Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту в подготовительной группе «Наш край родной - Кузбасс».
проект (подготовительная группа)
Гордимся тобой -Кузбасс. долгосрочный образовательный проект, подразумевающий непосредственную работу по приобщению старших дошкольников к культуре и традициям малой родины. Инновационная работа в рамках проекта подразумевает разработку дидактических материалов, направленных на ознакомление дошкольников с малой родиной,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту
в подготовительной группе
«Наш край родной - Кузбасс».
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.
Тип проекта: Монопроект. Групповой.
Участники: Дети (подготовительная группа), родители, педагоги
Сроки реализации: долгосрочный.
Тема проекта: Гордимся тобой -Кузбасс. долгосрочный образовательный проект, подразумевающий непосредственную работу по приобщению старших дошкольников к культуре и традициям малой родины. Инновационная работа в рамках проекта подразумевает разработку дидактических материалов, направленных на ознакомление дошкольников с малой родиной,
Актуальность проекта
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем, егорастительным и природным миром– это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель проекта:
Создать условия для воспитания чувства патриотизма, любви к родному краю и его природе, через совместную познавательную, творческую деятельность детей и взрослых.
Задачи:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного города.
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе.
-Развивать связную речь детей.
-Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к городу, краю.
-Собрать дидактический материал для приобщения старших дошкольников к истории, культуре и традициям родного города.
-Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;
-Повысить мастерство педагогов в вопросах организации работы по краеведению.
Ресурсы проекта:
Информационные – интернет, книги;
Социальные – родители, дети, педагог;
Финансовые (не предусмотрены);
Материально-технические–компьютер, интернет
Предполагаемые результаты:
-Повышение уровня развития воспитанников группы;
-создание познавательной предметной среды в группе;
- пополнение материалов в альбоме «Красоты Кузбасского края»;
-художественный стенд « Край, в котором мы живем»
-создание мини-музея «Моя малая Родина»
План-график мероприятий
Этапы реализации проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | -Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей; -Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности представлений об истории и культуре родного города. -Подбор дидактического материала о родном городе, подготовка материала для организации мини-музея «Моя малая родина». | Август-сентябрь 2023 г. | Воспитатели, Ст воспитатель |
Практический этап | - Совместная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом; - совместные мероприятия с семьями воспитанников (квест- игра «Большое путешествие по родному краю», интеллектуальная игра «Где я был и что я видел» и др.; - экскурсии по городу, к водоёмам, исторически значимым местам; - Пополнение развивающей предметно-пространственной среды, создание мини-музея «Моя малая родина».»; - Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников, связанных с историей, культурой, искусством горожан. | Сентябрь 2023 г.- май 2024 г. | воспитатели, специалисты, родители |
Заключительный этап | - итоговая диагностика воспитанников; - повторное анкетирование родителей; -оформление банка дидактического и методического материала по воспитанию уважительного отношения к малой родине. | Май - июнь 2024 г. | воспитатели, старший воспитатель. |
Перспективный план работы
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | «Край, в котором мы живем». | - экскурсия «Главная улица города», беседы: «Как получают свое название улицы», «Улицы моего города «Слайд-шоу -Видео фильм «Кемерово – Столица Кузбасса» - рассматривание достопримечательностей Кузбасса рисование «Мой любимый город»; -фоторепортаж ««Если в карту Сибири всмотреться» Деятельность с участием родителей: - конкурс плакатов про улицу «Не сори, здесь живут люди»; -Консультация «Познакомьте ребенка с родным городом». |
Октябрь | Знакомство с символикой. Герб. Флаг. России, Кузбасса, Кемеровской области, | - чтение стихов о Родине; - прослушивание песен; -составление из пазлов изображения герба края, -составление описательных рассказов о флаге, гербе города по предложенному плану; Деятельность с участием родителей: -изготовление разрезных картинок для подгруппы детей (герб, флаг). |
Ноябрь | «Погода и климат» | - Беседа «В гармонии с природой» (осень, зима, весна, лето) -Слайд-шоу «Зима», «Весна», «Осень», «Лето» -Кроссворд «Природные явления» -КВН «Природа моего края» Деятельность с участием родителей: - изготовление альбома «Любимые места отдыха горожан»; - экскурсии в парки, скверы . |
Декабрь | «Реки и озера Кузбасса» | - Слайд-шоу « Водные ресурсы Кузбасса» - «Экологические часы: «Загрязнять воду нельзя». Эксперименты с водой. - Коллективная работа «Рыбы наших водоемов». Деятельность с участием родителей: Оформление фотовыставки: «Удачная рыбалка» |
Январь | Интеллектуальная игра « Где я был и что я видел» | Деятельность с участием родителей: - интеллектуальная игра с детьми и родителями «Где я был и что я видел»» (достопримечательности Кузбасса) |
Февраль | Животный мир Кузбасса | -Презентация « Животные занесенные в «Красную книгу» - Мастер-класс по конструированию (оригами) «Домашние животное» - Показ презентации и беседа «Животные и птицы Кузбасса» Деятельность с участием родителей: Экскурсия в зоопарк дикой природы «Томская писаница» |
Март | Природные богатства Кузбасса. | -Беседы «Профессия шахтер» «Первооткрыватель угля «, «Как образовался уголь» -Видео фильм «Кемерово. Борьба за мечту» Деятельность с участием родителей: -Экскурсия в музей «Красная горка» -Создание и пополнение папки «Полезные ископаемые» |
Апрель | «Растительный мир сибирского края» | -Беседы «Аптека Кузбасса» «Декоративные растения» - Викторина «Растения нашего края» - Кроссворд «Первоцвет» Деятельность с участием родителей: -Экскурсия в Ботанический сад Экологическая акция «Озеленение территории детского сада» |
Май | «В Кузбассе не было войны, но в городах есть обелиски» | Беседы о героических подвигах воинов - земляков ВОВ, о годах войны «Ордена и медали» «Парк Победы», «Улицы - герои» «Военная техника» -Презентация «Памятникам героям» Деятельность с участием родителей: -Экскурсия в музей боевой славы, -Подготовка концертов и памятных подарков для ВОВ |
Выводы: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений города. Практическая значимость проекта для педагогов Кузбасса заключается в том, что все материалы и мероприятия проекта можно легко перенести в условия любого детского сада, в том числе в условия групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Повысился уровень знаний детей о истории родного края; о обычаях и культуре народа, носителями которых они являются; о животном и растительном мире родного края;
Обогатился словарный запас детей;
Родители оказывали помощь в организации экскурсий и помощь в подготовке мини музея «Моя малая Родина»
Список литературы:
1.Балибалов, И.А. Кемерово вчера, сегодня, завтра. – Изд. Перераб. И доп. – Кемерово: Кн. изд-во, 1982. – 144 с.
2.Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №1. – С 62
Воспитание на региональном материале: Сборник материалов. - Кузбассвузиздат, 2002. – 44с.
3.Куприянов, А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи/А.Н. Куприянов, Ю.А. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 72 с.
4.Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / Вера Лаврина. – 3-е изд., стереотип. Кемерово: ИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
5.Майданкина, Н.Ю., Большакова А.Н. Приобщение старших дошкольников к культуре и истории народов мира. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №4. – С 62.
Майданкина, Н.Ю., Старавойтова Е.А. Игровой проект «Археологическая экспедиция». // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. - №3. – С 68.
6.Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе «С любовью к городу». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 144с.
7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с.
8.Символика Российской Федерации, Кемеровской области, города Кемерово. Кемерово. Кузбассвузиздат, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра (с использованием регионального компонента) в подготовительной группе «Путешествие по городу-курорту Железноводску»
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизуе...
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе детского сада. Тема: Животный мир Урала. «Поле Чудес».
Цель: развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к природному миру Южного Урала.Задачи:1) закрепить знания детей о природе Южного Урала;2) развивать любознательность, познава...
Викторина для детей подготовительной группы «Мой край родной – Кузбасс»
Викторина для детей подготовительной группы "Мой край родной - Кузбасс" предназначена для формирования знаний детей о родном крае....
Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность на основе регионального компонента.
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Так же я считаю, что теоретические занятия в группе...
Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту в подготовительной к школе группе «Моя Родина – Алтайский край»
Основной раздел программы:познавательное развитиеРазделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, з...
Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"
Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"...