.

Для детей:

Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности продуктивной, игровой.

Для родителей:

Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.

Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

Способствовать активному участию родителей в организации работы с социумом.

Для педагогов:

разработать подходы к созданию в группе образовательной среды, способствующей формированию у детей дошкольного возраста знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах народов Поволжья.

4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек и т.п.

Игровые: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.

Наглядные: демонстрация иллюстраций, карточек, просмотр мультфильмов, презентаций.

Практические: обследование предметов быта и одежды, выполнение заданий.

Технология проектной деятельности.

5. Ожидаемые результаты

Для детей:

- знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

- повышен уровень знаний о народах Поволжья, их праздниках,

о народных играх, традициях и обычаях.

Для педагогов:

повысился уровень профессионального мастерства педагогов в воспитании детей на основе полученных знаний.

Для родителей:

родительский опыт обогатился идеями этнопедагогики.

I этап – предварительный:

- мониторинг знаний детей;

- информирование родителей о задачах и содержании проекта;

- анкетирование родителей;

- составление плана работы по проекту;

- изучение литературы, сбор информации из разных источников;

- подбор детской художественной литературы, подготовка конспектов, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов, дидактического материала.

II этап – основной:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

сентябрь

Ознакомление с татарским народом

ОД «Ознакомление с татарским народом».

Знакомство с территорией, гербом и флагом республики Татарстан.

Просмотр презентации из сети интернет «Татарский народ».

Чтение татарской народной сказки «Белый волк».

Дидактические игры: «Собери картинку», «Весёлое путешествие», «Проверь себя», «Что лишнее?», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте татарского народа.

ОД Коллективная аппликация «Одень на праздник Айгуль и Марата».

Разучивание татарских народных подвижных игр: «Тимербай», «Продаём горшки», «Серый волк».

Слушание сборника «Татарские детские народные песни»

Папка-передвижка «Интересное оТатарстане»

Предложить родителям с помощью интернет - ресурсов изучить самостоятельно темы «Казанский Кремль», «Реки о голубые озёра Татарстана», «Животный и растительный мир Татарстана», сделать газету по просмотренному ресурсу и рассказать детям в группе.

Приобретение большой карты Самарской области.

Отметить границы республики Татарстан ее столицу. Внесение куклы в национальной татарской одежде, татарской национальной одежды, герба и флага Татарстана.

Октябрь

Ознакомление с чувашским народом

ОД «Ознакомление с чувашским народом».

Знакомство с территорией, гербом и флагом республики. Чувашии.

Просмотр презентации из сети интернет «Чувашский народ»

Чтение чувашской народной сказки «Красавица Тайслу»

Дидактические игры: «Третий лишний», «Подбери орнамент к костюму», «Разрезные картинки», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте чувашского народа.

Разучивание чувашских народных подвижных игр: «Слепой медведь», «Летучая мышь», «Луна или солне?».

Слушание детских чувашских песен.

Папка-передвижка «Интересное о Чувашии»

Создание книжки по одной из сказок чувашского народа.

Отметить на карте Самарской области границы республики Чувашии и ее столицу. Внесение куклы в Чувашской народной одежде, герба и флага Чувашии.

Ноябрь

Ознакомление с мордовским народом

ОД «Ознакомление с мордовским народом».

Знакомство с территорией, гербом и флагом республики.

Просмотр презентации из сети интернет «Мордовский костюм и национальные праздники»

Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Дидактические игры: «Третий лишний», «Подбери орнамент к костюму», «Разрезные картинки», направленных на закрепление представлений детей о культуре и быте чувашского народа.

Разучивание мордовских народных подвижных игр: «Раю-раю», «Колечко», «В курочек».

Слушание мордовских мелодий.

Папка-передвижка «Интересное о Мордовии»

Предложить родителям описать один из чувашских народных праздников и сделать картотеку народных праздников Чувашии.

Отметить на карте границы республики Мордовия и ее столицу.

Внести куклу в национальной одежде, герб и флаг Мордовии.

III этап – заключительный:

- Проведение итогового диагностирования детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о народах Поволжья.

- Презентация проекта для педагогов ДОУ.

- Развлечение совместно с родителями «Самарская ярмарка».

- Оформление в группе уголка «Народы Поволжья».

Сценарий Самарская ярмарка

(Звучит русская народная песня «Ах, Самара городок», в зал входят дети и встают по всему залу) (СЛАЙД 1)

Ведущая: Самара - наш город родной и прекрасный!

Самара - наш светлый, безоблачный край

Мы любим его и отнюдь не напрасно

Живём и находим в нём собственный рай!

1 ребёнок: И волжских просторов - широких и чистых

Никто не забудет – нигде, никогда!

А гор жигулёвских, вершин серебристых

Нам видеть и помнить дано навсегда!

2 ребёнок: Самара, ты в сердце огонь разжигаешь

Отчизне своей мы готовы служить

Ты пламенем жизни вовеки сияешь,

И Родину нашу нельзя не любить

ИСП. ПЕСНЯ «Гимн Самары»

(исполняют воспитатели вместе с детьми)

3 ребёнок: Родина – слово большое, большое

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес.

4 ребёнок: В нём умещается ровно полмира

Мама и папа, соседи, друзья

Город родимый, родная Самара

Мы всей душою любим тебя.

песня «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю. Чичкова

Ведущая: Осенью заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай и устраивают весёлые ярмарки. Все, на что щедра наша земля, можно увидеть в эти дни в Самаре на осенней сельскохозяйственной ярмарке.

Торговые люди едут со своим товаром в Самару охотно.

Стало уже по традиции, - устраивать осеннюю ярмарку на главной площади города – площади имени Куйбышева. Приценяйся - и покупай, да побольше, чтоб провианта хватило до следующего лета.

Спешите, спешите поскорее!

Нет нашей ярмарки веселее!

Приходите, разомните кости!

Самарская ярмарка приглашает всех в гости!

(Звучит русская народная музыка. В зал вбегают 2 скомороха) (СЛАЙД»2)

1 скоморох: Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево – лавки с товаром

Гляньте направо – веселье даром

2 скоморох: Собирайтесь веселей,

Дорогие зрители

Ждём на ярмарку детей

Ждём и их родителей

(Выходят коробейники, вынося овощи)

1 продавец: Свёклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай

Лучше свёклы нету.

2 продавец: Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится конечно.

На зубах хрустит, хрустит

Я могу вас угостить.

3 продавец: А вот румяная редиска

А хвалить её зачем

Она и так известна всем.

4 продавец: Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

5 продавец: Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

6 продавец: Из капусты варят щи

А какие вкусные пироги капустные

1 скоморох: Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить

Все без исключения

В этом нет сомнения.

2 скоморох: Подходи, честной народ!

Ярмарка к себе зовёт!

Ярмарка не даст скучать!

Петь заставит, танцевать!

танец «Кадриль» русская народная музыка (СЛАЙД 3)

1 скоморох: Эй, Купцы – продавцы, спешите скорей! Нет нашей ярмарки ярче, и веселей.

2 скоморох: И с Поволжской земли все на ярмарку пришли.

1 скоморох: Вот чуваши идут, о родной сторонке весело поют.

(выходят дети в чувашских костюмах)

(СЛАЙД 4)

1 ребёнок: Аваны юлдашем!

2 ребёнок: Здравствуйте, друзья!

3 ребёнок: И мы на ярмарку пришли.

У нас тоже есть товар

Лучше ли, хуже ли – судить не нам.

4 ребёнок: Без картошки жить на свете

Очень даже грустно дети

Выручает нас всегда

Эта скромная еда

5 ребёнок: И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И варёной и печёной,

И хрустящей, и толчёной.

ВСЕ: Про неё сказать не грех,

Что картошка лучше всех.

1 скоморох: Отличная чувашская картошка.

6 ребёнок: А вот продаются чувашские затеи

Покупайте скорее,

Чтобы было веселее.

В прочем я их не продаю, а так отдаю.

Чувашская игра «Солнце и месяц» (чувашская народная музыка)

(Звучит татарская народная музыка, в зал входят дети в татарских костюмах) (СЛАЙД 5)

1 ребёнок: Хороши товары у всех, а нам тоже есть, что показать.

1 скоморох: Просим! Просим!

2 ребёнок: Как красив мой Татарстан,

Широки твои поля

И течёт, не уставая, полноводная река

3 ребёнок: Эх, дайте мне сказать

И начать сказание

Вызываю плясунов на соревнование.

ИСП. Татарский народный танец.

(Выходят 2 девочки в русских народных костюмах)

1 девочка: Уж я так устроена

Петь плясать настроена.

Один день не попляшу -

На другой с ума схожу

2 девочка: Ох, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я не топочу -

Всё равно плясать хочу.

Исполняется танец «Варвара» русская народна музыка (СЛАЙД 6)

1 Скоморох: Славно нас повеселили.

(Звучит башкирская народная музыка, выходят дети в башкирских костюмах) (СЛАЙД 7)

Мальчик: А нам можно на ярмарке свой товар показать?

2 скоморох: А вы откуда?

1 девочка: Мы приехали к вам из Башкирии.

Степная Башкирия,

Какая даль! Какой простор!

В степи, как в небе тонет взор

И мысли летят за ним в след

И ей вокруг преграды нет

2 ребёнок: Кругом зелёный океан

На нём волной застыл курган,

И всюду, пеной бурных вод.

Ковыль серебряный цветёт

2 скоморох: А чем богаты? Что привезли гости из Башкирии?

3 ребёнок: Только летом круглый год

В улья пчёлы носят мёд

Золотой, душистый, сладкий

Не для вас ли он, ребятки?

4 ребёнок: В нём лекарства, витамины

От простуды и ангины

Сильными хотите быть?

Значит, мёд должны любить.

5 ребёнок: Что ещё сказать вам дети?

Если вызвал интерес

Много есть чудес на свете

Мёд же - чудо из чудес

1 скоморох: (пробует мёд)

Ну и товар всем товарам товар!

6 ребёнок: Раз, два, три, четыре, пять мы собрались поиграть.

2 скоморох: А во что будем играть?

1 ребёнок: В Башкирскую игру «Юрта»

Башкирская игра «Юрта» башкирская народная музыка.

1 скоморох: Какая весёлая игра, а мы вас песней удивим.

Где песня льётся, там легче живётся.

дети исполняют русскую народную песню «Пойду ль молода»

Звучит русская народная музыка, на лошадке выезжает мальчик) (СЛАЙД 8)

2 скоморох: (подходит к мальчику)

Чей нос?

Мальчик: Витянькин

2 скоморох: Куда едешь?

Мальчик: В Самару

2 скоморох: Что везёшь?

Мальчик: Рожь.

2 скоморох: Что возьмёшь?

Мальчик: Грош.

2 скоморох: Что купишь?

Мальчик: Калач да блин.

2 скоморох: С кем съешь?

Мальчик: Один.

2 скоморох: Не ешь один, не ешь один. (треплет за нос)

1 скоморох: Посмотрите, сколько замечательных друзей приехало к нам на ярмарку. О дружбе сложено много песен и стихов, а также сложено много пословиц. А вы знаете пословицы о дружбе?

Я начну, а вы попробуйте закончить.

  • Не имей сто рублей, а имей……(сто друзей)
  • Друга ищи, а найдёшь….(береги)
  • Что посеешь, то и ….(пожнёшь)
  • Старый друг – лучше ….(новых двух)

2 скоморох: Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

1 скоморох: Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,

Но если нашел, береги же
Не дай никому отобрать!

ИСП. ПЕСНЯ «Песенка дружных ребят» муз. С. Соснина

(СЛАЙД 9)

2 скоморох: Ой, да наплясались, навеселились мы с вами на самарской ярмарке. Товару накупили всякого!

До свидания, гости званые,

Гости званые, долгожданные!

1 скоморох: Солнышко закатилось,

Наша ярмарка…

Все: Закрылась.

(Под музыку дети выходят из зала)

Методика обследования по изучению представлений старших

дошкольников о народах Поволжья.

Диагностический инструментарию, который содержал следующие задания:

Задание 1 «Национальность»

Цель: определить уровень знаний о народах, проживающих в Поволжье. Беседа по вопросам:

- Как называется наш край? Наша область? А наш город?

- Какие соседние республики ты знаешь?

- Какие народы живут в нашем краю?

- Знаешь ли ты, дети, какой национальности есть в твоей группе?

- А ты, какой национальности?

- На каком языке ты разговариваешь?

- Как ты думаешь, чем отличаются народы разных республик?

- А что у них общего?

Задание 2 «Национальный костюм»

Цель: Определить уровень представлений о национальном костюме народов

Поволжья при помощи фотографий.

Вопросы:

- В национальные костюмы, каких народов Поволжья одеты дети?

- Почему ты думаешь, что это (русский, татарский, чувашский, мордовский)

костюм?

- Покажи и назови, из какой одежды состоит этот национальный костюм?

(ребёнку предлагают назвать элементы одежды выбранного им костюма).

Критерии оценки:

Задание 3 «Устное народное творчество»

Цель: определить уровень знаний детей об устном народном творчестве

народов Поволжья.

Оборудование:

иллюстрации к наиболее известным сказкам народов

Поволжья.

Вопросы:

- Иллюстрации, к каким сказкам ты узнал?

- Народ, какой национальности сочинил сказки, которые ты узнал?

- Какие народные игры ты знаешь? Назови их.

- Знаешь ли ты народные пословицы? Назови их.

Задание 4 «Народные праздники и игры»

Цель: определить уровень знаний детей о народных праздниках народов

Поволжья.

Вопросы:

- Какие народные праздники и игры ты знаешь?

- Что ты можешь рассказать о названных тобою праздниках?

- Какие народные праздники празднуют у тебя дома?

- В какие народные игры ты играешь?

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

Список использованных источников.

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
  3. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной,-М.: Просвещение, 1989.
  4. Коллекция «Куклы в народных костюмах» (ежемесячный журнал + кукла»): Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и ООО «Этноконсалтинг», 2015.
  5. Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
  6. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

«Воспитание чувства патриотизма у детей через ознакомление с геральдикой родной страны».

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в общ...

Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.

Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного воз...

Воспитание патриотизма и гражданственности, через ознакомление детей со знаменитыми людьми России

Воспитание патриотизма и гражданственности, черезознакомление детей со знаменитыми людьми России...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...