Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.
статья по теме
Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шакурова Юлия Владимировна
воспитатель МАДОУ – детский сад №87
г. Златоуст
Аннотация. В статье рассматриваются условия и мероприятия, обеспечивающие формирование представлений о родном государстве и способствующие воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с народами России.
Проблема воспитания патриотизма, толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной и многоконфессиональной, со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, стране с нерешенными проблемами в межкультурных отношениях [10].
Период дошкольного детства - самый ответственный период, поскольку определяются основы гражданственности, нравственности, духовности.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать чаще всего не удается. Поэтому особое внимание в период дошкольного детства следует уделить формированию представлений о родном государстве, воспитанию детей в духе дружбы, согласия, уважения к людям разных национальностей, которые в будущем станут основой для развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма [9].
ФГОС ДО направлен на решение , в том числе, задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей [8].
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом определенных знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции [3].
В связи с этим, мы осознаем важность воспитания предпосылок толерантности, как одной из основ личности ребёнка.
Толерантность (от латинского слова «tolerantia » - терпение) –
терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,
мнениям, идеям, верованиям [6].
Формирование представлений о родном государстве должно осуществляться в единстве трех составляющих:
1) информационное насыщение (сообщение знаний о ближайшем окружении ребенка, о государственной символике, об историческом прошлом страны, о разнообразии природы, животного мира, о территориальной и государственной общности, о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.).
2) эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
3) поведенческие нормы (знания, полученные ребенком, должны быть закреплены в его собственном поведении в отношениях со сверстниками и взрослыми) [10].
Известно, что любая система успешно работает при определенных педагогических условиях. Исходя из этого, мы определили цель работы: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи работы:
1.Познакомить детей с государственными символами России: флаг, герб, гимн.
2.Расширить представления детей о природе, климате, животном мире страны.
3.Познакомить с народами, проживающими на территории России (народы Севера, народы европейской части, народы Сибири и Алтая, южные народы).
4.Дать представление о национальной одежде, жилищах, традициях, обычаях, фольклоре народов России.
5.Познакомить детей с правилами общения между людьми внутри этноса и вне его.
6.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Анализ изучаемой проблемы позволил выделить комплекс педагогических условий, мероприятий, влияющих на формирование представлений о родном государстве и способствующих воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста. Одной из форм работы с детьми является непосредственно-образовательная деятельность, которую мы представляем в виде комплексно-тематического планирования в таблице 1.
Таблица 1
Комплексно-тематическое планирование
(старший дошкольный возраст)
Закрепить полученные знания дети могут в самостоятельной и совместной с родителями деятельности, поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания в группе мини-центра «Моя Россия», который должен быть направлен на социальное развитие ребенка: познание самого себя, окружающих его людей, своего города, страны, на воспитание толерантности, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
В ходе работы над созданием мини-центра и в процессе реализации мероприятий, родителям и детям были предложены следующие формы совместной деятельности: подбор необходимых экспонатов; изготовление макетов «Животные наших лесов», «Животные севера», «Дом оленевода - чум», «Юрта» и их презентация; мастер-классы по изготовлению народных кукол в национальных костюмах; конкурс на лучший семейный проект «Путешествие по России»; проведение семейных викторин «Северное сияние», «Быт южных народов»; выставки совместных рисунков, оформление альбомов «Мой Златоуст», «Маршрут выходного дня», «Поедем поедим» (о национальных блюдах народов России). Была организована режиссерская игра «Мы журналисты». Юные репортеры, выполняя творческие задания «путешествовали по России» и представляли материалы для мини-центра, а затем творческие отчеты с репортажами и рисунками появлялись в газете «Веселый путешественник». К оформлению газеты привлекалась группа творческих родителей.
Все результаты совместной деятельности педагогов, родителей и детей мы размещали в нашем мини-центре «Моя Россия».
Книжный уголок группы пополнился познавательной и художественной литературой, принесенной родителями и детьми из дома. Здесь дети могут послушать сказки народов России, рассмотреть тематические иллюстрации и фотографии, закрепить представление о природе и климате страны, костюмах и праздниках народов России.
С помощью экспонатов мини-центра, мы смогли легко вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство «Уралочка», с помощью которой дети смогли «побывать» в разных уголках нашей страны.
В своей работе мы использовали разные дидактические игры: «Собери флаг и герб страны», «Узнай наш флаг (герб)», «Определи национальность и найди картинку», «Одень куклу в народный костюм», «Назови предмет быта» и другие. В группе появилась картотека игр и этюдов на формирование умений толерантного взаимодействия с «миром людей», пополнилась картотека народных пословиц и поговорок, картотека подвижных игр народов России.
В рамках реализации работы по данному направлению, большое значение имеет сотрудничество с социальными партнерами: городским краеведческим музеем, детской библиотекой, Дворцом Победы.
Таким образом, результативность организованной работы по воспитанию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста определяется следующими критериями:
-дети знают государственные символы России;
-имеют представление о природе, климате, животном мире страны;
-знают о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии;
-знают и называют национальности народов, проживающих на территории России, видят их многообразие и некоторые внешние особенности;
-знают на примере произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-прикладного искусства, что каждый народ имеет свою культуру и традиции;
-детям знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды;
-дети осознают собственную ценность и ценность других людей, проявляют эмпатию и толерантность, выражают свои чувства и понимают чувства другого, находят конструктивное решение конфликта.
Список литературы.
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 112с.
3. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.
5. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников //Дошкольное воспитание.- 2003 - № 11. 4.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
7. Платохина Н.А. Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ //Дошкольная педагогика. – 2010 - №5.
8. ФГОС ДО, приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.
10.http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-o-rodnom-gosudarstve-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
методическая разработка...
Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "
Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...
Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Метод проектов как средство воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены проблемы формирования межэтнической толерантности в период дошкольного детства.Проанализированы особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. ...
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».
Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания. Цель: Создавать условия для воспитания патриотизма у детей ст...