Конспект путешествия "В поисках Бердчаночки Премудрой"
план-конспект занятия (старшая группа)

Дедова Наталья Николаевна

Мероприятие  было разработано и  проведено в рамках реализации регионального проекта по краеведению. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnaya_praktika_berdchanochka.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  «Центр развития ребенка - детский сад №28 «Огонек»

Конспект  путешествия

 «В поисках Бердчаночки Премудрой»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала: Дедова Н.Н.,

воспитатель

Бердск – 2022

Название культурной практики

Путешествие, прогулка

Возраст детей

5-6 лет

Тема

Название: «В поисках Бердчаночки Премудрой»

Цель

Введение в краеведение,  закрепление  представлений об осенних изменениях в природе.  

Задачи реализации

  • познакомить детей с понятиями «бердчане», «родной край»;
  • уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, птицах, животных и деревьях родного края;
  • закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, на природе;
  • воспитывать интерес к родному краю, бережное отношение к природе;
  • развивать коммуникативные навыки и умения (умения договариваться, действовать сообща,  высказывать свое мнение, слушать высказывания  сверстников).

Материалы и оборудование

  • наборы демонстрационных карточек: «Птицы», «Деревья», «Дикие животные», «Достопримечательности Бердска»;
  • предметы и игрушки, изображающие продукты питания животных: ягоды, грибы, орехи, яблоко, куриное мясо, мед, рыба, кора, сено;
  • аудиозапись «Голоса птиц»;
  • аудиопроигрыватель;
  • корзина с кленовыми, березовыми, дубовыми и рябиновыми листьями, вырезанными из цветной бумаги;
  • веточки деревьев или их изображение на отдельных карточках;
  • корзинка с мухоморами;
  • сундук, игрушка курица, пластмассовое Киндер-яйцо, зубочистка (игла).

Предварительная работа

  • чтение  и обсуждение русской народной сказки «Царевна – лягушка»;
  • беседы: «Зимующие и перелетные птицы», «Осенняя пора», «Правила поведения на природе, в лесу»;
  • д/и «Кто чем питается?», «Назови дерево».

 Место проведения

Территория МБДОУ ЦРР № 28 «Огонек»: экотропа

Ход реализации культурной практики

Дети с воспитателем выходят на прогулку. Подлетает сорока.

Сорока: Здрасте! Я – Сорока–белобока, вам новость на хвосте принесла.  Летаю я, значит, над Бердском и вижу: злой Кощей бессмертный крадет девицу-красавицу Бердчаночку Премудрую! Ой, что будет! Что будет!  

Воспитатель: Ребята, Бердчаночка  - добрая волшебница, которая родилась и выросла в нашем городе, она все знает о Бердске, помогает людям, оберегает зверей и птиц, заботится о природе. Что же делать? Как ей помочь?

Дети: Спасать! Узнать, куда ее увел Кощей.

Воспитатель: Сорока, говори, скорей, куда направился Кощей с Бердчаночкой?

Сорока: Какие вы быстрые! А вы кто?  

Ответы детей.

Сорока: Тоже бердчане и Бердск для вас, значит, родной край. Ну, тогда вы должны знать  всех местных птиц. Вот я и проверю.

Сорока загадывает детям загадки про птиц.

Загадки:

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей)

 

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее ... (ворона).

 

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)

 

Угадай, какая птица —

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная?

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!»   (синица)

 

Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? – Длиннохвостая ...   (сорока)

Сорока: Ладно, птиц вы знаете, а вот отгадать их по голосам сможете?

Д/и «Угадай птицу по голосу»

Задание: отгадать птиц по звукам, которые они издают (на аудиопроигрывателе воспроизводится аудиозапись): соловей, ворона, дятел, кукушка, голубь, воробей  и др.

Сорока: А теперь определите зимующих и перелетных птиц.

Д/и «Перелетные и зимующие птицы»

Задание: определить по изображению зимующая эта птица или перелетная.

 Сорока: Ну, молодцы, знаете всех моих друзей. Так уж и быть скажу: Кощей с Бердчаночкой отправились в лес к лешему.

Сорока указывает направление. Дети с воспитателем следуют в указанном направлении, подходят к Лешему.

Воспитатель: Здравствуй, дедушка леший! Мы ищем Кощея Бессмертного с Бердчаночкой Премудрой. Подскажи, пожалуйста, куда они направились?

Леший: А вы кто такие, откуда пожаловали?

Ответы детей.

Леший: Ясно. Я в лесу только тем помогаю, кто в лес приходит с миром, уважает лесных обитателей, природу не обижает.

Воспитатель: Мы не обижаем. Ребята, расскажите, как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей.

Леший: Правильно, молодцы!  Если справитесь с моими заданиями, то расскажу, куда Кощей Берчаночку повел.

Леший просит назвать время года и его признаки, дети отвечают, затем проводит дидактические игры.

Д/и «Определи дерево по веточке»

Задание: определить по изображению ветви дерева его название.

Д\и «С какого дерева листок?»

Задание: разложить листья по корзинам, в соответствии с изображенными на них  деревьями.

 

Леший: Молодцы, ребята! Все мои задания выполнили. Кощей с Красавицей Берчаночкой отправился к  Бабе Яге.

Леший указывает направление. Дети с воспитателем подходят к избушке Бабы Яги.

Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга! Расскажи, пожалуйста, куда Кощей отправился?

Баба Яга: Здравствуйте. А вы кто такие?

Ответы детей.

Баба Яга: Ну, ежели вы бердчане, то должны знать животных своего родного края.

Баба Яга загадывает загадки.

Загадки

Эта кошка очень злая.

Не мурлычет, но кусает

Ей не крикнешь грозно – брысь!

Это кошка леса – … (рысь).

Длиннорогий и рогатый

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий … (лось).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной – …. (медведь).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Пушистый хвост – краса

Кто ж  это – … (лиса).

Летом шубку серую,

А зимой белую

Носит попрыгайчик –

Боязливый - … (зайчик).

Баба Яга проводит дидактические игры.

Д/и «Чей след?»

Задание:  определить по изображению следов, какому животному они принадлежат.

Д/и «Кто чем питается?»

Задание: разложить продукты питания  в соответствии с предпочтениями различных зверей.

Баба Яга: Ладно, молодцы, вижу, что  всех животных своего края знаете хорошо. А теперь,  гости дорогие, отведайте мое угощение  - мухоморчики свеженькие!

Дети говорят, что мухоморы нельзя есть.

Воспитатель: Ты что, Баба Яга, отравить нас задумала?

Баба Яга соглашается, дразнит детей и убегает, дети ее догоняют. Баба Яга  не может вырваться.

Воспитатель: Ну-ка, быстро говори, где Кощей?

Баба Яга: Сдаюсь, сдаюсь. Кощея просто так не победить.  Его смерть в игле, игла в курице, курица в сундуке, а сундук на высоком дереве.

Баба Яга указывает направление, где искать сундук.

Дети находят сундук с курицей, из которой выпадает киндер-яйцо, вынимают иглу и ломают ее.  

Выходит Бердчаночка  Премудрая.

Рефлексия деятельности

Бердчаночка: Здравствуйте, люди добрые! Меня зовут Бердчаночка Премудрая! Благодарю вас за то, что спасли меня от злого Кощея. Как же вы смогли его одолеть, он же Бессмертный? Что для вас стало самым трудным испытанием?

Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.

Бердчаночка: Я очень люблю свой родной город, который называется Бердск. А вы? (ответы детей) А что означает понятие «родной край»? (ответы детей)

Воспитатель: Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Бердчаночка, мы будем очень рады видеть тебя у нас в группе, приходи к нам в гости.  

Берданочка: Хорошо, я непременно  к вам приду и расскажу что-нибудь интересное о нашем любимом городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поиск сокровища"

Комплексное занятие в старшей группе (познания, музыка, физическая культура) используется для закрепления пройденных тем....

Конспект "В поисках закалдованных животных"

Занятие построенно с использованием пособия " блоки Дьенеша" и напрвленно на обучение детей умению читать модели к блокам Дьенеша, декодировать информацию, выбирать нужный блок по 4-м свойствам (форма...

Конспект НОД "Поиск решений выхода из экстремальной ситуации"

Активизация мышления у детей по здоровьесбережению в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций....

Игра – путешествие «Поиски клада» (подготовительная к школе группа)

Материал будет полезен для воспитателей подготовительных к школе групп для формирования навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы....

НОД по познавательному развитию «Игра – путешествие «Поиски Солнышка» (средняя группа)

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Умение называть соседей цифр. Закрепить умение рисовать по точ...

Дидактическая игра-путешествие "Поиски Чебурашки"

Дидактическая игра-путешествие "Поиски Чебурашки"...