Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность на основе регионального компонента.
статья (подготовительная группа)
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Так же я считаю, что теоретические занятия в группе без практических исследований пройденного материала, не дадут того необходимого результата, который является целью экологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-исследовательская деятельность на основе регионального компонента | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность на основе регионального компонента.
Автор статьи: Шульгина Э.С.,
воспитатель Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
комбинированного вида детский сад «Ромашка».
Под экологическим воспитанием понимается формирование у детей экологической культуры всех видов человеческой деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Экологическое воспитание, сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни»1. (С.Николаева20.с.4) Для качественного воспитания экологической культуры у дошкольников, необходимо сформировать у детей данного возраста определенный тип мышления - экологическое мышление. Я считаю, что этого возможно достичь, используя исследовательский метод. Исследование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность поиска позволяет ребенку пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления. Детское исследование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете и оказывает мощное положительное влияние на развитие многих других видов детской деятельности: конструирование, изобразительной деятельности, игры, труда в природе.
В связи с этим обстоятельством можно выдвинуть предположение о том, что именно, поисковая или исследовательская деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление познавать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поиск даёт детям огромную возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Региональный компонент необходимо включать в экологическое образование детей начиная с дошкольного периода. Все мы знаем, что дошкольники, в силу своего возраста, еще слабо знакомы с растительным и животным миром своего края.
В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы в условиях региона, в котором мы живем. Мы должны помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. В нашей группе создана необходимая предметно-развивающая среда для экологического воспитания дошкольников с учетом регионального компонента, имеется экологический уголок, который является хорошим дополнительным средством в формировании экологического мышления и воспитания экологической культуры у дошколят. Ведь именно процесс познания своего родного, близкого - связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Так же я считаю, что теоретические занятия в группе без практических исследований пройденного материала, не дадут того необходимого результата, который является целью экологического воспитания дошкольников. Поэтому важное место в данной работе, я отвела посещению с детьми визит-центра ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», экспозиция которого рассказывает о природе Юга Камчатки, важности и методах её сохранения, роли в этом местных жителей (в том числе и самих детей). В визит-центре дети изучали в ходе исследовательской, поисковой деятельности объекты живой и неживой природы родного края, своего региона и своей местности.
Специалистами центра заповедника были разработаны презентации, игры, подобраны мультфильмы на экологические темы. Природа оставляет след в душе каждого человека, она своей яркостью воздействует на его чувства. Ребенок должен не бездушно смотреть на природу, а видеть и понимать ее. Вернувшись в группу, во время занятий по окружающему миру мы работали в своем экоуголке, где ребята с удовольствием применяли знания, полученные в визит-центре.
Особенность формирования экологической культуры состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому особое и значительное внимание я уделила работе с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у детей растерянность и обиду. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Необходимо выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей, рассмотрев и обсудив полученные результаты, и сообща приняв совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.
Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их конкретных примерах для этого с родителями была проведена предварительная работа. Консультация на тему: «Правильное отношение к природе начинается в семье», рекомендации по выбору стихотворений для заучивания, рекомендации по экскурсии на природу родного края, статья на тему: «Правила поведения на природе», разработан информационный стенд на тему: «Юные эколята».
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребёнка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя и в игре, и при восприятии художественных произведений, и особенно при близком знакомстве через познавательно-поисковую деятельность детей.
Работая совместно детский сад- визит-центр Кроноцкого заповденика - дети - родители, я считаю мы достигли положительных и ожидаемых результатов. Таким образом, итогом нашей совместной деятельности явился экологический альбом, созданный совместно детским садом- детьми- родителями на тему: «Природа Камчатки», в который вошли детские рисунки и фотоколлаж, из личных фотоархивов и фото онлан-ресурсов.
Альбом «Природа Камчатки», прилагается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы образования в Российской федерации на значимость организации системного подхода к экологическому о...
Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье рассматриваются основные аспекты использования игры как средства экологического воспитания дошкольника. Приводятся примеры наиболее эффективных на современном этапе игр с целью формиров...
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Коршуновой Нины Николаевны на 2016-2019 учебные года Методическая тема: Тема: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельно
Развитие6 познавательных интересов дошкольников является одной изактуальнеых проблем в педагогике....
Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
laquo;Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Воспитатель:Рябцева О.В....
Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...
- Мне нравится (1)