Конспект «Богатство природы Южного Урала»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гиниатуллина Марина Анатольевна
Конспект занятия  на тему: «Богатство природы Южного Урала» (старшая группа)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bogatstvo_prirody_yuzhnogo_urala.docx724.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

на тему: «Богатство природы Южного Урала»

(старшая группа)

https://jooinn.com/images/forest-collage-2.jpg

Составила: Гиниатуллина М.А.

Челябинск

Образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

  1. Макеты солнца, дождя, ветра.
  2. Маленькие предметные картинки, изображающие небо, солнце, птиц, деревья, животных, рыб, насекомых и т.д.
  3. Большие листы белой бумаги.
  1. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»), заучивание закличек.

Методы и приёмы:

Беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснение, показ иллюстраций, чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий.

I. Организационный момент.

Воспитатель и дети дают характеристику состояния погоды.

Воспитатель: Небо затянуто утром тучами. Какое утро?

Дети: Утро хмурое.

Воспитатель: Ветер клонит ветки деревьев. Какой ветер?

Дети: Ветер сильный, злой.

Воспитатель: Солнце пригревает ласково и нежно. Какое солнце?

Дети: Ласковое солнце.

Воспитатель: Весь день идёт дождик медленными струйками. Какой дождик?

Дети: Мелкий, грустный дождик.

II. Основная часть.

1. Беседа по вопросам.

Воспитатель: Как называется наш край?

Дети: Наш край называется Урал.

Воспитатель: Чем богата природа Урала?

Дети: На Урале много рек, гор, озёр, лесов, животных и птиц.

Воспитатель: Жители Урала любят свою природу и считают, что её надо беречь, потому что она имеет те же чувства, что и человек:

— природа может сердиться – тогда сверкает молния;

— природа может плакать – тогда идёт дождь;

— природа может улыбаться – тогда греют солнечные лучики.

2. Воспитатель предлагает каждому ребёнку создать картину природы Урала путём моделирования.

Осеннее небо: хмурое, дождливое, ясное, голубое, с облаками (воспитатель предлагает положить вверху белого листа бумаги выбранное изображение неба, солнца и рассказать об этом точными словесными характеристиками).

Птиц, живущих на Арале (воспитатель и дети выбирают перелётных птиц и зимующих птиц, кладут их на макет ниже картинок неба и солнца, составляют рассказ по цепочке).

Воспитатель: Какие птицы улетают в тёплые края? Почему они улетают?

Дети: На юг улетают ласточки, соловьи, утки, лебеди, цапли, аисты, грачи, скворцы.

Воспитатель: Какое у них настроение, как мы это чувствуем?

Дети: Птицы грустные, потому что прощаются с нами на долгое время.

Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать и почему?

Дети: С нами остаются зимовать воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби.

Деревья, которые растут на Урале. Воспитатель просит детей подобрать и положить на макет:

— деревья в разноцветном осеннем наряде;

— летящие по ветру листья с деревьев;

— голые деревья, осыпавшиеся листья лежат на земле.

Дети рассказывают по выбранной картинке о состоянии деревьев, соблюдая последовательность событий: начало, середина и конец осени.

3. Рассказ воспитателя о земле Урала.

Воспитатель: Особенно почитали (чтили) люди землю, называли её матушкой. Землю нельзя бить палкой, бросать в неё мусор. Осенью землю благодарили за урожай.

Воспитатель: Дополните свой макет овощами, фруктами и злаковыми культурами, которые растут на Урале.

Дети рассказывают друг другу (работа парами приёмом параллельного сравнения), какой урожай уродила земля: Выросло много фруктов и овощей. Собрали богатый урожай пшеницы.

4. Воспитатель и дети вспоминают домашних и диких животных, живущих на Урале, для чего люди «приручили» к себе животных. Дети выбирают картинки домашних и диких животных.

5. Решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Урал называют голубым. Почему?

Дети: Урал называют голубым, потому что здесь много озёр, рек, ручьёв.

Дети вспоминают названия известных озёр, какую пользу они приносят людям (можно ловить рыбу, загорать, купаться и т.д.); кладут на нижний край листа контурные изображения озера, разные виды рыбы.

  1. Воспитатель обращает внимание на модель природы Урала из предметных картинок в виде дерева:

— вершина – это солнце, небо, птицы

— ствол (середина) – это люди, животные, леса

— корни – это земля, вода.

Дети рисуют контур дерева.

Воспитатель: Как люди выражали уважительное отношение к природе?

Дети: Уважительное отношение к природе люди выражали в закличках и приговорах.

Воспитатель предлагает детям прочесть выученные заранее заклички (обращение к солнцу, дождю, ветру).

IV. Оценка деятельности детей

Воспитатель: Сегодня постарались все дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!

Природа, растения и животные Южного Урала

Южноуральские природные ландшафты формировались на протяжении миллионов лет. Множество климатических зон, разнообразие рельефа создали условия для того, чтобы горные хребты, таежные леса и живописные равнины сосуществовали в пределах одного российского региона. Фантастическая красота зеркальных озер и глубоких рек, в большинстве своем берущих начало у крупнейшей горы Иремель, воспевалась в древних легендах и сказаниях о богатствах земли уральской.

Южный Урал до сих пор до конца не изведан и таит в себе еще много загадок.

Растительный мир Южного Урала

Разнообразие природных зон сыграло определяющую роль в формировании растительного мира Южного Урала. Высотная поясность, которой традиционно характеризуется горный рельеф, усложнила его растительный состав. Находясь в трех природных зонах, на территории Урала произрастают около полутора тысяч растений.

Уральские горы являются своего рода пограничной грядой между европейским и азиатским склоном. На вершинах гор высотой более километра растительности практически нет: лишайники, тундровое разнотравье и ягоды (брусника, голубика, водянка, качим уральский). С западного склона произрастают таежные хвойно-широколиственные леса. Более распространены сосновые и смешанные липово-сосновые вперемежку с дубом, кленом и различными кустарниками.

В высокогорной части главное место занимают таежные леса из пихты, сосны и лиственницы, которые некоторое время активно вырубались. На их месте стали появляться осиновые и березовые перелески, чередующиеся с лугами.

Выше тайги – преимущественно редкие и низкорослые леса, так называемое криволесье. Нормальному развитию растений мешает короткий вегетационный период, связанный с понижением температуры и увеличением каменистости почв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческая игра " Как стать знатоком природы Южного Урала."

Краеведческая игра для детей и родителей....

Статья "Формирование бережного отношения дошкольников к воде при ознакомлении с природой Южного Урала"

Статья призывает к бережному отношению к природным водным ресурсам, включает  в себя содержание деятельности учреждения по теме, конспект занятия....

Природа Южного Урала в дидактических играх, сделанных своими руками. Для детей старшего дошкольного возраста.

 Данные дидактические игры направлены на то, чтобы помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Дать доступные для ребенка сведения о родном крае. Помочь стат...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ЮЖНОГО УРАЛА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу использования игровых макетов в рамках экологического, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Авторами описан опыт разработки и последующего использования игро...

Проект "Люби и знай свой родной край" (природа Южного Урала)

Проект "Люби и знай свой родной край" (природа Южного Урала)...

Конспект занятия в старшей группе «Богатство природы Южного Урала».

Южноуральские природные ландшафты формировались на протяжении миллионов лет. Множество климатических зон, разнообразие рельефа создали условия для того, чтобы горные хребты, таежные леса и живописные ...