Конспекты образовательной деятельности «Родина начинается здесь»
план-конспект занятия
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_nachinaetsya_zdes.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты образовательной деятельности,
«Родина начинается здесь»
Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Кубани, колесо.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Кубани», альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков.
Ход НОД:
(Звучит кубанская народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты хаты, подворья, иллюстрации)
Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Кубани, 200 лет назад. Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель: Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель: Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?
Дети: Атаман Захария Чепега.
Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?
Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».
Воспитатель: Слово «град» означает город. Как казаки начали строить город.
Дети: Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления.
Воспитатель: «Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель: Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки жить на Кубани. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель: Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра «Перетяжка». Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель: У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба. А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?
Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
Воспитатель: Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Воспитатель: Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар. Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия Динская, Пашковская.
Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое.
Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Мы начинаем КВН"
Конспект образовательной деятельности...
Проект «Моя Родина начинается здесь».
Цель: Создание условий для формирования патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность....
Конспект образовательной деятельности "С чего начинается Родина"
Методическая разработка образовательной деятельностиПо нравственно - патриотическому воспитанию в средней группедля детей средней группытема: «С чего начинается Родина?»...
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «С чего начинается Родина»
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколе...
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "С чего начинается Родина"
План-конспект интегрированной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "С чего начинается Родина"....
Конспект образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности " Моя родина - Россия"
Конспект образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Речевое развитие" для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста"...