Конспект занятия в старшей группе «Богатство природы Южного Урала».
план-конспект занятия (старшая группа)
Южноуральские природные ландшафты формировались на протяжении миллионов лет. Множество климатических зон, разнообразие рельефа создали условия для того, чтобы горные хребты, таежные леса и живописные равнины сосуществовали в пределах одного российского региона. Фантастическая красота зеркальных озер и глубоких рек, в большинстве своем берущих начало у крупнейшей горы Иремель, воспевалась в древних легендах и сказаниях о богатствах земли уральской.
Южный Урал до сих пор до конца не изведан и таит в себе еще много загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bogatstvo_prirody_yuzhnogo_urala.docx | 726.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Богатство природы Южного Урала»
(старшая группа)
Составила: Чертыкова Н.А.
Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
- Макеты солнца, дождя, ветра.
- Маленькие предметные картинки, изображающие небо, солнце, птиц, деревья, животных, рыб, насекомых и т.д.
- Большие листы белой бумаги.
- Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»), заучивание закличек.
Методы и приёмы:
Беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснение, показ иллюстраций, чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий.
I. Организационный момент.
Воспитатель и дети дают характеристику состояния погоды.
Воспитатель: Небо затянуто утром тучами. Какое утро?
Дети: Утро хмурое.
Воспитатель: Ветер клонит ветки деревьев. Какой ветер?
Дети: Ветер сильный, злой.
Воспитатель: Солнце пригревает ласково и нежно. Какое солнце?
Дети: Ласковое солнце.
Воспитатель: Весь день идёт дождик медленными струйками. Какой дождик?
Дети: Мелкий, грустный дождик.
II. Основная часть.
1. Беседа по вопросам.
Воспитатель: Как называется наш край?
Дети: Наш край называется Урал.
Воспитатель: Чем богата природа Урала?
Дети: На Урале много рек, гор, озёр, лесов, животных и птиц.
Воспитатель: Жители Урала любят свою природу и считают, что её надо беречь, потому что она имеет те же чувства, что и человек:
— природа может сердиться – тогда сверкает молния;
— природа может плакать – тогда идёт дождь;
— природа может улыбаться – тогда греют солнечные лучики.
2. Воспитатель предлагает каждому ребёнку создать картину природы Урала путём моделирования.
Осеннее небо: хмурое, дождливое, ясное, голубое, с облаками (воспитатель предлагает положить вверху белого листа бумаги выбранное изображение неба, солнца и рассказать об этом точными словесными характеристиками).
Птиц, живущих на Арале (воспитатель и дети выбирают перелётных птиц и зимующих птиц, кладут их на макет ниже картинок неба и солнца, составляют рассказ по цепочке).
Воспитатель: Какие птицы улетают в тёплые края? Почему они улетают?
Дети: На юг улетают ласточки, соловьи, утки, лебеди, цапли, аисты, грачи, скворцы.
Воспитатель: Какое у них настроение, как мы это чувствуем?
Дети: Птицы грустные, потому что прощаются с нами на долгое время.
Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать и почему?
Дети: С нами остаются зимовать воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби.
Деревья, которые растут на Урале. Воспитатель просит детей подобрать и положить на макет:
— деревья в разноцветном осеннем наряде;
— летящие по ветру листья с деревьев;
— голые деревья, осыпавшиеся листья лежат на земле.
Дети рассказывают по выбранной картинке о состоянии деревьев, соблюдая последовательность событий: начало, середина и конец осени.
3. Рассказ воспитателя о земле Урала.
Воспитатель: Особенно почитали (чтили) люди землю, называли её матушкой. Землю нельзя бить палкой, бросать в неё мусор. Осенью землю благодарили за урожай.
Воспитатель: Дополните свой макет овощами, фруктами и злаковыми культурами, которые растут на Урале.
Дети рассказывают друг другу (работа парами приёмом параллельного сравнения), какой урожай уродила земля: Выросло много фруктов и овощей. Собрали богатый урожай пшеницы.
4. Воспитатель и дети вспоминают домашних и диких животных, живущих на Урале, для чего люди «приручили» к себе животных. Дети выбирают картинки домашних и диких животных.
5. Решение проблемной ситуации.
Воспитатель: Урал называют голубым. Почему?
Дети: Урал называют голубым, потому что здесь много озёр, рек, ручьёв.
Дети вспоминают названия известных озёр, какую пользу они приносят людям (можно ловить рыбу, загорать, купаться и т.д.); кладут на нижний край листа контурные изображения озера, разные виды рыбы.
- Воспитатель обращает внимание на модель природы Урала из предметных картинок в виде дерева:
— вершина – это солнце, небо, птицы
— ствол (середина) – это люди, животные, леса
— корни – это земля, вода.
Дети рисуют контур дерева.
Воспитатель: Как люди выражали уважительное отношение к природе?
Дети: Уважительное отношение к природе люди выражали в закличках и приговорах.
Воспитатель предлагает детям прочесть выученные заранее заклички (обращение к солнцу, дождю, ветру).
IV. Оценка деятельности детей
Воспитатель: Сегодня постарались все дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!
Природа, растения и животные Южного Урала
Южноуральские природные ландшафты формировались на протяжении миллионов лет. Множество климатических зон, разнообразие рельефа создали условия для того, чтобы горные хребты, таежные леса и живописные равнины сосуществовали в пределах одного российского региона. Фантастическая красота зеркальных озер и глубоких рек, в большинстве своем берущих начало у крупнейшей горы Иремель, воспевалась в древних легендах и сказаниях о богатствах земли уральской.
Южный Урал до сих пор до конца не изведан и таит в себе еще много загадок.
Растительный мир Южного Урала
Разнообразие природных зон сыграло определяющую роль в формировании растительного мира Южного Урала. Высотная поясность, которой традиционно характеризуется горный рельеф, усложнила его растительный состав. Находясь в трех природных зонах, на территории Урала произрастают около полутора тысяч растений.
Уральские горы являются своего рода пограничной грядой между европейским и азиатским склоном. На вершинах гор высотой более километра растительности практически нет: лишайники, тундровое разнотравье и ягоды (брусника, голубика, водянка, качим уральский). С западного склона произрастают таежные хвойно-широколиственные леса. Более распространены сосновые и смешанные липово-сосновые вперемежку с дубом, кленом и различными кустарниками.
В высокогорной части главное место занимают таежные леса из пихты, сосны и лиственницы, которые некоторое время активно вырубались. На их месте стали появляться осиновые и березовые перелески, чередующиеся с лугами.
Выше тайги – преимущественно редкие и низкорослые леса, так называемое криволесье. Нормальному развитию растений мешает короткий вегетационный период, связанный с понижением температуры и увеличением каменистости почв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект занятия (старшая группа) на тему : Интегрированное занятие "Наши хорошие поступки"
Во время интегрированного занятия формируются эмоциональная отзывчивость, социальные представления, актуализируются знания детей о сказке "Заюшкина избушка". Дети берут на себя роли и действуют до кон...
План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп
Образовательные области:речевая, социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные задачи: воспитывать патриотические чувства, ...
План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....
Конспект занятия, старшая группа, речевое развитие. Путешествие в царство Фольклора для детей старшей группы.
Данное занятие проходило в рамках районого семинара в феврале 2020г...
Конспект «Богатство природы Южного Урала»
Конспект занятия на тему: «Богатство природы Южного Урала» (старшая группа)...
Конспект занятия в старшей группе «Дикие животные Южного Урала»
Конспект занятия в старшей группе «Дикие животные Южного Урала»...