Экологический проект
проект (старшая группа)

Куликова Ирина Михайловна

ПРОЕКТ «Мой город – чистый город» Формирование у детей и родителей (законных представителей)  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod_chistyy_gorod_-.docx319.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №111»
Муниципального образования города Братска

   

ПРОЕКТ
«Мой город – чистый город»

Составила воспитатель:

Куликова И.М.

Братск 2021г


                                                 Паспорт проекта

     Основания для   разработки проекта

Город, в котором мы живем – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя чистоту и красоту.

Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.  

Потенциальные заказчики и потребители

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 111» муниципального образования города Братска, родители (законные представители), другие детские сады

Рабочее название проекта

Проект «Мой город – чистый город» для детей старшего дошкольного возраста

Разработчики

Куликова Ирина Михайловна

Ведущая идея проекта

Создание условий для формирования у детей и родителей (законных представителей) основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.

Цель

Формирование у детей и родителей (законных представителей)  чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении чистоты своего города.

Задачи

  • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
  •      Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
  • Повысить уровень экологической культуры родителей с помощью информационных сообщений;
  • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города;
  •      Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
  • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее;
  • Активизация познавательно - исследовательской деятельности в природе.

Целевая аудитория

Воспитатели, воспитанники старших и подготовительных групп, родители (законные представители)

Ожидаемые эффекты и результаты

  • приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру; расширение кругозора воспитанников;
  •  вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
  • развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
  • развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
  • сплочение детского коллектива;
  • воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
  • приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
  • воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что- то новое.

Ресурсы

Кадровые

1 .Воспитатели

Материальные:

1 .Создание предметно - развивающей среды в группе по теме проекта.

2.Оргтехника, необходимая для реализации проекта (компьютеры, мультимедийные установки, интерактивная доска)

Научно - методические ресурсы

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования.
  2. Информационно - коммуникационные ресурсы (интернет)

Жизненный цикл проекта

9 месяцев

Аннотация. Проблемы окружающей среды имеют сегодня первостепенное значение, так как от этого зависит наше будущее существование, поэтому экологическое воспитание дошкольников сейчас очень актуально. Наши дошкольники наша достойная смена и как мы заложим в них зерно любви к природе, экологическое мировоззрение, зависит от нас. Мы выбрали проектную деятельность, которая открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников, так как включает в себя разнообразную деятельность, основанную на поисково-исследовательской деятельности детей.

Актуальность. Сегодня цель развития ребенка - развитие его как целостной личности. А добиться этой цели нам поможет разнообразная игровая деятельность детей, которая в дальнейшем превращается в детскую самостоятельность. На сегодняшний день всем педагогам ясно, что современных детей необходимо учить по новому - однообразная деятельность их быстро утомляет, необходимо исходить из интересов самого ребенка, дать ему больше самостоятельности. Одной из таких методов деятельности является проектная деятельность, которая ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заданного пути. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Основные формы реализации проекта:

- наблюдения и экологические экскурсии;

- создание презентации, слайд шоу;

- продуктивная деятельность,

- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.

  • познавательные экологические занятия - игры;
  • игры - конкурсы;
  • игры - путешествия;
  • игры - викторины, игры - забавы;
  • чтение художественной литературы;
  • интерактивные игры;

-  виртуальные экскурсии;

-  итоговое мероприятие.

Реализация данного проекта началась со вступительного мероприятия, на котором ребятам была показана презентация о природе, о современном её состоянии, о значении окружающего мира для каждого из нас, о том, что мы с вами сами являемся частью природы. В заключении этого мероприятия детям была предложена мини-викторина, по итогам которой, при помощи воспитателя, они пришли к выводу, о том что, о природе они знают недостаточно и не всегда могут использовать природные ресурсы правильно. Это и послужило идеей создания и реализации проекта.

Затем начинается непосредственная работа над проектом. В книжном уголке размещены яркие книги - энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красная книга» природы. В игровой уголок добавили игры на экологическую тему. На стене групповой комнаты и в раздевалке повесили плакаты экологического содержания. Это помогло детям проникнуться и включиться в работу. А далее в ходе реализации проекта действовали по плану мероприятий, представленным в проекте.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям с родителями задания: фото выставка «Вот как стало чисто!», участие в конкурсе на лучшую поделку из бросового материала, участие в сборе макулатуры, выставка поделок из природного материала, участие родителей в создании мини-музея группы «Чистый город». Дети с родителями, на свое усмотрение, выбирают наиболее понравившееся задание. Перед раздачей заданий, очень важно тщательно продумать их. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный или практический материал, или же мог порекомендовать, где можно его найти.

Итогом проекта стал экологический праздник – викторина с размещением экологических знаков на экологической тропе где стало видно, чему дети научились за период реализации проекта, продемонстрировали вклад каждого ребенка, родителя (законного представителя).

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный

   Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – основной

    Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

 3 этап – заключительный

     Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога

Перспективность проекта

Проект «Мой город – чистый город» может использоваться любыми дошкольными образовательными организациями для детей старшей и подготовительной групп.

Нам, как педагогам, проектная деятельность помогла более творчески подойти к организации образовательного процесса, способствовал саморазвитию, повысила профессиональную компетентность, сделала образовательный процесс инновационным, открытым для активного участия в нём родителей и воспитанников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является очень эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Воспитатель имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители (законных представителей) имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Дети научились самостоятельно определять: о чем будут говорить, что исследовать, как лучше это сделать, где найти информацию. Имея опыт разнообразной совместной деятельности, умея согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь и обращаться за ней к взрослым, дети самостоятельно выбирали способы работы над проектом и искали возможность организовать ее, а также сами старались привлечь своих родителей в решение проблем. Нам приходилось только быть для них помощником в создании условий для самостоятельной творческой деятельности, поддерживать детскую инициативу и активность.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью ребенка, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

«Мой город-чистый город»

План мероприятий:


Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Взаимодействие с родителями

«Познавательное развитие»

Познавательно-Исследовательская

Проектная

Коммуникативная

Познавательно-поисковая

Беседа - «Красивый город – чистый город» (Рассказать детям об экологических проблемах города, воспитывать бережное отношение к окружающей среде)

Беседа «Съел конфетку-убери фантик в карман»

Беседа «Как сохранить чистоту города»

Рассматривание альбома - «Растения города, которые лечат».

Создание экологических знаков

Просмотр детских телепередач о загрязнении окружающей среды с последующим обсуждением

Презентация «Откуда берется и куда девается мусор города Братска?»

Просмотр мультфильма о природе: «Фиксики. Чему учит экология»

Проведение опытов:

-Очистка воды

-Исследование деревьев на наличие лишайников

-Исследование надписей на упаковках на наличие запрещающих знаков (о утилизации)

Дидактические игры «Наведем порядок», «Кому нужен воздух», «Хорошо-плохо»

Создание и просмотр презентации «Враг природы - это мусор!»

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Проведение акции «Чистое утро» (на территории садика)

Наблюдение за трудом дворника и обсуждение аспектов его работы (порядок работ, орудия труда)

Обсуждение проблемных ситуаций: «Как экономно использовать бумагу», «Где легче дышится»

Создание мини-музея «Чистый город»

Коллаж «Любимый город-чистый город»

Участие в марафоне «Зеленое движение» от Эколого - биологического центра – акция: «Елочка-елочка», «Меньше мусора», «Накормите птиц», «Птицестрой», «Чистая вода»

-Фото выставка «Вот как стало чисто!»

-Участие в конкурсе на лучшую поделку из бросового материала

-Участие в сборе макулатуры

-Участие родителей в выставке поделок из природного материала

-Участие родителей в создании мини-музея группы «Чистый город»

- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

 «Речевое развитие»

Коммуникативная

Чтение художественной литературы с обсуждением прочитанного.

-Экологические сказки «Почему у Земли платье зеленое», История одной Капли (грустная сказка о воде), «Кто Землю украшает», «Могучая травинка», «История одной елочки», «Разве озеро –свалка»

Знакомство с народной мудростью, пословицами, поговорками оговорками о бережном отношении к природе

Создание Книжки-малышки «Экологические сказки»

«Социально – коммуникативное развитие»

Коммуникативная,

игровая

- Беседа - «Красивый город – чистый город» (Рассказать детям об экологических проблемах города Братска, воспитывать бережное отношение к окружающей среде)

Беседа «Съел конфетку-убери фантик в карман»

Беседа «Как сохранить чистоту города»

-Просмотр мультфильмов по теме проекта

-Экскурсия по экологической тропе детского сада

«Художественно – эстетическое развитие»

Продуктивная, музыкальная,

изобразительная

-Творческая мастерская «Убираю и играю»

«Создание коллажа «Любимый город-чистый город»

Рисование экологических знаков

Экологическая сказка с участием родителей (законных представителей)

«Физическое развитие»

Двигательная,

игровая

-подвижные игры «Птицы, рыбы, звери»

«угадай, какая птица поет»

«Растения города»

Экологический праздник

Размещение экологических знаков на экологической тропе

Уборка территории. Акция «Чистое утро»

Уход за цветочными клумбами.

Участие родителей в субботнике на территории детского сада

Участие родителей в прополке цветочных клумб


Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет - М., 2007. - 86с.
  2. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательнопрофессиональные программы. - Елец, 2001. - 57с.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - « Детство-Пресс» 2-е изд., 2006. - 135с.
  4. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 2006. -125с.
  5. Журнал «Воспитатель», №6/2015. - ООО ТЦ Сфера. - 128с.
  6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 45с.
  7. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  8. Киреева Л. Г. «Формирование экологической культуры дошкольников» Волгоград, 2008. - 89с.
  9. Колдина Д.Н Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.-48с.
  10. Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Занятия для детей 5-7 лет по социально - коммуникативному развитию. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 320с.
  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 128с.
  12. Кузнецова В.С. Туризм в детском саду. - М.: Обруч, 2013. - 208с.
  13. Николаева С. Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании», - Москва, 2003. - 115с.
  14. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2007. — №3.
  16.  3.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.Николаева С. Н. Юный эколог- М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128с.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2002. - 128с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....