Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.
статья по теме

Шакурова Юлия Владимировна

Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шакурова Юлия Владимировна

воспитатель МАДОУ – детский сад №87

г. Златоуст

Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.

Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях [10].

Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности. 

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать чаще всего не удается. Поэтому особое внимание в период дошкольного детства следует уделить формированию представлений о родном государстве, воспитанию детей в духе дружбы, согласия, уважения к людям разных национальностей, которые в будущем станут основой для развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма [9].

ФГОС ДО направлен на решение , в том числе, задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:

- обеспечения  равных  возможностей  для  полноценного  развития

каждого  ребёнка  в  период  дошкольного  детства  независимо  от  места проживания,  пола,  нации,  языка,  социального  статуса, психофизиологических и других особенностей [8].

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом определенных знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции [3].

В  связи  с  этим,  мы осознаем важность  воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка.

Толерантность  (от  латинского  слова  «tolerantia »  -  терпение)  –

терпимость  к  чужому  образу  жизни,  поведению,  обычаям,  чувствам,

мнениям,  идеям,  верованиям [6].

Формирование представлений о родном государстве должно осуществляться в единстве трех составляющих: 

1) информационное насыщение (сообщение знаний о ближайшем окружении ребенка, о государственной символике, об историческом прошлом страны, о разнообразии природы, животного мира, о территориальной  и государственной общности, о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).

2) эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления  - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

3) поведенческие нормы (знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении в отношениях со сверстниками и взрослыми) [10]. 

 Известно, что любая система успешно работает при определенных педагогических условиях.  Исходя из этого, мы определили цель работы: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи работы:

1.Познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн.

2.Расширить представления детей о природе, климате, животном мире страны.

3.Познакомить с народами, проживающими на территории России (народы Севера, народы европейской части, народы Сибири и Алтая, южные народы).

4.Дать представление о национальной одежде, жилищах, традициях, обычаях, фольклоре народов России.

5.Познакомить детей с правилами общения между людьми внутри этноса и вне его.

6.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Анализ изучаемой проблемы позволил выделить комплекс педагогических условий, мероприятий, влияющих на формирование представлений о родном государстве и способствующих воспитанию этнотолерантности  у детей старшего дошкольного возраста. Одной из форм работы с детьми является  непосредственно-образовательная деятельность, которую мы представляем в виде комплексно-тематического планирования  в таблице 1.

Таблица 1

Комплексно-тематическое планирование

(старший дошкольный возраст)

Тема и цель организованной образовательной

деятельности

Формы работы

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

октябрь

Тема: «Мы россияне».

Цель: познакомить детей с понятием Родина, Отечество, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к

 своей стране, закрепить название «Россия».

-беседа;

-чтение: Т. Коти «Родина моя – бескрайняя Россия»;

-чтение пословиц и поговорок о Родине;

-рассматривание политической карты мира и карты России;

Тема: «Родная страна - Россия».

Цель: познакомить детей с государственной символикой страны (флаг, герб, гимн), столицей страны – Москвой. Активизировать словарь по теме. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. 

- беседа;

-просмотр видеоролика «Это все Россия»;

-рассматривание российской государственной

символики;

-слушание гимна РФ.

Продуктивная деятельность.

Тема: «Флаг России».

Цель: закрепить знания детей о государственной символике страны. Вспомнить из каких цветов состоит флаг нашей страны и что обозначает каждый цвет. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну.

Художественное творчество (лепка)

ноябрь

Тема: «Мы живем в России».

Цель: познакомить детей с климатическими

 зонами страны, разнообразием природы и животного мира. Развивать умение сравнивать, мыслить логически. Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

-рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты, глобуса;

-беседа «Мы живем в России»;

-чтение: З. Александрова «Родина», Н. Виноградова

«Моя страна Россия»,  Н. Забила «Наш край», «Север», «Юг», Л. Некрасов «Это наша Родина»;

-обсуждение прочитанного;

-слушание песни В.Баснер, М. Матусовский «С чего начинается Родина?»

Тема: «Народы, живущие в России».

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

-беседа;

-презентация;

-тематическая экскурсия в библиотеку;

-дидактические игры;

-подвижные игры разных народов.

-игра «Комплименты», «Спиной друг к другу»,

 «Хоровод дружбы».

Тема: «21 ноября – всемирный день приветствий».

Цель: рассказать детям о происхождении праздника, его традициях и обычаях, дать представление о многообразии традиций приветствия. Воспитывать толерантность в

сфере межкультурной коммуникации.

- познавательная беседа;

-тренинг «Сказочное приветствие»;

-упражнение «Пойми меня»: ребенок-ведущий должен объяснить жестами, чего он хочет, остальные ребята должны угадать его просьбу и по возможности

выполнить ее;

-пластический этюд «Придумай свой поклон»;

-просмотр мультфильма «Привет друзьям»;

-«Уроки тетушки Совы. Правила хорошего поведения».

декабрь

Тема: «Северные народы России (ненцы, ханты, чукчи, нанайцы, эскимосы, манси)».

Цель: познакомить детей с народами севера, показать отличительные особенности их традиционного костюма, рассказать о типичных занятиях северных народов (оленеводстве, рыболовстве, охоте). Воспитывать интерес и уважение к жителям Крайнего Севера.

-познавательная беседа;

-презентация «Народы севера»;

- дидактические игры;

-рассматривание тематических картинок;

-упражнение «Добрые эльфы»;

-этюд «Дружба»;

-просмотр видеоэнциклопедии «Гора самоцветов. Северные народы».

Продуктивная деятельность.

Тема «Северное сияние».

Цель: продолжать знакомить детей с бытом и культурой народов Севера, совершенствовать технику рисования восковыми карандашами, инициировать изображение арктических

животных, воспитывать интерес к познанию природы.

Художественное творчество (рисование)

Тема: «Дом оленевода – чум».

Цель: познакомить детей с традиционным жилищем ненцев – чумом; рассказать как ненцы ставят чум, показать как выглядит чум внутри, рассказать о некоторых традиционных блюдах из рыбы и оленины. Разучить подвижную игру «Северные олени».

-познавательная беседа;

-просмотр презентации;

-рассматривание тематических картинок;

-разучивание подвижных игр северных народов «Топ-топ», «Северные олени», «Полярная сова».

январь

Тема: «Фольклор народов Севера».

Цель: рассказать детям о разнообразии

 фольклора народов Севера (обрядовый,

 песенный, танцевальный), познакомить детей с музыкальными инструментами народов Севера, послушать их звучание, используя Flash игру «Музыкант в чуме», познакомить с некоторыми литературными произведениями. Рассказать о традиционных праздниках «День оленеводов», «Медвежий праздник», «Вороний праздник».

Воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к произведениям фольклора

 народов Севера.

-беседа;

-просмотр презентации «Культура народов Севера»;

-Flash игра «Музыкант в чуме»;

-рассматривание картинок с музыкальными инструментами;

-просмотр танца северных народов России;

-чтение ненецких народных сказок «Как ворон лису перехитрил», «Айога», «Два оленя»;

-чтение хантыйской сказки «Идэ»;

-чтение нанайской сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали»;

-просмотр мультфильмов «Северная сказка», «В яранге горит огонь».

Тема: «Народы европейской части России (карелы, мордва, русские, татары)».

Цель: познакомить детей с народами

европейской части России, дать представление

об их традиционных занятиях (земледелие, животноводство, рыболовство), рассказать о национальном костюме карел, показать сходство с русским народным костюмом. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

-рассказ воспитателя;

-беседа;

-рассматривание тематических картинок, иллюстраций;

-работа с книгой «Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы. Праздники»;

-просмотр презентации «Русский народный костюм»;

-дидактические игры;

-игра «Поссорились-помирились», «Найди друга».

февраль

Тема: «Знакомство с карельской избой».

Цель: познакомить детей с избой – жилищем карельской семьи, с предметами старинного

быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогащать и активизировать словарь детей

(ухват, чугун, прялка и т. д.), показать сходство

с русской избой. Вызвать у детей

эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

-рассказ воспитателя;

-беседа;

-просмотр презентации;

-работа с книгой «Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы. Праздники»;

-рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта;

-дидактические игры.

Продуктивная деятельность.

Тема: «Карельская изба».

Цель: продолжать знакомить детей с избой – жилищем народов европейской части России, закрепить представления об элементах избы;  упражнять в приемах лепки, раскатывание колбасок между ладонями; формировать самостоятельность и творчество детей.

Художественное творчество (лепка)

Тема: «Фольклор народов европейской части России».

Цель: познакомить детей с карельским фольклором, рассказать о традициях и обычаях. Дать представление о карельском народном музыкальном инструменте — кантеле, послушать его звучание. Познакомить с мордовскими народными музыкальными инструментами (колотушка, деревянный ксилофон, колокольчики), послушать их звучание, сравнить с русскими народными инструментами. Формировать представление об устном народном творчестве (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Воспитывать интерес к народной культуре.

-беседа;

-просмотр презентаций;

-слушание звучания музыкальных инструментов;

-слушание народных песен;

-просмотр национальных танцев;

-чтение: «Белка, рукавица и иголка» (карельская народная сказка), «Восьминогая собака» (мордовская народная сказка);

чтение пословиц, поговорок;

-разучивание подвижных игр «Ключи» (мордовская игра), «Сиди, сиди, Яша», «Стерегу овечку»(карельские подвижные игры);

-просмотр мультфильмов «Карельская сказка», «Мордовская сказка».

март

Тема: «Народы Сибири и Алтая».

Цель: дать детям представление о народах Сибири и Алтая (башкиры, буряты, коми, чуваши, якуты, тувинцы, сибирские татары, алтайцы и др.). Рассказать об особенностях тувинской одежды («тон») и о костюме сибирских татар. Рассказать о традиционных занятиях этих народов — оленеводстве и рыболовстве (Сибирь), скотоводство, охота и рыбная ловля (Алтай). Воспитывать доброжелательные отношения к народам России.

-познавательная беседа;

-рассматривание тематических картинок с изображением атрибутов традиционной  одежды;

-работа с книгой «Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы. Праздники»;

-игра «Мои друзья», «Правила дружбы».

Тема: «Жилище народов Сибири и Алтая».

Цель: формировать представление о жилище народов Сибири (яранга, юрта, деревянный дом) и Алтая (аил). Дать представление о некоторых предметах быта, якутских и удмуртских игрушках. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей.

-познавательный рассказ воспитателя;

-просмотр презентации «Жилища народов Сибири и Алтая»,

-обсуждение, беседа;

-рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта;

-работа с книгой «Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы. Праздники».

Продуктивная деятельность.

Тема: «Укрась юрту».

Цель: продолжать знакомить детей с жилищем народов Сибири – юртой. Показать характерные особенности украшения юрты. Познакомить с традиционным орнаментом. Закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами. Развивать чувство цвета, радостное настроение. Вспомнить башкирскую подвижную игру «Юрта».

Художественное творчество (аппликация)

апрель

Тема: «Фольклор народов Сибири и Алтая».

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями бурятского народа, рассказать о национальном Алтайском празднике Эл-Ойын. Дать представление о музыкальных инструментах Алтая (топшур, икили, комыс, бубен), послушать их звучание. Познакомить со сказками народов Сибири и Алтая.

- рассказ воспитателя;

-просмотр видеоролика «Гора самоцветов. Алтай»;

-слушание звучания музыкальных инструментов;

-чтение: «Жадный глухарь» (алтайская сказка), «Как перевелись барсы в Сибири» (бурятская сказка), «Как ласка осталась без хвоста» (якутская сказка).

Тема: «Южные народы России».

Цель: дать детям представление о народах, живущих в южной части России (абхазы, ингуши, кумыки, осетины, черкесы и др.). Познакомить с особенностями одежды мужчин-горцев и одежде женщин. Рассказать о традиционных занятиях скотоводство, садоводство, виноградарство, разведение лошадей.

-рассказ воспитателя;

-просмотр презентации;

-рассматривание тематических картинок с изображением национальной одежды;

-рассматривание куклы в национальном костюме;

-рассматривание иллюстраций с изображением традиционных занятий южных народов;

-игровое упражнение «Угадай кто это?».

Продуктивная деятельность.

Тема: «Отара овец».

Цель: продолжать знакомить детей с культурой южных народов России, рассказать о роли овец в жизни человека, развивать мелкую моторику, воспитывать заботливое отношение к животному миру,

Художественное творчество (лепка из соленого теста)

май

Тема: «Селение горцев - аул».

Цель: формировать у детей представление о жилище южных народов (сакля – дом, селение - аул). Рассказать о предметах быта, из чего их изготавливали; расширять кругозор детей; воспитывать любознательность. Разучить осетинскую подвижную игру «Волк и ягнята».

-познавательна беседа;

- показ картинок, иллюстраций;

- игры дидактические и подвижные.

Тема: «Фольклор южных народов России».

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями осетин, послушать песни южных народов, дать представление о традиционных музыкальных инструментах (пастушья свирель, скрипка и арфа). Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям фольклора южных народов России.

-познавательная беседа;

-слушание песен;

-слушание звучания музыкальных инструментов;

-просмотр национальных танцев Шалахо и Лезгинка;

-чтение «Барс, медведь и волк» (осетинская сказка), «Богач и пастушок» (абхазская сказка), «Коза – острые рога» (ингушская сказка);

-чтение пословиц и поговорок.

Закрепить полученные знания дети могут в самостоятельной и совместной с родителями деятельности, поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания в группе мини-центра «Моя Россия», который должен быть направлен на социальное развитие ребенка: познание самого себя, окружающих его людей, своего города, страны, на воспитание толерантности, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

 В ходе работы над созданием мини-центра и в процессе реализации мероприятий, родителям и детям были предложены следующие формы совместной деятельности: подбор необходимых экспонатов; изготовление макетов «Животные наших лесов», «Животные севера», «Дом оленевода - чум», «Юрта» и их презентация; мастер-классы по изготовлению народных кукол в национальных костюмах; конкурс на лучший семейный проект «Путешествие по России»; проведение семейных викторин «Северное сияние», «Быт южных народов»; выставки совместных рисунков, оформление альбомов «Мой Златоуст», «Маршрут выходного дня», «Поедем поедим» (о национальных блюдах народов России). Была организована режиссерская игра «Мы журналисты». Юные репортеры, выполняя творческие задания «путешествовали по России» и представляли материалы для мини-центра, а затем творческие отчеты с репортажами и рисунками появлялись в газете «Веселый путешественник». К оформлению газеты привлекалась группа творческих родителей.

Все результаты совместной деятельности педагогов, родителей и детей мы размещали в нашем мини-центре «Моя Россия».

Книжный уголок группы пополнился познавательной и художественной литературой, принесенной родителями и детьми из дома. Здесь дети могут послушать сказки народов России, рассмотреть тематические иллюстрации и фотографии, закрепить представление о природе и климате страны, костюмах и праздниках народов России.

С помощью экспонатов мини-центра, мы смогли легко вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство «Уралочка», с помощью которой дети смогли «побывать» в разных уголках нашей страны.

В своей работе мы использовали разные дидактические игры: «Собери флаг и герб  страны»,  «Узнай наш флаг (герб)»,  «Определи национальность и найди картинку», «Одень куклу в народный костюм», «Назови предмет быта» и другие.  В группе появилась картотека игр и этюдов на формирование умений толерантного взаимодействия с «миром людей», пополнилась картотека народных пословиц и поговорок, картотека подвижных игр народов России.

В рамках реализации работы по данному направлению, большое значение имеет сотрудничество с социальными партнерами: городским краеведческим музеем, детской библиотекой, Дворцом Победы.

Таким образом, результативность организованной работы по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста определяется следующими критериями:

-дети знают государственные символы России;

-имеют представление о природе, климате, животном мире страны; 

-знают о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии;

-знают и называют национальности народов, проживающих на территории России, видят их многообразие и некоторые внешние особенности;

-знают на примере произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-прикладного искусства, что каждый народ имеет свою культуру и традиции;

-детям знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды;

-дети осознают собственную ценность и ценность других людей, проявляют эмпатию и толерантность, выражают свои чувства и понимают чувства другого, находят конструктивное решение конфликта. 

Список литературы.

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112с.

3. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

5. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников //Дошкольное воспитание.- 2003 - № 11. 4.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.

7. Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ //Дошкольная педагогика. – 2010 - №5.

8. ФГОС ДО,  приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

9.http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/17/metod-proektov-kak-sredstvo-vospitaniya

10.http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-rodnom-gosudarstve-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста....

Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. ...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...