Конспект образовательной деятельности «Байкал – сердце Сибири».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности

 «Байкал – сердце Сибири».

 

Формулировка целей образовательной деятельности.

 

Образовательный аспект:

Добиться уточнения  и расширения знаний об  озере Байкал.

Развивающий аспект:

Обеспечить развитие у детей  умений элементарно прогнозировать воздействие человека на природу.

Обеспечить развитие умений  узнавать и  называть деревья родного края, рыб, животных, практиковать в выделении особенностей некоторых деревьев.

Способствовать  координации речи с движением, обогащению словаря детей русскими пословицами и поговорками.

Воспитывающий аспект:

Подвести детей к мысли о необходимости  бережного, уважительного  отношения  к природе.  Учить испытывать эстетические переживания при встрече с природой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_baykale.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 126 г. Иркутска

Воспитатель Токарь Ирина Михайловна

Конспект образовательной деятельности

 «Байкал – сердце Сибири».

Формулировка целей образовательной деятельности.

Образовательный аспект:

Добиться уточнения  и расширения знаний об  озере Байкал.

Развивающий аспект:

Обеспечить развитие у детей  умений элементарно прогнозировать воздействие человека на природу.

Обеспечить развитие умений  узнавать и  называть деревья родного края, рыб, животных, практиковать в выделении особенностей некоторых деревьев.

Способствовать  координации речи с движением, обогащению словаря детей русскими пословицами и поговорками.

Воспитывающий аспект:

Подвести детей к мысли о необходимости  бережного, уважительного  отношения  к природе.  Учить испытывать эстетические переживания при встрече с природой.

Оборудование и материалы:

Проектор, компьютер, интерактивная доска SMART,  иллюстрации с изображением озера Байкал  и его флоры и фауны, макет озера Байкал, «рыбы» Байкала.

Предварительная работа:

Рассматривание макета «Озеро Байкал».

Лепка из соленого теста, раскрашивание  фигурок животных для пополнения макета.
Разучивание физкультурной минутки.
Разучивание стихотворений  о Байкале и его  обитателях.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы по данной теме: рассказы,  стихи, байки, легенды.

Словарная работа:

Активизация словаря, работа с новыми и трудными словами: причалить, жемчужина, плес, могучий, яростный,  бесценный, рюкзак, трап, эндемик, белек.

Ход образовательной деятельности.

  Организационный момент: артикуляционная гимнастика.

Встаньте в круг: «Язычок проснулся, выглянул в окно – посмотрел направо, посмотрел налево (2-3 раза); решил язычок подмести в доме пол, побелить потолок, промыть  стены, осмотрелся  язычок  кругом – понравилась ему его работа и, довольный собой, пошел  гулять на   улицу. Повстречался язычку   друг,  и  стали они играть в футбол, увидел лошадку и поскакал, посмотрел язычок на часы и решил вернуться домой  -  завтракать: взял чашечку, вкусное варенье, ах как хорошо!»

   Пальчиковая гимнастика « Здравствуй солнце золотое...»

   Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Нас  ждут необычные  встречи и знакомства, а так же байки и загадки.  А вот и первая: куда мы отправимся, вы узнаете,   разгадав кроссворд (На интерактивной  доске).

  Посмотрите ребята, вы узнали эти деревья? Как назвать их одним словом? Почему они так называются?  Что такое хвоя? (Видоизмененные листья) Как называются плоды хвойных деревьев?  Что в коробочке? (Рассыпает хвою с разных деревьев). Давайте ребята соберем  и подарим хвою тем деревьям, которым она принадлежит.  У какого дерева самая короткая хвоя? У какого хвойного дерева хвоя растет парами? Самая длинная? На каком дереве самые вкусные орешки? А каким еще словом  можно назвать эти деревья?  (Вечнозеленые)  А я знаю скороговорку о  сосне: шумели, шушукались верхи высоких сосен. (Повторяют несколько раз с убыстрением)

 - У меня длинней иголки, чем у елки. Я росту прямо в высоту. Если я не на опушке, ветки только на верхушке.  (Сосна)

- Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

-  Ее всегда в лесу найдешь. Пойдешь гулять и встретишь: стоит колючая,  как еж зимою в платье летнем. (Ель)

- В сенокос – горька, а в мороз – сладка, что за ягодка? (Рябина)

- Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

   Если вы правильно отгадали  слова и впишите их в клетки по горизонтали, то по вертикали прочитаете слово, которое обозначает объект природы, на берег  которого мы сейчас отправимся. (Дети читают слово «озеро»)

   Сердцем Сибири, ее жемчужиной  называют это озеро. Кто догадался,  о каком озере  идет сейчас речь?  (Ответы детей)

                     

         Байкал.

Байкал, чья слава в этом мире века веков переживет.

Как он подстать самой Сибири.

Бескрайним  плесом мощных вод:

Под бурей – рокотом громовым

У скал прибрежной полосы.

В  тиши – достоинством суровым

Могучей сказочной красы.

В его блистающем просторе,

В глубинной толще вековой,

В его повадках облик моря,

И отзвук в говоре морской.

…………………………….

Байкал бесценный дар природы.

Да будет вечен на земле.

                  А. Твардовский.

  Байкал так могуч  и велик, что его сравнивают с морем. Байкал по площади своего водного зеркала равен по площади стран: Бельгии, Нидерландов и Дании.

  Более трехсот рек впадают в Байкал, отдают ему свою чистую и прозрачную воду (на интерактивной доске изображение карты озера и прилегающие территории). Лишь одна вытекает из него, имя этой единственной избранницы – Ангара.

             Ангара.

Ангара – река, воды чистые.

Острова по  ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые.

Ангара – река – дочь Байкалова.

                             М. Трофимов

   Ангара имеет быстрое течение,  прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

  Из уст в уста передавали народы Сибири  легенды об озере; его отождествляли с человеком, придавая ему  человеческие свойства характера.

Воспитатель читает легенду «Богатырь Байкал»

   Чтобы лучше представить себе его,  давайте отправимся  в поход на Байкал. Что нам нужно взять с собой? (Рюкзак, соль, хлеб, спички и пр.)

На чем  мы поплывем  по озеру?  (Лодка, теплоход, плот)

Давайте построим из стульчиков теплоход и отправимся в путь. Озеро Байкал может быть добрым и ласковым, яростным и диким. Вода в нем зимой замерзает, а летом не прогревается, так как  оно очень глубокое. Самая глубокая впадина  1631 метр. А что вы знаете о нем?  (Дети рассказывают  и делятся своими впечатлениями)

   Пора причалить. Сходим по трапу на берег. Осторожно. Пойдем берегом озера, перебирайтесь с камня на камень. (Проводится игра «Не оступись». Дети шагают по «камням» стараясь сохранить равновесие).

    На нашем пути скала. Дальше хода нет. Привал. Пора отдохнуть, подкрепиться. Ребята, что у нас в рюкзаке?  (Дети называют) А вы знаете, как правильно развести костер, так, чтобы не навредить природе? (Ответы детей)

  Воспитатель предлагает детям  разобрать  знаки о правилах поведения в природе, чтобы  люди, которые приходят в лес, помнили как надо правильно вести себя в лесу. (Дети разбирают знаки, убирают лишние) А теперь ребята, садитесь за столы. Зарисуйте несколько знаков. Рисовать надо быстро,  на счет пять работу заканчиваем: один, два, три, четыре, пять!   (какие знаки вы нарисовали?). Миша выйди к доске и зачеркни на плакате то, чего нельзя делать в лесу.

  Скоро наступит весна и в лесу будет много сухой травы. Какая самая страшная беда грозит лесу в  это время?  (Пожар).   Давайте рассмотрим несколько слайдов:  как вы думаете,  от чего  может произойти пожар в лесу? Что нужно делать? Как затушить небольшой огонь?  Как вести себя,  если огонь разыгрался не на шутку и самостоятельно мы его не потушим? (знакомит с правилами по схеме: если есть водоем – окунуться в воду, намочить полотенце и закрыть им голову, закрыть платком нос и рот,  убегать в сторону откуда дует ветер).  И самое важное нужно сообщить взрослым, позвонить по телефону. Запомните: пожар самая большая опасность в лесу, поэтому нельзя разводить костер без взрослых, не баловаться с огнем.

Дети взяли в руки спички

Нет жилья у бедной птички

После страшного огня

Не осталось даже пня.

   Еды у нас, пожалуй, маловато. Что делать? (Насобирать ягод, наловить рыбы) У нас нет удочек!  Что же можно сделать? Как?  Ломать ветки нельзя. (Найти сухую ветку, ведь на берегу много сушняка)  Правильно.

    Кто знает, какая рыба водится в Байкале? Вы можете мне назвать эндемики Байкала, т.е. виды рыбы, которая встречается только в нашем озере? (Бокоплав, омуль, голомянка) Дети рассматривают иллюстрации, как правильно ловить рыбу, только удочкой, нем брать мелкую, отпускать ее. Наживку использовать покрупнее, чтобы мальки не заглатывали.

Как правильно вести себя на берегу?  Воспитатель  проводит игру «Удочка». С макета озера Байкал «ловят» рыбу, которая водится в озере и отвечают на вопросы,  которые записаны на обратной стороне рыбок.

- Может ли рыба жить без воды?

- Чем дышат рыбы?

- Умеют ли рыбы говорить?

- Какие вы знаете пословицы о рыбах?

- Какое животное – эндемик живет на Байкале?

   Воспитатель рассказывает о нерпах.

   Вот и закончилось наше путешествие. Собирайте рюкзак и поплывем в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Сердце семьи".

Конспект интегрированной организованной деятельности « познание + социализация» в старшей группе "Сердце семьи"   Цель: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Сердце - жизненно важный орган"

В конспекте  представлены практические эксперименты для формирования поискового и познавательного интереса у старших дошкольников.Интеграция образовательных областей " Познание", "...

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Сердце семьи»

Конспект образовательной деятельности  по формированию целостной картины мира «Сердце семьи» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Я и моё сердце»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Я и моё сердце» (подготовительная группа)...

Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск

Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Мое здоровое сердце"

Цель:Формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.Задачи:Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к занятиям физической культурой.Воспитывать осознанное отношение к своему здо...

Конспект образовательной деятельности «Байкал- это жизнь» .

Конспект образовательной деятельности "Байкал  - это жизнь"«Байкал- это жизнь»...